Изображение природы в творчестве фета. Фет тема природы в лирике Что видел фет в природе
А. А. Фет – русский поэт 19-го века, чьи мелодичные возвышенные стихи легли на музыку и стали известны даже как романсы. Поэт творил ради красоты, не касаясь политики. Центральное место в лирике Фета занимает русская природа.
Афанасий Фет использовал искусство как убежище от повседневной жизни. Стихи этого автора всегда посвящались любви и природе. Он был убежден, что искусство не должно касаться общественных дел и вообще окружающей действительности, принося исключительно эстетическое удовольствие, а не призывая к борьбе или противостоянию. Именно поэтому в творчестве А. А. Фета столь цельна и прекрасна природа.
Родную природу поэт изображает вдохновенно и очень эмоционально. В отличие от Некрасова, он не связывает ее с крестьянским трудом, а в отличие от Лермонтова – не отражает через нее чувства лирического героя. Природа у Фета живет сама по себе, одним своим существованием вызывая восторг и упоение.
Поэт любил изображать русскую природу в разные времена года, но чаще всего у него встречаются весенние образы. Стоит отметить, что Фет не изображает какие-то особо эффектные картины или явления. Он описывает самые привычные вещи, которые, однако, пропитаны радостью и жизнью. Его образы ощутимы, наполнены деталями, звуками и даже ароматами. Никто раньше не детализировал изображение природы с такой тщательностью.
Близость человека с природой у Фета выводит нас к близости со Вселенной. Его стихи постепенно начинают приобретать некую космическую направленность.
Манера изображения природы этого автора близка к импрессионистам. Он описывает увиденное, облекая свое впечатление, сиюминутный порыв души в слова. В своем творчестве Фет очеловечивает природу, наделяет ее душой, а люди при этом становятся всего лишь частицей этого живого мира.
План сочинения
1. Вступление. Особенности пейзажа Фета.
2. Основная часть. Тема природы в творчестве поэта.
Разнообразие картин природы у Фета.
Конкретность и многоплановость пейзажа.
Фет и Тютчев.
Импрессионизм Фета.
Весенняя тема в лирике поэта.
Зимняя тема в лирике поэта.
3. Заключение. Первый русский поэт-импрессионист.
«У г. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления…Поэзия его состоит из ряда картин природы…из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин…», – писал о поэте А.В. Дружинин. И действительно, пейзажи, созданные поэтом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека. Природа не связана у Фета с крестьянским трудом, как у Некрасова, с миром душевных переживаний – как у Лермонтова. Но вместе с тем восприятие ее поэтом живо, непосредственно и эмоционально. Пейзаж здесь – это всегда индивидуально-личностное восприятие, фиксирующее не только какое-то явление природы, но и настроение поэта. Природа у Фета – всегда объект художественного восторга и эстетического наслаждения. Причем в центре внимания поэта – самые обыденные явления, а вовсе не эффектные, колоритные картины. И каждое мимолетное впечатление имеет для Фета собственную привлекательность. Он безотчетно радуется жизни, не задумываясь над ней. Ему свойственен какой-то простодушный взгляд на явления жизни, храрктерный для незамутненного сознания.
В произведениях поэта представлены все наши времена года: нежная весна – с пушистыми вербами, с первыми ландышами, с тонкими клейкими листочками распустившихся берез; жгучее, знойное лето – со сверкающим терпким воздухом, с синим полотном неба, с золотыми колосьями раскинувшихся вдали полей; прохладная, бодрящая осень – с пестрыми косогорами лесов, с птицами, потянувшимися вдаль; ослепительная русская зима – с ее неуемной метелью, свежестью снегов, замысловатыми узорами морозов на оконном стекле. Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы праздный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».
Природные образы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных зрительных деталей, запахов, звуков. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда:
Как здесь свежо под липою густою,
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
(«Под липой»)
Исследователи отмечали, что в произведениях поэта явления природы описываются «детальнее, предстают более конкретными, чем у его предшественников. В стихах Фета мы встретим, например, не только традиционных птиц, получивших привычную символическую окраску, как орел, соловей, лебедь, жаворонок, но и таких, как лунь, сыч, черныш, кулик, чибис, стриж…». Во многих стихотворениях поэта описано конкретное время суток, зачастую это раннее весеннее утро или теплая весенняя или летняя ночь. Природа здесь соотнесена с чувствами человека:
Какая ночь! Все звезды до единой
Тепло и кротко в душу смотрят вновь,
И в воздухе за песнью соловьиной
Разносится тревога и любовь.
(«Еще майская ночь»)
Вообще, образ звезд часто встречается в произведениях Фета. К.Г. Паустовский считал поэта основоположником космической лирики. И здесь поэт сближается с Ф.И. Тютчевым. Вот стихотворение, которое очень любил П.И. Чайковский:
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Поэт здесь как будто остается один на один со Вселенной. Он смутно осознает свое одиночество и вместе с тем особую значительность, какую-то торжественность этой минуты:
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Он не просто ощущает свое родство с этой «бездной полуночной», – он переживает необычайное состояние погружения души в космическую глубину:
Я ль несся к бездне полуночной,
Иль сонмы звезд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Все невозвратнее тону.
(«На стоге сена ночью южной…»)
Здесь ощущения человека, глядящего на небо, ассоциируются у поэта с ощущениями растворения души в космосе. Тютчевские мотивы, философские мысли звучат у Фета в таких стихотворениях, как «Осень», «Ласточки», «Есть ночи зимней блеск и сила…», «Я рад, когда с земного лона…».
Во многих пейзажах Фет предстает перед нами как поэт-импрессионист. Как замечает Б.Я. Бухштаб, «поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, произведенное предметом». Вот, например, стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:
Ярким солнцем в саду пламенеет костер,
И, сжимаясь, трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, качается ельник.
В последней строфе его мы узнаем, что деревья лишь кажутся качающимися в неверных отблесках костра. Внешний мир как бы окрашивается душевными настроениями поэта. С этим связан антропоморфизм, одухотворение природы в лирике Фета. Так, роза у него «странно улыбнулась», «звезды молятся, пруд грезит», «тополь сонный дремлет». Мир природы у него очеловечивается, человек же, наоборот, является гармонической частью этого мира. Как отмечают исследователи, здесь сказывается явное влияние на творчество поэта лирики Гейне.
В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханью, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:
Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.
(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)
Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде – все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой. Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени…
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы»)
Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:
Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
(«Весенние мысли»)
Одновременно весенние стихотворения Фета – это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(«Я пришел к тебе с приветом»)
Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью. Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:
Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.
(«Первый ландыш»)
Весна у поэта – это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».
Если весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, то зимняя – с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:
Ночь светла, мороз сияет,
Выходи – снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
(«Ночь светла»)
Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:
Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла…
(«Никогда»)
Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, он умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:
Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной…
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)
Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов – в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».
Афанасий Фет прожил долгую жизнь, на всем протяжении которой в его личности удивительно переплетались два совершенно разных человека. С одной стороны, это был грубый, практичный человек, которого не раз била жизнь и который от нее многому научился. А с другой стороны в натуре Фета присутствовал и вдохновенный романтик, не устающий в своих стихах воспевать любовь и красоту. Любовь и природа – центральные темы творчества поэта. Фет любил и знал русскую природу. Он умел в любом состоянии природы увидеть красоту. Читая стихотворения поэта, можно услышать пение птиц, жужжание пчел, треск кузнечиков, звон ручья, которые сливаются в радостную музыку. Фет пристально наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике позванивает колокольчик. Для Фета природа – это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место – или даже состояние души – в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.
В основе поэтики Фета – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы. Природа у Фета почти никогда не существует сама по себе, отдельно от человека. Душа и мир в лирике Фета порою неразделимы. Чувства лирического героя оказываются родственными исполненной глубокой духовности жизни природы, которая вносит в них красоту и гармонию и является источником счастья. Для поэта любовь - это также средоточие всех печалей, волнений, тревог . Трагические мотивы любовной лирики Фета не случайны. Многие стихи посвящены любимой женщине, Марии Лазич, гибель которой мучительно переживает поэт.
Фет считал, что человеческая жизнь окрашена в темные тона, а небесная жизнь ослепительно яркая. Почти во всех стихотворениях Фета, где он говорит о женской красоте, есть эпитет «небесный». Женская красота в стихотворениях поэта подобна красоте природы, а созерцание лика любимой женщины сродни любованию природой. Самым знаменитым стихотворением Фета считается «Шепот, робкое дыханье...». В стихотворении нет ни одного сказуемого. Поэт хочет передать малейшие изменения цвета, света, звука, впечатлений.
Творчество Фета – это новый этап в развитии русской романтической поэзии. В его стихах психологически точно переданы ощущения, настроения, оттенки душевных движений, которые знакомы и понятны читателю. Любовь для Фета была самой главной верой в жизни, единственным ее смыслом и содержанием. Для него сама жизнь – любовь, само человеческое бытие – любовь. Эта мысль настолько “громко” и сильно звучит в его стихах, что навевает мысли о чем-то языческом. Особого внимания заслуживают стихи Фета, относящиеся к периоду 80-90-х годов. К тому времени поэт уже прожил достаточно долгую жизнь и превратился в старика, однако в его стихах продолжает жить восторженный горячий юноша. Мысли его по-прежнему обращены к одному: к любви, к безумству страстей, буйству жизни и трепету молодости. В этом не трудно убедиться, стоит только вчитаться в такие стихи, как "Нет, я не изменил", "Люби меня! Как только твой покорный" или же "Еще люблю, еще томлюсь".
А. А. Фет — поэт лирический, и только лирический, что было особенно ненавистно большинству его современников. И это удивляет, потому что при наличии самой развитой и передовой в мире литературы в России активно существовала самая реакционная и самая примитивная литературная критика. Единственное положение, которым руководствовался средний российский критик, — общественная полезность произведения; однако, несмотря на ругательные статьи, популярность Фета в России была чрезвычайно велика. Это свидетельствует как о большом его таланте, так и о необычайно высоко развитом вкусе читающей публики. Содержанием поэзии Фета всегда была красота окружающего мира и природы и, конечно, любовь. В этом смысле действительно глубоко прав Писарев: стихи Фета бесполезны практически. В них ничего нет, кроме нежных движений человеческой души.
В моем саду, в тени густых ветвей
Поет в ночи влюбленный соловей.
У Фета в стихах есть все, что должно быть в поэзии: «любовь и кровь», «морозы и розы». Его природа персонифицирована и одухотворена — это роднит его с Тютчевым:
Как майский глубокий
Зефир, ты, мой друг, хороша.
У него все живо, все дышит, способно плакать, радоваться и грустить:
В небесах летают тучи,
На листах сверкают слезы,
До росы шипки грустили,
А теперь смеются розы.
Часто, чтобы ярче представить сущность жизни, поэты создают для нее специальные образы. Так, Данте выписал человеческое зло в девяти грандиозных кругах своего «Ада». Полонский стянул и сжал обычное содержание человеческой жизни в тесный мирок насекомых. Для Фета жизнь — в медленном, но беспечном сосуществовании природы и человека:
Какой горючий пламень
Зари в такую пору!
Кусты и острый камень
Сквозят по косогору.
Ушли за днем послушно
Последних туч волокна...
О, как под кровлей душно,
Хотя раскрыты окна.
Поэзия для Фета — высший род художества. Она по-своему заключает в себе элементы всех других искусств. Как истинный поэт, он наделяет свое слово и музыкальными звуками и красками, и пластическими формами. У различных поэтов легко заметить преобладание того или другого из этих элементов. У Фета поэзия и живописна и музыкальна. Картины природы, нарисованные Фетом в стихах, играют всеми цветами, а сами стихи звучат, как хорошо настроенный инструмент в руках мастера:
Смотри, красавица, — на "матовом фарфоре
Румяный русский плод и южный виноград.
Как ярко яблоко на лиственном узоре!
Как влагой ягоды на солнышке горят.
Мастер рисует эту картину медленными, тягучими, густыми мазками. Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей, созвучной поэтическому языку XX века. Стоит вспомнить манделыптамовское: «Золотистого меда струя из кувшина текла...» — ритмический и музыкальный рисунок цитируемого стихотворения резонирует и совпадает с фетов-ской мелодикой и ритмикой.
Образы природы, нарисованные Фетом, завораживают- Они безупречны. Но эта безупречность тепла и полна скрытой жизни:
Уснули метели
С печальной зимой,
Грачи прилетели,
Пахнуло весной.
Широкая карта
Полночной земли
Чернеет, и марта
Ручьи потекли.
Для песни полночной
Отныне живи,
Душой непорочной
Предайся любви.
Даже запись в альбом, поэтический пустяк, он превращает в эстетическое событие: «Среди фиалок в царстве роз // Примите искренний поклон...» Его, фетовские леса «благоуханны», тропинки «желты», растения он наделяет «царственной мудростью», луговая трава в его стихах «осыпана жемчугом», а не росой, ночь «сладострастна», а еще:
На природе с каждой каплей
Зеленеет вся одежда,
В небе радуга сияет,
Для души горит надежда.
При всем различии разобранных здесь стихотворений они сходятся в том, что, по мысли и внутреннему чувству Фета, все значение поэзии — в безусловном, независимом от внешних или практических целей и намерений, самозаконном вдохновении, создающем то прекрасное, что по своему существу есть нравственное и доброе.
Этим достаточно определяется значение поэзии Фета, а содержание ее раскрывается при последовательном прочтении всего ряда его стихотворений.
ТЕМА ЛЮБВИ В ЛИРИКЕ А. А. ФЕТА
В лирике А. А. Фета немаловажную роль играет тема любви. Создание прекрасных стихов о любви объясняется не только великим даром и особым талантом поэта. В случае с Фетом оно имеет реальное отражение в жизни.
Вдохновением для поэта была его любовь к дочери помещика Марии Лазич. Насколько их любовь была высока и огромна, настолько и трагична. Мария Лазич знала, что Фет никогда не женится на ней, ее смерть была темна и загадочна, можно даже предполагать, что это было самоубийство. Чувство вины постоянно преследовало Фета на протяжении всей его жизни, современники отмечали холодность, даже некоторую жестокость Фета в жизни. И, может быть, все же переживания о потере своей любимой нашли свое отражение в другом мире Фета — мире лирических переживаний, настроений, чувств, воплощенных в стихотворения. Фет ощущал себя в другом бытии, мире поэзии, где он не одинок, а рядом с любимым человеком. Они снова вместе, и никто не сможет их разлучить.
И хоть жизнь без тебя
Суждено мне влачить,
Но мы вместе с тобой,
Нас нельзя разлучить.
Поэт все время ощущает духовную близость со своей любимой, о чем свидетельствуют стихотворения.
Ты отстрадала, я еще страдаю...
В тиши и мраке таинственной ночи...
Образ Марии Лазич для поэта является нравственным идеалом, а вся жизнь поэта — это стремление к идеалу и надежда на воссоединение с ним. Можно отметить, что любовная лирика Фета наполнена не только чувством надежды и упования. Она также глубоко трагична. Чувство любви — это не только радость, накопленная трепетными воспоминаниями, но и любовь, которая несет душевные муки и страдания.
Например, как стихотворение «На заре ты ее не буди» наполнено различным смыслом. Вначале вроде бы показан тихий, спокойный сон девушки, но уже потом появляется какое-то напряжение...
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон.
Эта строка указывает на болезненное состояние. Любовь Фета — это костер, как и поэзия — пламя, в котором сгорает душа.
Ужель ничто тебе в то время не шепнуло: здесь человек сгорел!
Но время шло, а любовь его не угасала, она была настолько велика, сильна, что даже его друзья удивлялись, как он смог написать стихотворение «На качелях» — по прошествии сорока лет.
«Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, а платье ее трепетало от ветра», — пишет Фет в письме к Полонскому. Насколько же память о своей девушке рождает такие воспоминания, не дает покоя в течение всей жизни!
Поэзия поэта — это плод его любовных переживаний и воспоминаний, которому он отдал все, что испытал, пережил, потерял.
Конечно же, потеря любимого человека произвела на Фета глубокое впечатление, поэт пережил душевное потрясение, в результате чего у него проявился великолепный талант, который открыл ему дорогу в поэзию для выражения своих чувств и переживаний.
Подводя итог всему сказанному, я хочу добавить, что любовь — это действительно необыкновенная сила, которая творит чудеса. «Любви все возрасты покорны».
Любовь — прекрасное чувство, и каждый человек хочет любить и быть любимым.
Возможно, смерть любимой девушки раскрыла талант великолепного поэта, который написал такие замечательные стихи любви, полные грусти и тоски и в то же время наполненные радостью, счастьем и жаждой жизни.
А.А. Фет — тончайший мастер стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, присутствует не одно лишь любование. Как и в поэзии Тютчева, живая и одухотворённая природа выступает в стихах Фета вторым (и полноправным!) лирическим героем. Однако, если Тютчеву близок космический масштаб восприятия (отсутствие конкретных деталей в изображении мира), то Фет, напротив, искусно использует приём детального живописания:
Летний вечер тих и ясен;
Посмотри, как дремлют ивы;
Запад неба бледно-красен,
И реки блестят извивы.
Уже из приведённого отрывка видно, что поэт далёк от того, чтобы просто описывать пейзаж: он изображает его с целью передать определённое настроение. «Вечер тих», безмятежно «дремлют ивы» — какое во всём разлито умиротворение! И в душе лирического героя преобладает то же чувство.
Гармония в природе рождает гармонию в душе. И человек безмерно благодарен за это:
Всю ночь, всю эту ночь я просидеть готов,
Смотря в лицо зари иль вдоль дороги серой...
Какою молодой и безграничной верой
Опять душа полна!..
Таким образом, пейзажная зарисовка оказывается психологическим этюдом. Состояние человека уподобляется состоянию природы и наоборот. В стихах Фета часто применяется такой художественный приём, как олицетворение — одушевление, очеловечивание природы. Но это вовсе не означает, что человек снисходит до природы или возвышается до неё. Человек — часть всего живого, такое же творение бога, как земля и всё населяющее её.
Фет стремится запечатлеть не статичный пейзаж, а изменчивую, воспринимаемую в движении картину. Поэтому, как мне кажется, в поэтической лексике поэта отмечается преобладание существительных и глаголов над прилагательными: существительное называет явление, глагол передаёт его движение. Известны стихотворения Фета, построенные на существительных — например, «Шёпот, робкое дыханье...» и «Это утро, радость эта...». Тяготение к назывным конструкциям свидетельствует, на мой взгляд, о стремлении автора показать мимолётное мгновение жизни, его красоту. Он, как художник-импрессионист, мазками-деталями наносит краски на холст, и картина получается объёмной, живой, наполненной воздухом и светом.
Весна и лето — любимые времена года поэта. Многоцветие, многозвучие, жажда жизни, её приветствие звучат в этих стихах. Поэт приветствует щедрый на краски день, любит таинственную ночь.
Стихи Фета о природе в большинстве своём проникнуты радостью от увиденной красоты, от соприкосновения с ней, от сопричастности таинству жизни:
Какая ночь! На всём такая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!
Лучшие стихи Фета звучат восторженным поэтическим гимном красоте природы:
Целый мир от красоты,
От велика и до мала,
И напрасно ищешь ты
Отыскать её начало.
В то же время в стихах Фета присутствует философское осмысление природы, её сущности:
Что такое день иль век
Перед тем, что бесконечно?
Хоть не вечен человек,
То, что вечно, — человечно.
Эти строки заставляют нас вспомнить об утраченной людьми гармонии с миром. Когда-то человек жил в соответствии с ритмами природы, был неотъемлемой её частью. Потом, объявив себя «царём природы», в гордыне и самонадеянности перестал считаться с естественными законами эволюции, стал потребительски относиться к среде, из которой вышел. И что теперь? Природа мстит катастрофами и катаклизмами нам, людям XXI века, утратившим чувство единства со всем живым и неживым на планете. Только иногда, глядя на закат солнца, звёздное небо, мы поражаемся величию и красоте божьего мира. Понять и почувствовать эту красоту нам помогают стихи А.А. Фета.
Похожие статьи
-
Функциональные обязанности классного руководителя Должностные обязанности классного руководителя начальной школы
Должностная инструкция классного руководителя 1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений образования, согласованными с...
-
Вулкан Чимборасо в Эквадоре, одна из наиболее удалённых от центра Земли точек на поверхности
НАШ ДОМ - ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ Мы живем на прекрасной планете Земля. Если смотреть на нее из космоса, она - голубая, если лететь самолетом, можно видеть внизу бескрайние просторы зелени и красивые разноцветные мигающие огни ночных городов....
-
"Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация Основная педагогическая задача –
Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации...
-
Докучные сказки Докучная сказка про кота
Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Не хочу! Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Отстань! Я отстань, ты отстань. Не сказать ли...
-
Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари
СОВ Е Т Ы М А Л Е НЬКИ М Ш К О Л Ь Н И К АМ Ответы к стр. 30 Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем: особенности волшебной сказки; построение сказки (присказка, зачин, концовка); сказочные герои;...
-
Викторина для подростков "все обо всем" классный час на тему
Кросс - вопрос. Интеллектуальный марафон Предварительно формируются 3—4 команды по 10—12 человек, которые придумывают себе названия и делают эмблемы. Ведущий. Поспешите все на кросс! Начинаем «кросс-вопрос»! Участники кросса, Не бойтесь...