Характеристика словесных методов обучения. Общие требования к их выполнению. Приемы обучения Что такое словесный метод обучения

Методы устного изложения

1. Рассказ

2. Объяснение

5. Учебная дискуссия

1. Рассказ – словесный метод обучения, предполагающий устное повествовательное изложение содержания учебного материала.

Педагогические требования к рассказу:

ü обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания;

ü достоверность сообщаемой информации; включение ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

ü обеспечение четкости логики изложения;

ü эмоциональность изложения;

ü простота и доступность языка изложения;

ü отражение личной позиции в оценке излагаемых фактов, событий.

Ведущая функция данного метода – обучающая. Сопутствующие функции – развивающая, воспитывающая, побудительная и контрольно-коррекционная.

Этот метод применяется, прежде всего, в младших классах; в школе второй и третьей ступени он используется реже.

По целям выделяются несколько видов рассказа: рассказ-вступление, рассказ-повествование, рассказ-заключение. Назначение первого – подготовить учащихся к изучению нового материала, второй – служит для изложения намеченного содержания, а третий – завершает отрезок обучения.

Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

2. Объяснение – словесный метод обучения, заключающийся в истолковании закономерностей, существенных свойств изучаемых объектов, отдельных понятий, фактов или явлений при изучении, как правило, теоретического материала различных наук, при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни.

Педагогические требования к объяснению:

ü точное и четкое формирование задачи, сути проблемы, вопроса;

ü последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

ü использование приемов сравнений, сопоставления, аналогии;

ü привлечение ярких примеров;

ü обеспечение четкости логики изложения.

Обучающе-познавательный результат объяснения проявляется в глубо­ком и ясном понимании учеником сути явления, его закономерных связей и зависимостей. Диагностическое значение объяснения состоит в том, что его эффективность прямо зависит от того, насколько четкую информацию о глубине постижения истины учеником получит учитель и на этой основе произведет коррекцию в усвоенных знаниях. Развива­ющий результат объяснения выражается в активизации мыслительных процессов, формировании у школьников умения сосредотачиваться на выявлении главного и существенного. Воспитательное значение метода заключается в развитии у ребят стремления докопаться до истины, вы явить в изучаемом материале главное и отделить его от несущественного, второстепенного.

Объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и младшем школьном возрасте в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями необходимость в объяснении становится все более настоятельной.

3. Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют следующие виды бесед:

эвристическая беседа , в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;

сообщающая беседа , используется для сообщения новых знаний;

закрепляющая беседа , применяется после изучения нового материала;

индивидуальная беседа , вопросы адресуются одному учащемуся;

фронтальная беседа , вопросы адресуются учащимся всего класса.

Разновидность беседы - собеседование, заключающееся в обсуждении проблем с учащимися преимущественно старших классов.

Достоинства метода беседы:

▪ активизирует учащихся, развивает их память и речь;

▪ делает открытыми знания учащихся, имеет значительные воспитательные возможности.

Беседа требует продуманности и четкости в постановке вопросов, гибкости в их уточнении и развитии. Опытные педагоги в целях активизации учебного процесса включают элементы беседы в рассказ и в объяс­нение. С помощью диалога осуществляется и проблемное обучение: по­становка задачи, уточнение понимания ее сути и обсуждение и подве­дение учащихся к самостоятельным выводам. Познавательный результат беседы обнаруживается в прочном усвоении знания школьниками, в активизации их жизненного опыта. Развивающий эффект беседы прояв­ляется в формировании у ребят умения четко и быстро мыслить, анали­зировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль.

4. Лекция (лат. lectio - чтение) - систематическое, последовательное, мо­нологическое изложение учителем (преподавателем, лектором) учеб­ного материала, как правило, теоретического характера. Как одна из организационных форм обучения и один из методов обучения, традиционна для высшей школы, где на ее основе формируются курсы по многим предметам учебного плана.

Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обу­чения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. В условиях средней школы она применяется в старших классах для пре­подавания предметов общественно-гуманитарного цикла. Характер учеб­ного материала этих дисциплин, необходимость обстоятельных объяс­нений, изменения теории, фактов, событий, крупных обобщений, требуют огромной творческой активности от учителя, длительного мо­нологического самопроявления. Технология лекционного метода пред­полагает сообщение учащимся плана, указание на особенности конс­пектирования, интонационное выделение и повторение главных выводов и обобщений, риторические вопросы, показ иллюстративного матери­ала, эпизодические обсуждения, ответы на вопросы, резюме и краткий анализ литературы. В обучающем аспекте преимущества лекции прояв­ляются в возможности обеспечить законченность и целостность воспри­ятия - усвоения школьниками объемного учебного материала в его ло­гических опосредованиях и взаимосвязях.

Развивающий эффект лекции состоит в вовлечении учащихся в поток логического мышления, приемов диалектической логики, в восхожде­ние учительской мысли от конкретного к абстрактному, от абстрактно­го к конкретному, обращения к анализу и синтезу, индукции и дедук­ции. В воспитательном смысле лекция формирует у ребят трудолюбие, устойчивое произвольное внимание, навыки конспектирования устной речи, умение ставить вопросы и выяснять непонятое.

5. Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование) – метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Учебная дискуссия среди других методов постепенно входит в практику нашей школы. Она давно и успешно применяется в учебных заведениях западного мира и в целом ряде случаев обеспечивает хорошие результаты при решении тех задач, где другие методы оказываются менее эффективными.

9. Наглядные методы обучения: демонстрация, иллюстрация, видеометод, работа с книгой.

1. Демонстрация (лат demonstratio – показывание) – метод, выражающийся в показе всему классу на уроке различных средств наглядности.

Объектами демонстрации являются:

ü наглядные пособия демонстрационного характера – картины, таблицы, схемы, карты, диапозитивы, кинофильмы, модели, макеты, диаграммы, крупные натуральные объекты и препараты и др.;

ü опыты, проводимые учителем в классе на уроках физики, химии, биологии и других учебных предметов.

Демонстрация применяется учителем преимущественно при изучении нового материала, а также при обобщении и повторении уже изученного материала. Условиями эффективности применения демонстрации являются: тщательно продуманные пояснения; обеспечение хорошей видимости демонстрируемых объектов всем учащимся; широкое вовлечение последних в работу по подготовке и проведению демонстрации.

2. Иллюстрация как метод обучающего взаимодействия применяется учителем в целях создания в сознании учащихся с помощью средств наглядности точного, четкого и ясного образа изучаемого явления.

Главная функция иллюстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействий для подтверждения теоретических положений. Она помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыслительной деятельности детей и педагога. Иллюстрации применяются в процессе преподавания всех учебных предметов. В качестве иллюстрации используются натуральные и искусственно созданные предметы: макеты, модели, муляжи; произведения изобразительного искусства, фрагменты фильмов, литературных, музыкальных, научных произведений; символические пособия типа карт, схем, графиков, диаграмм. Обучающий результат использования иллюстраций проявляется в обеспечении четкости первоначального восприятия изучаемого предмета учащимися, от чего зависит вся последующая работа и качество усвоения. Развивающий эффект иллюстрации связан с активизацией деятельности анализаторов, процессов восприятия и формирования представлений. Вместе с тем злоупотребление иллюстративностью приводит к сдерживанию развития мыслительных процессов.

3. Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, киноаппаратов, учебного телевидения, видеопроигрывателей и видеомагнитофонов, а также компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного метода обучения.

Видеометод служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, следовательно, успешно выполняет все дидактические функции.

Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

10. Практические методы обучения: у пражнения, лабораторный метод, практический метод, познавательные (дидактические) игры.

1. Упражнения среди практических методов отличаются наибольшей эф­фективностью.

Упражнение - это метод обучения, представляющий собой планомерное организованное повторное выполнение действий с целью овладе­ния ими или повышения их качества. Без правильно организованных упражнений невозможно овладеть учебными и практическими умения­ми и навыками.

Достоинство данного метода состоит в том, что он обеспечивает эф­фективное формирование умений и навыков, а недостаток - в слабом выполнении побуждающей функции.

Различают специальные, производные и комментированные упражнения.

Специальными называются многократно повторяемые упражнения, на­правленные на формирование учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся применявшиеся прежде, то они называются производными.

Производные упражнения способствуют повторению и закреплению ра­нее сформированных навыков. Без производных упражнений навык за­бывается.

Комментированные упражнения служат для активизации учебного про­цесса, сознательного выполнения учебных заданий. Сущность их в том, что учитель и учащиеся комментируют выполняемые действия, вслед­ствие чего они лучше осознаются и усваиваются.

Устные упражнения широко используются в процессе обучения. Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познава­тельных возможностей учащихся. Назначение устных упражнений раз­нообразное: овладение техникой и культурой чтения, устного счета, рассказа, логического изложения знаний и т. д.

Письменные упражнения (стилистические, грамматические, орфографи­ческие диктанты, сочинения, конспекты, решения задач, описания опытов и т. д.) составляют важный компонент обучения. Их главное назначение - формирование, развитие и упрочение необходимых уме­ний и навыков. Учителю необходимо заботиться об их достаточном количестве и разнообразии. К письменным упражнениям тесно примыкают графические, использу­емые при изучении математики, физики, черчения, географии, рисо­вания, а также в процессе производственного обучения.

Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навы­ками обращения с орудиями труда, лабораторным оборудованием (при­борами, измерительной аппаратурой), развивают конструкторско-технические умения.

Производственно-трудовые упражнения составляют систему специально разработанных трудовых действий учебного или производственного ха­рактера. Они бывают простыми и сложными.

Чтобы упражнения были эффективными, они должны отвечать ряду требований:

ü сознательная направленность учащегося на повышение качества дея­тельности;

ü знание правил выполнения действий;

ü сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

ü учет достигнутых результатов;

ü распределение повторений во времени.

2. Лабораторный метод основан на самостоятельном проведении экспери­ментов, исследований учащимися и применяется прежде всего при изу­чении физики, химии, биологии. Опыты могут проводиться индивиду­ально или в группах.

Особой эффективностью отличается проблемный (исследовательский) лабораторный метод. Он отличается тем, что выдвигают гипотезу иссле­дования, намечают его путь, подбирают необходимые материалы и при­боры сами учащиеся.

Лабораторный метод сложен, требует наличия специального, часто до­рогостоящего оборудования, тщательной подготовки учителя и учащихся. Его использование сопряжено со значительными затратами энергии и времени.

3. Практический метод отличается от лабораторного тем, что в деятельно­сти учащихся преобладает применение полученных знаний к решению практических задач. На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Данный метод выполняет функцию углубления зна­ний, умений, а также способствует решению задач контроля и коррек­ции, стимулированию познавательной деятельности.

Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях:

Объяснение учителя - этап теоретического осмысления работы.

Показ - этап инструктажа.

Проба - этап, на котором два - три ученика выполняют работу, а ос­тальные школьники наблюдают и под руководством учителя делают за­мечания, если в процессе работы допускается ошибка.

Выполнение работы - этап, на котором каждый самостоятельно выпол­няет задание. Учитель на этом этапе особенное внимание уделяет тем ученикам, которые плохо справляются с заданием.

Контроль. На этом этапе работы учеников принимаются и оцениваются. Учитываются качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания.

4. Познавательные игры (дидактические) - это специально созданные си­туации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

В последнее десятилетие все большую популярность получают симуляционные игры (то есть способствующие воспроизведению определенного качества), а также такие разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда дей­ствительно имевших место или гипотетических.

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и высококлассных специалистов. Он напомина­ет известную "мозговую атаку", в процессе которой участники выска­зывают (генерируют) собственные идеи разрешения проблемы.

Работа с учебником и книгой - важнейший метод обучения, включаю­щий ряд приемов самостоятельной работы с печатными источниками:

конспектирование (краткое изложение, краткая запись прочитанного);

составление плана текста (разбивание прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и озаглавливание их);

тезирование (краткое изложение основных мыслей (тезисов) прочитан­ного текста);

цитирование (дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

аннотирование (краткое свернутое изложение содержания прочитанно­го без потери существенного смысла);

рецензирование (написание краткого отзыва с выражением своего отно­шения к прочитанному);

составление справки (подборка сведений, имеющих статистический, био­графический, библиографический, терминологический, юридический и пр. характер, полученных в результате поиска);

составление формально-логической модели (словесно-схематическое изоб­ражение прочитанного);

составление тематического тезауруса (упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме);

составление матрицы идей (сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов).


11. Формы организации учебной работы, история их развития. Урок – основная форма обучения, требования к нему.


Формы организации обучения

Урок Консультации
- Традиционный - Нетрадиционный - Комбинированные - Повторение - Изучение нового материала - Закрепления - Обобщения - Контроля и проверки - Индивидуальные - Групповые - Текущие - Тематические - Обобщающие
Экскурсии Семинары
Комплексная Предметная Вводная Обобщающая Текущая Природоведческая Производственная По памятным местам В музеи, на выставки Факультативы
Домашняя учебная работа Практикумы
Репродуктивная - Выполнение упражнений и решение задач Лабораторные занятия
Творческая - Работа с учебником Практические занятия
- Наблюдения и опыты Практические занятия
- Чтение дополнительной литературы Дополнительные занятия
- Подготовка докладов и сообщений Формы трудового обучения
- Изготовление пособий Учебные конференции

Требования к уроку

Дидактические (образовательные) Четкое определение места урока в системе уроков и задач данного урока
Определение оптимального содержания урока в соответствии с учебной программой, с учетом подготовки учащихся
Осуществление принципов обучения
Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля
Осуществление различных видов коллективной, групповой и индивидуальной работы
Реализация межпредметных связей
Развивающие Формирование памяти, внимание, мышления учащихся
Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности
Всесторонний учет развития и психологических особенностей учащихся
Формирование потребности в знаниях, готовности к самообразованию
Формирование учебной деятельности учащихся
Формирование творческих способностей, создание проблемных ситуаций
Воспитательные Формирование мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций
Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира
Соблюдение учителем педагогического такта, выдержка, терпения
Создание положительного эмоционального фона
Обогащение опыта общения и отношений
Организационные

– это наиболее распространенная группа методов, применяемых в педагогической практике по всем школьным предметам и на всех ступенях образования.

Источником получения знаний при этом считается слово, которое может быть устным или письменным.

Именно оно стимулирует активную познавательную деятельность учащихся, обеспечивает высшую культуру слуховых восприятий и мышления, развивает чтение, устную и письменную речь, а также требует умений анализа и синтеза, конкретизации и противопоставления, умений рассуждать и делать выводы.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа и дискуссия, лекция, работа с книгой. Данные методы обширно применяются в ходе формирования у детей теоретических и практических знаний, поддерживается вербальный обмен информацией между учителем и учащимися. Однако ознакомление с материалом осуществляется в основном в готовой форме, в связи с чем мало внимания уделяется постановке и решению проблемных задач, выполнению творческих заданий, развитию у детей познавательной самостоятельности и инициативы.

Рассказ и объяснение

Рассказ подразумевает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Данный метод используется на всех этапах школьного обучения, изменяется только характер повествования, его объем, длительность. По целям различают несколько видов рассказа: рассказ-вступление (подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, рассказ-изложение (раскрытие содержания новой темы), рассказ-заключение (выводы и обобщение изученного).

В ходе рассказа применяются такие методические приемы как активизация внимания, ассоциативные и закономерные сопоставления, сравнения, выделение главного, резюмирование. При этом к рассказу предъявляется ряд педагогических требований, в связи с чем он должен: содержать исключительно точные факты; включать достаточное количество ясных и убедительных примеров, фактов, доказывающих верность выдвигаемых положений; иметь четкую логику изложения; выделять основные положения, идеи, концентрировать на них внимание детей; быть эмоциональным, выразительным; излагаться понятным и доступным языком; длится не более 10 минут, поскольку дети быстро утомляются и их внимание рассеивается. Изложение материала также можно соединять с чтением фрагментов из учебника или учебного пособия, записью учащимися определений и дат, повторением наиболее важных, актуальных положений, выводов.

Объяснение - словесное толкование закономерностей, значимых качеств изучаемого объекта, раскрытие фактов, выведение законов и приемов действий, презентация опытов. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решении задач и теорем, при раскрытии обстоятельств и следствий в явлениях природы и социальной жизни. При этом учитель обязан соблюдать следующие требования: конкретно формулировать цели и задачи, четко ставить вопросы, подлежащие раскрытию; излагать материал ясно и последовательно; обеспечивать понимание детьми учебной информации, привлекать их к активному наблюдению объясняемых явлений; устанавливать взаимосвязь с уже изученным материалом. Объяснение может совмещаться с использованием наглядных средств, проведением опытов, применением ИКТ.

Беседа и дискуссия

Беседа относится к более известным методам дидактической работы, ее главная функция - побуждающая, но при этом она успешно выполняет и другие функции. Сущность беседы состоит в том, чтобы при помощи целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации уже полученных знаний, самостоятельным рассуждениям и обобщений. Беседа вынуждает ученика идти по стопам за идеей учителя, в следствии чего же он шаг за шагом продвигается в освоении новых знаний. Данный метод активизирует мышление, является эффективным средством диагностики усвоенных знаний и умений, содействует развитию познавательных способностей учащихся, а также велика и его воспитательная роль.

По свой цели и структуре беседы бывают вводные (организующие), эвристические, систематизирующие (закрепляющие), контрольно-коррекционные. Для эффективного проведения беседы необходима профессиональная подготовка педагога, поскольку он должен правильно формулировать тему и задавать вопросы, закономерно связанные между собой и соответствующие возрастному развитию учащихся. Вопрос задается всему классу и только после небольшой паузы для обдумывания вызывается ученик для ответа. Верные ответы одобряются, неверные либо неполные - комментируются, уточняются. В случае, если никто не может ответить, необходимо переформулировать, раздробить на части, поставить наводящий вопрос. Важным условием полноценной беседы являются четкая дисциплина на уроке и установление тесного контакта учителя с учащимися, что позволяет работать в атмосфере понимания, доброжелательности, открытости. Необходимо отметить, что беседа – это весьма трудоемкий метод обучения, так как требует большого количества времени, напряжения сил, профессионального мастерства.

Дискуссия как метод обучения имеет цель стимулирования познавательного интереса, втягивания учащихся в интенсивное обсуждение различных научных точек зрения по той или другой проблеме, побуждения к осмыслению информации и аргументации собственной позиции. Но для этого необходимо наличие как минимум двух различных взглядов на обсуждаемый вопрос. Без имеющихся знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения высказать идею - запутанной и противоречивой. Кроме того, существуют особые правила дискуссии, среди которых: ограниченное время выступления каждого ученика, дисциплина и взаимоуважение, сдержанность, достойное принятие чужой позиции и т.д.

Лекция

Лекция от других словесных методов отличается:

  1. более жесткой структурой;
  2. логикой изложения учебного материала;
  3. изобилием сообщаемой информации;
  4. системным характером освещения материала.

Предметом школьной лекции считается предпочтительно описание трудных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними причинно-следственных связей. Из этого вытекает, что лекция применима исключительно в старших классах, когда учащиеся уже добиваются требуемого для восприятия и осмысления материала лекции уровня подготовки. По длительности лекция занимает целый урок или даже два.

Педагогические требования к лекции следующие: создание учителем детализированного проекта лекции; ознакомление учащихся с темой, целью и задачами лекции; логически последовательное изложение всех пунктов плана; короткие обобщающие выводы после освещения каждого пункта; закономерные взаимосвязи при переходе от одной части лекции к другой; проблемность и эмоциональность изложения; своевременное подключение примеров, сравнений, фактов; контакт с аудиторией; подходящий темп изложения, позволяющий учащимся записать главные положения.

Работа с книгой

Работа с учебником и книгой стала одним из главных методов обучения. В учебнике материал изложен безошибочно и в систематизированной форме. Ученик имеет возможность неоднократно обрабатывать учебную информацию в доступном для него темпе и в удобное время. Учебные книги успешно выполняют обучающую, развивающую, воспитывающую, побуждающую, контрольно-коррекционную функции.

Целью самостоятельной работы с книгой может быть ознакомление с ее структурой, беглый просмотр, чтение отдельных глав, поиск ответов на конкретные вопросы, исследование материала, реферирование отдельных отрывков, решение примеров и задач, заучивание материала наизусть. Обучить детей работать со словом учебника и книги, сформировать у них потребность к чтению – важнейшая задача учителя.

Как правило, применяются два вида работы с книгой: на уроке под руководством учителя и самостоятельная работа дома. При этом используются следующие приемы: конспектирование, создание плана, тезирование, цитирование, рецензирование, создание справки, тематического тезауруса. Педагог должен постоянно упражнять детей в чтении, обучать анализу прочитанного, поиску ответов на вопросы, работе со схемами и таблицами, пользованию справочниками, словарями, энциклопедиями.

Страница 44 из 90

44. Словесные методы обучения

Данные методы занимают ведущее место в системе методов обучения, позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемым проблемы и указать пути их решения.

Словесные методы подразделяются на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой.

1. Метод рассказа предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. С педагогической точки зрения рассказ должен:

– обеспечивать идейно-нравственную направленность преподавания;

– включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов;

– иметь четкую логику изложения;

– быть эмоциональным;

– быть доступным;

– отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2. Под объяснением следует понимать словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений.

Объяснение – это монологическая форма изложения.

Использование данного метода требует:

– точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

– последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

– использования сравнения, сопоставления, аналогии;

– привлечения ярких примеров;

– безукоризненной логики изложения.

3. Беседа – диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Виды бесед: вводные или вступительные, организующие беседы; беседы-сообщения или выявления и формирования новых знаний (эвристические); синтезирующие, систематизирующие или закрепляющие.

В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Одной из разновидностей беседы является собеседование.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов, которые должны быть краткими, четкими, содержательными.

4. Главное назначение учебной дискуссии в процессе обучения – стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Перед проведением дискуссии необходима обстоятельная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме.

5. Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции – возможность обеспечить законченность и целостность восприятия школьниками учебного материала в его логических опосредованиях и взаимосвязях по теме в целом.

Школьная лекция может применяться также при повторении пройденного материала (обзорная лекция).

6. Работа с учебником, книгой – важнейший метод обучения.

Приемы самостоятельной работы с печатным источником: конспектирование; составление плана текста; цитирование; аннотирование; рецензирование; составление справки; составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

Введение


Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

В современной педагогике имеется огромный арсенал методов обучения, среди которых важное место занимают словесные методы обучения. Ведь слово играет огромную роль в процессе познания, только благодаря слову мы можем выражать наши знания о мире. Однако для того, чтобы слово могло выполнять функцию своеобразного «сигнала сигналов», чтобы с его помощью можно было адекватно отражать действительность, им следует правильно пользоваться. Особенно важно это положение для учебно-воспитательной работы в школе, где слово - как устное, так и письменное - является важным средством воздействия на учащихся.

Словесные методы занимают ведущее место в системе методов обучения. Были периоды, когда они являлись почти единственным способом передачи знаний. Прогрессивные педагоги - Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и др. - выступали против абсолютизации их значения, доказывали необходимость дополнения их наглядными и практическими методами. В настоящее время нередко называют их устаревшими, «неактивными».

К оценке этой группы методов надо подходить объективно. Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Целью данной работы является изучение словесных методов обучения, определение их места в учебном процессе.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

дать определение метода обучения;

изучить основные виды словесных методов;

показать место словесных методов обучения в учебном процессе;

раскрыть основные требования к применению словесных методов обучения.


1. Понятие и сущность словесных методов обучения


Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами, можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Не менее сложным является и вопрос о классификации методов обучения. В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет.

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

По источнику информации с учетом формы обучения.

По характеру поисковой деятельности.

По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

По логической структуре содержания учебного материала.

В эту классификацию включены четыре группы методов, расположенные по степени обобщенности, зависящей от целевой функциональности каждой группы. При обучении на любом занятии должны быть задействованы все группы методов, но в комплексе и синхронно, так как каждая группа имеет свою целевую функциональность. Что касается приоритета групп или отдельных методов, то здесь их выбор зависит от конкретной дидактической ситуации (целей, задач, содержания материала, средств, форм и т.д.).

По источнику информации методы подразделяются на:

словесные;

наглядные;

практические методы.

Рассмотрим подробнее словесные методы обучения. Слово - самый доступный и распространенный инструмент обучения. Научившись пользоваться словом, учитель даже самые отвлеченные понятия, идеи делает понятными обучающимся. С помощью слова он может вызвать в сознании учащихся яркие картины прошлого, прекрасного будущего человечества, строения вселенной. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Особенно важны словесные методы обучения на первом этапе обучения, пока дети не научились пользоваться книгой, в это время слово является почти единственным инструментом познания мира.

Словесные методы обучения появились с момента организации школ и были, особенно в средние века, почти единственным способом передачи знаний. К словесным методам относятся как устное изложение учебного материала, предполагающее монологическое, одностороннее воздействие на учащихся (рассказ, объяснение, лекция, инструктирование), так и обсуждение изучаемого материала, которое требует активного взаимодействия преподавателя и учащегося (беседа, семинар, дискуссия). К словесным методам относятся также работа с книгой.

Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Работа с учебником, книгой, справочной литературой также может использоваться по-разному. Это может быть просто поиск нужной информации, или исследование, когда разыскивается информация для ответа на определенные вопросы. Иначе говоря, рассказ, лекция, беседа (словесные методы обучения) - это общеизвестные, традиционные методы, но они должны в современных условия рассматриваться не только в плане сообщения готовой информации, а в большей степени как средство развития мышления учащихся, их творческих способностей.


2. Виды словесных методов обучения


Словесные методы в свою очередь тоже можно разделить на группы.

Во- первых, в зависимости от того, является ли воспринимаемая учащимся речь устной или письменной (печатной), словесные методы можно разделить на устные и письменные. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Устные методы, используемые учителем на лекциях, семинарах, консультациях, позволяют ему более успешно объяснить материал. При этом своевременное получение обратной связи от учащихся о понимании учебного материала (с помощью речевых реплик, вопросов, мимики учащихся). Письменная речь лишена этих преимуществ. С другой стороны, устная речь менее эффективна с точки зрения скорости передачи информации (скорость говорения меньше, чем скорость чтения текста).

Во-вторых, словесные методы обучения разделяются также на монологические и диалогические. Монологический метод (как форма речи) обычно используется на лекции. Диалогический метод обычно рассматривается как устный метод словесного обучения, опирающийся на диалогическое взаимодействие учителя и ученика или дискуссию в группе. Однако современные информационные технологии обучения с помощью Интернета и электронной почты позволяют успешно реализовать данный метод и при письменном методе обучения.

Рассмотрим теперь особенности отдельных словесных методов обучения.

Рассказ - это изложение вопроса, основанное на ярком образном фактическом материале. Учитель как бы «рисует» словом живые образы действительности. Однако рассказ содержит и элементы обобщений. Продолжительность его обычно от 10-20 мин. Чаще всего рассказ применяется в обучении по гуманитарным дисциплинам, особенно в младших классах, реже в средних и как исключение в старших.

Рассказ составляется учителем. Его содержание не ограничивается учебником. Обычно он включает примеры, взятые из жизни, выдержки из художественных текстов, риторические вопросы и восклицания, обращение к слушателям.

Рассказ требует от учителя высокой эмоциональности и красочности, мимики, жестов. Это придает ему особую силу воздействия на слушателей. Рассказ это один из важнейших методов изложения нового материала.

Рассказ подразделяется на:

художественно-литературный;

описательный;

повествовательный (о жизни и деятельности ученых, писателей и т. д.);

рассказ-воспоминание;

пересказ прочитанного;

рассказ об услышанном и увиденном;

рассказ-фантазия.

Объяснение - под объяснением понимается истолкование понятий, законов, правил при широком использовании вычислений, наблюдений и опытов. Важную роль при этом играют логические рассуждения и доказательства.

Объяснение может быть научным, деловым, анализирующим, доказательным техническим. Оно требует экономных, точных формулировок, аргументированных выводов. Объяснение тесно связано с разъяснением, пояснением, расшифровкой, толкованием понятий.

Здесь большое значение, чем при пересказе, имеет непосредственная проверка хода формирования понятий у школьников, обращение к ранее усвоенному.

Инструктаж - это разъяснение хода предстоящих работ, приемов выполнения заданий, предупреждение о возможных ошибках по технике безопасности на уроках технологии или во время выполнения лабораторных работ по физике, химии, биологии и т. д. От объяснения инструктаж отличается большей практичностью, конкретностью и краткостью. В процессе обучения технологии, черчению и рисованию инструктаж сочетается с показом приемов выполнения работ, нередко уступает ему место. Впрочем, это имеет место и при организации лабораторных работ.

Инструктаж может быть: вводным (вступительным), текущим и заключительным. Текущий инструктаж бывает фронтальным и индивидуальным. Он тесно связан с разъяснением, объяснением и показом приемов выполнения действий. Как правило, инструктаж сопутствует практическим занятиям, экскурсиям и другим формам обучения. Нередко применяется письменный инструктаж (задания, инструкционные карты и т. д.).

Лекция - это наиболее сложный вид изложения учебного материала, в основе которого лежат одна - две ведущие идеи или проблемы. Лекция отличается от рассказа и объяснения глубиной и широтой охвата материала, а также продолжительностью.

Применяется она чаще всего на уроках гуманитарного цикла при обзоре событий, положений. Лекция включает сообщение о научных и жизненных фактах, истории вопроса, логические доказательства и выводы, цитаты и выдержки из документов. Она глубоко и разносторонне раскрывает объективные закономерности действительности, подводит учащихся к мировоззренческим выводам.

Положения, выдвинутые в лекции, глубоко обосновываются фактическим материалом, статистическими и научными данными.

Обычно лекция подкрепляется самостоятельной работой учащихся над рекомендованной литературой.

Различают: вводные, текущие, итоговые (обобщающие, систематизирующие) и обзорные лекции. Наиболее сложными для восприятия и осмысления являются лекции подытоживающего характера, углубляющие и систематизирующие полученные ранее знания.

В лекции обычно находят место описание, сравнение, разъяснение и расшифровка терминов и новой лексики, рассмотрение фактов и обобщения их, сообщение систематических знаний, полемики, цитирование первоисточников. Устное изложение знаний в лекции позволяет учителю обеспечить идейную направленность обучения, будит мысль и чувства учащихся, что вносит в образовательную работу высокий эмоционально-волевой настрой, воспитывает любознательность, вызывает порыв к действию, а также служит образцом правильной речи, рассуждений и обоснованных выводов.

Беседа - вопросно-ответный метод обучения, сочетается слово учителя и учащихся, предполагает у последних наличие определенных знаний. В зависимости от дидактических задач различают: вводные, повторительные, заключительные, закрепляющие, учетные беседы. Вводная беседа направлена на выявление имеющихся у учащихся знаний по теме; повторительная беседа на воспроизведение пройденного; закрепляющая - на упрочнение знаний; учетная - на проверку и оценку знаний; заключительная - на подытоживание и обобщение изучаемого материала.

Ценность беседы - в коллективной мыслительной деятельности учащихся. В ней принимает участие весь класс, каждый ученик. Вопросы ставит не только учитель, но и учащиеся.

Высокий образовательный и воспитательный эффект беседы обеспечивается прежде всего содержанием и характером вопросов: вопросительными и подсказывающими, наводящими и полемическими, анализирующими и обобщающими и т. д. Эффект беседы во многом зависит также от умения учителя правильно и разнообразно формулировать вопросы, определить их логическую последовательность, адресовать к учащимся с учетом их индивидуальных особенностей.

Метод работы с книгой - среди других методов занимает важное место (словари, справочники, журналы), где источником получения знаний является печатное слово.

Психологически работа с печатным словом опирается на представление учащихся, воображение, мышление. Вне урока она не стеснена темпами и сроками, развивает познавательные интересы и склонности, совершенствует эстетические вкусы и духовные потребности учащихся.

Работа с книгой проводится на всех ступенях обучения. Приемы работы с книгой зависят от возраста учащихся: в младших классах учащиеся учатся понимать и запоминать текст, группируют вокруг прочитанного ранее усвоенное, оценивать его с точки зрения практики. В средних и старших классах приобретают умение читать выразительно, анализировать и фиксировать прочитанное, использовать словари и справочники. Чтение используется как средство приобретения новых знаний.

Учебная дискуссия. Значительное место среди словесных методов обучения отводится в современной школе учебной дискуссии. Главное ее назначение в процессе обучения - стимулирование познавательного интереса, вовлечение учащихся в активное обсуждение разных научных точек зрения по той или иной проблеме, побуждение их к осмысливанию различных подходов к аргументации чужой и своей позиции. Но для этого необходима обстоятельная предварительная подготовка учащихся как в содержательном, так и в формальном плане и наличие по меньшей мере двух противоположных мнений по обсуждаемой проблеме. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной и неточной, а без умения выразить мысль, убедить оппонентов - лишенной привлекательности, запутанной и противоречивой.


3. Требования к применению словесных методов обучения


Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся.

Речь учителя это основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся. Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того, в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя должна быть подготовленной, причем такая подготовка включает в себя несколько этапов. К самой речи также предъявляются определенные требования - голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, «отдавать» слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Преподаватель должен обладать хорошей дикцией. Речь педагога должна быть обязательно наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием, которое можно назвать выразительностью.

При использовании словесных методов следует учитывать темп и тон изложения материала. Темп не должен быть слишком быстрым, так как это затрудняет восприятие и понимание услышанного. Если же темп речи слишком медленный, постепенно ученики теряют интерес к излагаемому материалу. Отрицательно влияют на усвоение материала слишком громкое или тихое, а также монотонное изложение. Иногда, чтобы разрядить обстановку, уместны шутка или меткое сравнение. От того, насколько интересно будет преподнесен учебный материал, зависит дальнейшее усвоение предмета.

Указанные требования большей частью относятся к таким словесным методам как рассказ, объяснение, инструктаж, лекция.

К речи учащихся также должны предъявляться определенные требования: они должны уметь излагать материал логично и последовательно, отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации. Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

Данные требования относятся к таким словесным методам как беседа, дискуссия.

Кроме речевых требований к каждому из словесных методов предъявляются свои определенные требования. Например, к рассказу предъявляются следующие требования:

Рассказ должен:

включать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

Использование метода объяснения требует:

точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса;

последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств;

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечения ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Хотя объяснение как метод обучения широко используется в работе с детьми разных возрастных групп, однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся, использование этого метода становится более необходимым, чем в работе с младшими школьниками.

Что касается лекции, то данный метод используется в основном только в старших классах, учебных заведениях среднего профессионального и высшего образования. К лекции в основном применяются следующие требования:

строгий отбор необходимой информации;

доступность и наглядность изложения;

логичность изложения материала;

грамотность речи, оптимальный темп речи, хорошая дикция лектора.

Помимо вышеуказанных требований различные виды словесного изложения материала учителем должны удовлетворять следующим основным педагогическим требованиям:

Логической последовательности и доказательности, которые обеспечивает систематический характер знаний, их осознанность.

Ясности, четкости и доходчивости, способствующих прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов.3. Образности, эмоциональности и правильности речи учителя, облегчающих процесс восприятия и осмысливания изучаемого материала, вызывающих интерес и привлекающих внимание учащихся, действующих не только на разум, но и на их чувства.

Учету возрастных особенностей учащихся, предусматривающему постепенное усложнение устного изложения материала учителем на последовательных этапах обучения и усиление абстрактного мышления учащихся.

Выбор того или иного метода обучения зависит от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей учащихся. Зависимость выбора методов обучения от его целей, возраста учащихся, а также от характерных особенностей изучаемых предметов не означает, что, например, на занятиях по точным наукам следует пользоваться исключительно лабораторными методами, а на занятиях по гуманитарным наукам - словесными.

В то же время использование только одного словесного метода не приведет к хорошим результатам в обучении. Одностороннее использование словесных методов затрудняет усвоение материала, особенно детям с наглядно-образной моторной памятью, с наглядно-образным типом мышления. Эти методы недостаточны и для формирования умений и навыков обучаемых.

Наибольшей эффективностью, таким образом, могут обладать различные сочетания методов, в зависимости от задач урока, особенностей детей, ситуации, условий и др.


Заключение

лекция учебный дискуссия книга

Таким образом, рассмотрев словесные методы обучения можно сделать следующие выводы:

На современном этапе процесса обучения словесным методам отводится значительное место. Словесный метод является самым доступным и распространенным. Традиционно эти методы используются для передачи учебной информации. Но в процессе беседы (рассказа, лекции) можно не только передавать информацию, но и отвечать на возникающие вопросы учащихся, а продуманной системой вопросов педагога вызывать их мыслительную активность.

Сами словесные методы также делятся на группы: устные, письменные, монологические, диалогические. Среди словесных методов обучения наибольшую распространенность получили рассказ, беседа, лекция, объяснение, инструктаж, работа с книгой и др.

Успех обучения при словесных методах зависят от умения ученика понимать содержание материала в словесном изложении. Словесные методы обучения требуют от учителя логической последовательности и доказательности в объяснении, достоверности материала, образности и эмоциональности изложения, литературно правильной, четкой речи. Словесные методы обучения предъявляют большие требования к речи учителя и учащихся. Она должны быть культурной и грамотной, лаконичной и образной, четкой и понятной; голос - достаточно громким, произношение четким, тон не очень низкий, но и не высоким.

При использовании всех видов словесных методов следует стремиться к сочетанию их с другими методами (применяя в ходе изложения демонстрации, иллюстрации, упражнения и т.п.) и обеспечению максимальной активности учащихся (путем предварительного ознакомления их с темой, краткого раскрытия цели и плана изложения, постановки в ходе изложения вопросов, заставляющих работать мысль учащихся).

Литература


1. Карандашев В.Н.Методика преподавания психологии. -СПб.: Питер, 2006. 250с.

Коджаспирова Г.А. Педагогика. Учебник. - М.: Гардарики, 2009. - 527с.

Педагогика. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640с.

Педагогика. Учебник под ред. Л.П. Кривошеенко. - М.: ТК Велби, 2004. - 432с.

Психология и педагогика. Учебник/ Под ред. Б.А. Спасенникова. - М.: Норма, 2003. - 280с.

Стрижак Л.Н. Психология и педагогика. Учебное пособие. - М.: МГИУ, 1999 - 594с.

Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. - 576с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главными элементами этих методов является слово, устный рассказ учителя. К ним относятся объяснение, инструктаж, рассказ, лекция, беседа, самостоятельная работа с учебником.

Объяснение - словесное истолкование понятий, явлений, принципов действий приборов, наглядных пособий, слов, терминов и тому подобное.

Например, начиная изучение нового текста с иностранного языка, учитель объясняет группу новых слов. В начале урока он может объяснить принцип действия прибора, который на уроке будет использовано впервые. Учитель географии перед изложением нового материала может объяснить ученикам записанные на доске новые названия, термины. Метод объяснения преимущественно используют во время преподавания нового материала, а также в процессе закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученики что-то не поняли. Успех объяснения зависит от его доказательности, логики изложения, подбора аргументации. Весомое значение имеют четкость речи, его темп, образность языка.

Инструктаж - ознакомление со способами выполнения задач, использование инструментов, приборов и материалов, соблюдение техники безопасности, показ трудовых операций и организации рабочего места.

По содержанию в учебном процессе инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж осуществляют перед началом самостоятельной работы учащихся, он предусматривает доведение до них содержания и методики выполнения заданий, их результатов. Текущий проводят во время самостоятельной работы; он предусматривает оказание помощи отдельным учащимся, у которых возникли трудности. Во время заключительного инструктажа учитель анализирует результаты самостоятельной работы, демонстрирует лучшие работы учащихся, выставляет оценки, определяет дальнейшие перспективы.

Рассказ - последовательное раскрытие содержания учебного материала.

Рассказы делятся на художественные, научные, научно-популярные, понятные. Художественный рассказ - образный перевод фактов, поступков действующих лиц (например, рассказы о географических открытиях, написание художественных произведений, создание художественных шедевров и др.). Научно-популярная рассказ основывается на анализе фактического материала, поэтому изложение связан с теоретическим материалом, абстрактными понятиями. Рассказ-описание дает последовательное изложение признаков, особенностей предметов и явлений окружающей действительности (описание исторических памятников, музея-усадьбы и др.). Каждый тип повествования должен отвечать определенным требованиям: обеспечивать воспитательную направленность обучения; оперировать только достоверными и проверенными наукой фактами - не содержать фактологических ошибок; опираться на достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность теоретических положений, способствующих лучшему восприятию нового материала; строиться по плану (четкое разделение на части); предусматривать понятность главной мысли и основных моментов; предусматривать повторение важнейших положений; содержать выводы и обобщения; быть унаочненою, доступной и простой по языку; быть эмоциональным по форме и по содержанию, особенно на уроках географии, биологии, истории, литературы.

Лекция - устное изложение большого по объему, сложного по логическим построением учебного материала.

Ее практикуют в старших классах. Лекции читают на определенные темы.

Учебные лекции по своим дидактическим назначением могут быть вводными, тематическими, обзорными, заключительными.

Вводная лекция призвана дать общее представление о задачах и содержании учебной дисциплины, раскрыть ее структуру и логику, взаимосвязь с другими дисциплинами, вызвать у учащихся интерес к учебному предмету. Тематическая лекция посвящена определенной теме курса. Обзорную лекцию читают ученикам перед экзаменами. В заключительной лекции подводят итоги изученного материала по учебному предмету, выделяя узловые вопросы и сосредоточивая внимание на практическом значении полученных знаний для дальнейшего обучения.

наиболее Распространенной является информационная лекция, которая предполагает передачу учащимся информации по определенной учебной дисциплине путем последовательного раскрытия научных фактов, явлений, процессов. При этом ученики являются простыми потребителями готовой учебной информации.

Гуманизация образовательной системы, тенденция к реализации творческих способностей каждого индивида обусловили появление новых видов лекции:

Проблемная лекция предполагает усвоение новой информации путем ее "открытие". Задача лектора заключается в создании проблемной ситуации, побуждении учащихся к поискам решения проблемы. Для этого новый теоретический материал подают в форме проблемной задачи, в условиях которого определяются противоречия, требующие решения. В процессе их решения учащиеся, сотрудничая с учителем, приобретают новые знания. Такие лекции развивают теоретическое мышление, познавательный интерес к предмету;

Лекция-визуализация возникла в процессе поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Она предполагает сообщение информации в визуальной форме. Преподаватель при этом использует демонстрационные материалы, наглядность, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются содержательными сообщениями. Чтение такой лекции сводится к свободному, развернутому комментированию подготовленных материалов. При этом важно определить визуальную логику, ритм подачи материала, его дозировка, стиль общения с учащимися;

Лекция вдвоем предполагает проблемное изложение учебного материала в диалоге двух учителей, что побуждает учащихся сравнивать разные точки зрения, осмысливать между-предметные связи, глубже осознавать учебный материал.

Метод лекции предусматривает ознакомление учащихся с ее планом, что помогает им следить за мыслью учителя, последовательностью раскрытия темы. Важно научить школьников тезисно записывать содержание лекции, выделять в ней главное. Целесообразно хотя бы выборочно проверять конспекты лекций, знакомить учащихся с допустимыми сокращениями слов.

Успешное чтение лекции зависит от подготовки к ней учителя, прежде всего, от составления плана, подбора материала, который раскрывает содержание темы, подбору наглядности. Важно во время лекции владеть вниманием учеников. Этого достигают различными приемами: необычное начало лекции (краткое факт, что имеет отношение к содержанию лекции, деталь из биографии человека, о котором будут рассказывать). Внимание учащихся активизируется, когда к ним обращаются с предложениями типа "представьте себе...", когда они якобы становятся соучастниками событий, о которых идет речь на лекции. Поддерживают внимание слушателей интересные примеры-иллюстрации теоретических положений, наглядность, технические средства обучения, проблемное изложение материала. Учитель может прибегнуть и к риторических вопросов, изменения интонации рассказа, паузы и др.

Методы объяснения, рассказа и лекции используют в основном при сообщении новых знаний и в меньшей степени в процессе закрепления. их преимущество заключается в том, что учащимся за сравнительно короткое время может быть сообщено значительный объем знаний. Однако эти методы не позволяют определить активность учащихся, их участие в работе, учителю трудно выявить, как у учеников с его слов формируются представления об объектах, которые являются предметом изучения. Поэтому существует опасность, что усвоенные учащимися знания будут формальными.

Беседа - метод обучения, предполагает вопросы-ответы.

По назначению в учебном процессе различают вступительную беседу, беседу-сообщение, беседу-повторение, контрольную. Вступительную беседу проводят с учениками как подготовку к лабораторных занятий, экскурсий, изучения нового материала. Беседа-сообщение основывается преимущественно на наблюдениях, организованных учителем на уроке с помощью наглядных пособий, записей на доске, таблиц, рисунков, а также на материале текстов литературных произведений, документов. Беседу-повторение используют для закрепления учебного материала. Контрольную беседу - для проверки усвоенных знаний.

По характеру деятельности учащихся в процессе беседы выделяют такие ее виды: репродуктивная, эвристическая, катехізисна.

Репродуктивная беседа направлена на воспроизведение ранее усвоенного материала. ее проводят на основе изученного учебного материала. Отвечая на вопросы учителя, ученики повторяют пройденный материал, закрепляют его, одновременно демонстрируя уровень усвоения. Такая беседа может быть сопутствующей, текущей, итоговой, систематизуючою.

Сущность эвристической (сократовской) беседы заключается в том, что учитель умело сформулированными вопросами направляет учащихся на формирование новых понятий, выводов, правил, используя приобретенные знания, наблюдения. К ней прибегают лишь при условии надлежащей подготовки учителя, совершенного владения им методикой обучения и соответствующего уровня мышления учащихся. Этот метод ценен в том случае, если учитель при помощи правильно подобранных вопросов и надлежащего ведения всей беседы умеет привлечь всех учащихся класса к активной работе. Для этого необходимы знания психологических особенностей каждого ученика и соответствующий отбор различных путей вопросительно-ответственной формы обучения.

Катехізисна беседа направлена на воспроизведение ответов, которые требуют тренировки памяти. ее использовали еще в средневековых школах. По этому принципу построен церковный учебник, в котором религиозные истины разделен на вопросы и ответы. Этот метод требовал от учеников средневековых монастырских школ заучивание без понимания и осмысления вопросов и ответов; в современных школах его учеников подводят к самостоятельной умственной деятельности, к самостоятельному мышлению. Катехізисна беседа дает возможность проконтролировать понимание учащимися уже изученного материала, способствует развитию мышления и тренирует память.

Готовясь к беседе любого типа, учитель составляет ее план, чтобы обеспечить последовательность развития темы, намечает основные вопросы для учащихся. У опытного учителя они короткие и точные, логически последовательные, будят мысль ученика, развивают его.

Эффективность метода беседы зависит от умения учителя формулировать и задавать вопросы. В зависимости от сложности их разделяют на: вопросы о фактах; вопросы, которые предусматривают сравнение и соответствующий анализ явлений; вопрос о причинові связи и значения явлений; вопросы, на которые можно ответить, раскрыв содержание понятий, обосновав общие выводы, с помощью индуктивных и дедуктивных выводов; вопросы, которые требуют доказательств.

Во время беседы важно обращать внимание на качество ответов учащихся по содержанию и стилю. Они должны быть полными (особенно в младших классах), осознанные и аргументированные, точные и четкие, литературно правильно оформлены. Если ученик неправильно отвечает на вопрос, его формулируют понятнее для него, если он и в таком случае не может ответить, ставят легче вопрос, ответ на который поможет подойти к правильному освещению вопроса в первом его формулировке. В процессе беседы целесообразно сначала ставить вопрос всему классу, затем вызывать для ответа ученика; осуществлять дифференцированный подход к учащимся; опрашивать не только тех, кто желает. Благодаря этому учитель может работать со всем классом и с отдельными учениками, не снижая контроля за уровнем их знаний.

Работа с учебником; - организация самостоятельной работы учащихся с печатным текстом, что дает им возможность глубоко осмыслить учебный материал, закрепить его, проявить самостоятельность в обучении.

Существуют различные виды самостоятельной работы с учебником. Самый распространенный - чтение текста учебника с целью закрепления знаний, полученных на уроке. Начиная чтение учебника, ученик должен вспомнить материал, который изучался на уроке. Это поможет ему глубже проникнуть в смысл прочитанного. Важно научить учащихся улавливать порядок изложения и по ходу чтения мысленно составлять план. Прочитав текст, они должны мысленно воспроизвести основные положения темы.

Другая форма самостоятельной работы с учебником ответы на вопросы, представленные в учебниках после текста. Это приучает учащихся к внимательному чтению текста, выделение в нем главного, помогает устанавливать причинно-на-слідкові связи, выявлять и запоминать самое существенное.

Ученик может изучать определенный материал по учебнику и самостоятельно. Опытные учителя специально выделяют вопросы учебного материала для самостоятельного их изучения учениками (они должны быть несложные, чтобы дети могли справиться с ними). Но такой вид самостоятельной работы практикуют нечасто, поскольку большинство учителей убеждено, что учеников надо учить на уроках.

Еще один вид самостоятельной работы с учебником - заучивание текстов (правил, законов, стихов и др.). Его следует начинать с внимательного чтения материала, затем необходимо продумать прочитанное и в произвольной форме воспроизвести его содержание. Целостное заучивание небольшого материала дает лучшие результаты, чем заучивание его частями. Если текст большой, его делят на смысловые части. Для активизации мыслительной деятельности в каждой части целесообразно придумать заголовок. Это облегчит ученику сочетание заучуваних частей.

Отдельным видом самостоятельной работы является рассмотрение и анализ учащимися таблиц, рисунков и других иллюстраций, помещенных в учебнике. Чтобы такая самостоятельная работа была осмысленной, ученикам предлагают связывать рассмотрение и анализ с текстом учебника и полученными на уроках знаниями.

Для успешной работы с учебником учащихся следует научить различным формам записывания проработанного материала (план, конспект, тезисы, выписки цитат, графические записи и тому подобное). План - логически последовательные заголовки, что является основными вопросами текста. Конспект - краткое письменное запись содержания прочитанного. Тезисы - запись кратко сформулированных мыслей, которые передают основные положения прочитанного. Цитата - дословный запись отдельных мыслей автора. Графический запись - составление схем, диаграмм, графиков по тексту учебника.

Учитель должен прибегать к разнообразных форм работы с учебником на разных этапах урока. В частности, в процессе изучения нового материала целесообразно использовать: предварительное ознакомление с темой будущего урока, имеющий целью восстановления в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, на которые будет опираться изучение нового материала, или введение учащихся в круг вопросов, которые будут изучаться на уроке; самостоятельное изучение по учебнику отдельных вопросов программы; составление простых и развернутых планов, выписки из учебника примеров, цитат, составление сравнительных характеристик изучаемых явлений, процессов и проч.; чтение художественной и научно-популярной литературы, хрестоматий, документов; подготовка сообщений, рефератов и докладов по отдельным вопросам изучаемого темы в классе и дома.

Во время закрепления материала также следует заботиться о разнообразие форм самостоятельной работы с учебником: чтение и составление простых и развернутых планов из отдельных параграфов, разделов учебника; чтение учебника и подготовка ответов по плану изложение нового материала учителем; подготовка ответов и развернутых выступлений по специальному заданию учителя; выполнение практических заданий и упражнений по учебнику или учебным пособием.

Узагальнювальне повторения требует таких форм самостоятельной работы учащихся с учебником: повторение важных частей и разделов учебника; конспектирование его обобщающих разделов; подготовка ответов по основным вопросам пройденного материала; составление сравнительных характеристик, схем, таблиц; подготовка докладов, рефератов.

Похожие статьи

  • Адсорбционная теория ленгмюра

    Изотерма адсорбции. Уравнение Фрейндлиха. Величина адсорбции (абсолютная А или избыточная Г) в каждом конкретном случае определяется температурой Т и давлением р (при газообразном адсорбтиве) или температурой Т и концентрацией С (при...

  • Презентация для подготовки к сочинению по литературе по направлению "победа и поражение"

    Слайд 1Рабочие материалы к итоговому сочинению по направлению «Победа и поражение» Работа учителя русского языка и литературы Репниной Екатерины Кирилловны (Москва) Слайд 2Аргументы к сочинению. Литература 19 века.Слайд 3Аргументация....

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...