Грамотность и просвещение 17 века. Образование в XVII веке. Создание на Руси частных школ

образования .

Паисий Лигарид Юрий Крижанич

(протопоп Аввакум); византийско-русский латинофильский славяно-греко-латинский западников и славянофилов

Федор Алексеевич

братства братские школы Грамматика словенского языка Мелентием Смотрицким

Школа

Федор Ртищев Типографическое училище

братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

книгопечатания Букварь » Василия Бурцева Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное

Семена Дежнева и Федота Попова

Вопросы и задания

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5939 | Нарушение авторского права страницы

Образование

Образование в 17 веке в России претерпело серьезные изменения. Преобразования произошли как в системе обучения, так и в быту простых людей и литературе, живописи. Если до этого знания имели возможность получать в основном дети знатных людей у индивидуальных репетиторов, то теперь образование дается в учебных заведениях. Обучение становится доступно всем, независимо от сословной принадлежности.

Создание на Руси частных школ

На современный взгляд создаваемые заведения нельзя было в полной мере назвать школой. Образование в 17 веке в России кратко можно охарактеризовать как начальное. К тому же учителями работали духовные люди со своими правилами. За свою работу они получали вознаграждение в виде продуктов питания.

Интересны для изучения некие «азбуковники». Это сохранившиеся рукописные и печатные книги для чтения детьми, которые уже имеют начальные навыки в чтении.

Помимо непосредственно текстов для чтения, в азбуковниках были даны рекомендации для учителя — как обучить чтению, правила поведения в школе, церкви и даже дома.

Образование в 17 веке на Русине предполагало постоянного проживания детей при школе. Ученики, как и сейчас, по утрам ходили на занятия, а днем возвращались домой. Знания были доступны всем без исключения, и богатым, и бедным, и убогим.

Печатные пособия — хорошее подспорье для обучения

Появление возможности выпускать печатные книги наилучшим образом повлияло на образование в 17 веке. Старосты в школе на каждом уроке раздавали ученикам книги для обучения.

В Москве начали печатать буквари, которые могли купить даже самые бедные слои населения. Такие книги, стоимостью всего в 1 копейку, пользовались большой популярностью.

Примечательно, что азбука, написанная дьяконом В.

Бурцевым, была распродана в течение одного дня в количестве 2400 штук.

Чуть позже появляется азбука с картинками, изданная Карионом Истоминым. Эта книга построена по знакомому всем нам принципу. Каждой букве соответствует картинка, название которой начинается на данный звук.

Видео по теме

Школы вместо индивидуальных репетироров

В середине 17 века из Киева были приглашены 30 монахов-ученых. Они должны были открыть учебное заведение при Андреевском монастыре г. Москвы. В школе стали преподавать для молодых дворян философию, риторику, греческий и латинский язык.

Но все же многие знатные люди с недоверием относились к такой системе образования. Они полагали, что такая методика ведет к еретичеству и уходу от бога.

Но, несмотря на косые взгляды, школы при монастырях стали появляться повсеместно. Иван Фомин, священник Введенской церкви, на собственные средства открыл школу. Семен Полоцкий возглавил школу при Заиконоспасском монастыре.

Во вновь открываемых учебных заведениях, помимо русской грамматики, преподавали латинский и греческий язык.

В классах обязательно выбирали старост. Они имели большой вес в коллективе и даже могли замещать учителя. Основная их обязанность заключалась в раздаче книг, назначении дежурных и контроле за дисциплиной.

Для тех, кто получалобразование в 17 веке, строгая дисциплина была в основе обучения. Особенно ценилось и требовалось бережное отношение к книге и вообще ко всему имуществу, находящемуся в школе.

Помимо обязательного соблюдения порядка и идеальной чистоты, запрещалось наговаривать на товарища и обзывать их обидными словами. Так зарождалось некое подобие корпоративной солидарности.

Методики обучения в 17 веке

Если рассматривать образование в 17 веке, единая методика его полностью совпадает с нормами, действующими в школах Западной Европы и Греции. Основными предметами были письмо, чтение, счет, а также пение.

Помимо светского обучения, обязательными были уроки по основам религии. К тому же давались начальные знания в области свободных наук. К ним относились: грамматика, астрономия, музыка, диалектика, риторика, арифметика, астрономия.

Азбуковники содержали различные стихи, которые дети учили и рассказывали наизусть. Также ученикам преподавали основы стихосложения, обучали писать письма высокопоставленным чиновникам.

Правил, написанных в азбуковниках, придерживались во всех школах, поэтому с уверенностью можно утверждать, что образование в 17 веке — единая методика преподавания, которая в дальнейшем легла в основу всего обучения.

Нюансы обучения на Руси в 17 веке

Несмотря на развитие науки, занятия в школе начинались и заканчивались словом Божьим. Да это и понятно, ведь учителями были духовные лица.

Но именно священники распространяли идею об общем образовании, всеобщей грамотности. Считалось, что знания нужны людям для понимания значимости веры и понятий о нравственности. Читать необходимо уметь главным образом для того, чтобы самостоятельно изучить Священное Писание и понять весь тайный смысл написанного.

Основная цель, которую преследовало образование в 17 веке вРоссии, была воспитать нравственного человека, знающего основы христианства и владеющего навыками чтения и письма.

Интересны для изучения работы древних мыслителей. Многие работы переводились на русский язык, и о них составлялось собственное мнение. Так, в школах изучались идеи Аристотеля, «Диалектика» Дамаскина. На полях часто ставили различные пометки, что доказывает внимательное изучение книг философов.

Новый уровень образования дал толчок в развитии искусства

С повсеместным обучением грамоте стали появляться все новые жанры в литературе. Особенно большое развитие получила поэзия и стилистические рассказы. Писали множество пьес, которые ставили в придворном театре.

Живопись тоже претерпела изменения. Появился такой жанр, как светский портрет, полностью схожий с оригиналом. Наиболее известным в то время художником был Ушаков, написавший многих известных людей того времени.

С развитием математики, физики и химии появились новые технологии в оружейном ремесле, и полученные знания способствовали распространению экспедиций. В результате осваивались все новые и новые территории необъятной России.

В целом образование в 17 веке в России удовлетворяло интересы прежде всего церкви и самого государства. Вплоть до середины 18 века ученики получали знания по утвержденным методикам. Но в конце концов, условия исторического развития потребовали дальнейших видоизменений.

Комментарии

Похожие материалы

Бизнес
Смена генерального директора в ООО: коротко о главном

О том, как происходит смена генерального директора предприятия, знают далеко не все.С развитием рыночных отношений в России и крахом СССР был разработан Гражданский кодекс, регулирующий гражданско-правовые отно…

Дом и семья
Уход и питание в период, когда у котят меняются зубы (коротко о главном)

Иногда неопытные владельцы кошек задаются вопросами: «Меняются ли зубы у котят? Если да, то как происходит их смена? Нужен ли какой-то особый уход за питомцами в этот период?» Именно данной теме и будет по…

Закон
Посольство Сирии в России: информация о работе дипломатической миссии

Сирийская Арабская Республика уже давно не сходит с новостных лент. События в этой стране являются предметом обсуждения всех европейских лидеров без исключения. Естественно, что данные встречи не могут обойтись без уч…

Закон
Ювенальная юстиция в России. Закон о ювенальной юстиции

Фактически ювенальная юстиция должна была стать очень положительной системой, при помощи которой обеспечивалось бы спасение детей из неблагополучных семей, велась бы борьба с действиями родителей по отношению к собств…

Здоровье
Лечение волос в домашних условиях: коротко о главном.

Что может испортить настроение женщине? Безусловно, тусклые, секущиеся и безжизненные волосы. Считается, что красота дамы именно в них. В настоящее время плохая экологическая обстановка, постоянный стресс и прочие нег…

Новости и общество
Ирэн Феррари: обладательница самой большой груди в России мечтает о детях!

В своем желании выделиться и стать настоящим идеалом некоторые люди порой доходят до крайностей. Яркий тому пример — светская львица и успешная бизнес-вумен Ирэн Феррари. Девушка просто хотела стать самой красивой, а …

Образование
Тенденции развития образования в России. Тенденции развития современной системы образования в мире. Тенденции развития высшего образования

Образование — это стратегический ресурс социально-экономического и культурного развития общества, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства во всех сферах деятельнос…

Образование
Высшее образование в России: система, история, развитие

Высшая школа образования в России представляет собой единую систему, включающую более 650 вузов государственного образца. В них получают образование около девяти миллионов человек, среди которых большое количество гра…

Образование
Ступени образования в России

В 1993 году ввели новые ступени высшего образования в России. Данная реформа была необходима для того, чтобы решить проблему вхождения в мировую систему.Ранее в нашей стране ВУЗы занимались выпуском только дипл…

Образование
Среднее образование в России. Снова перемены

Образование всегда было небезразлично для наших соотечественников, свидетельства о грамотности простых людей (берестяные грамоты в Новгороде Великом) относятся к такой древности, когда в Европе и короли расписывались,…

Образование – один из самых важных факторов культурного развития нации. Ко второй половине XVII в. Московия располагала некоторыми условиями для начального образования, однако в ней не было ни средних школ, ни высших учебных заведений.

Двумя наиболее образованными группами являлись духовенство и служащие органов администрации – дьяки и подьячие. Что касается бояр и дворян, то в первой половине XVII в. не все из них даже умели читать и писать, однако к концу века процент грамотности значительно увеличился. За счет посадских. По подписям в протоколах нескольких московских посадских общин, высчитано, что в 1677 г. подписывающихся было 36 процентов, а в 1690 г.– между 36 и 52 щэоцентами.) Среди крестьян грамотность была минимальной в течение всего XVII в. (немного выше среди государственных крестьян в северной Руси).

Что касается высшего образования, то православная церковь возражала против обращения к помощи европейцев, поскольку они опасались влияния со стороны католических и протестантских учителей. Два других потенциальных источника составляли греческие и западнорусские православные ученые. Еще в 1632 г. патриарх Филарет обращался к образованному греческому священнику с просьбой организовать в Москве духовное училище, но после смерти Филарета проект забросили (см. главу 3).

В 1640 г. киевский митрополит Петр Могила предложил царю Михаилу прислать в Москву киевских ученых, чтобы организовать школу для обучения латинскому и греческому языкам. Из этого плана ничего не вышло, однако несколько лет спустя, в начале царствования царя Алексея, Ф.М. Ртищев открыл подобную школу по собственной инициативе.

В 1665 г. в Москве создали посолу для обучения латинскому языку и русской грамматике, для которой было построено специальное здание в Спасском монастыре «за иконным рядом» (Заиконо‑Спасская школа). Ее возглавил выдающийся ученый и поэт Симеон Полоцкий. Цель школы состояла в подготовке дьяков и подьячих, административных органов. Сам Симеон Полоцкий преподавал там по меньшей мере два года.)

Грекофильские круги Москвы подозревали Полоцкого, выпускника Киевской Академии, в склонности к римскому католицизму, да и вообще были против обучения латыни. В 1680 г. школу, основанную на обучении греческому языку, организовали в Московском Печатном дворе, преимущественно для подготовки собственных сотрудников.

Московская элита так остро нуждалась в знании латыни – в тот период важного средства освоения западной науки, – что в 1682 г. был разработан устав учебного заведения, объединяющего обучение греческому и латинскому языкам – Славяно‑Греко‑Латинской академии.)

В учебный план академии входило изучение грамматики, поэтики, риторики, диалектики, философии, юриспруденции и богословия. Ректор и преподаватели должны были быть «благочестивыми и из набожной семьи, воспитанными в восточной православной вере русских или греков». Школа «должна быть открытой для людей [православного вероисповедания] любого чина, положения и возраста без установления различий». Главной целью академии являлось укрепление и защита православной веры. Ректор и преподаватели становились хранителями Национальной библиотеки. Еретические книги, обнаруженные во владения частых лиц, подлежали конфискации или передаче хранителям.

Предлагалось, что все иноземные ученые перед поступлением на русскую службу будут проходить проверку у руководства академии: в случае неодобрения, изгоняться из России. Люди, обвиненные в еретическом учении или богохульстве против православной церкви, допрашиваются ректором и, в случае виновности, подлежат сожжению на костре. Православный, перешедший в католичество, лютеранство или кальвинизм, подвергается такому же наказанию.

Это было попыткой установить строгий церковный надзор над образованием всех русских и силой подавить любую оппозицию подобному контролю.

Царь Федор и патриарх Иоаким одобрили устав академии, однако только во время регентства царевны Софьи подходящие греческие ученые, братья Иоаникий и Софроний Лихуды, были приглашены и привезены в Москву. Официально академию открыли в 1687 г. Через два года молодой царь Петр сверг и заключил в темницу царевну Софью, а в 1700 г., после смерти патриарха Адриана (преемника Иоакима), Петр начал свои реформы, направленные на разрушение церковной монополии на образование и просвещение. Славяно‑Греко‑Латинская академия стала ядром Московской Духовной Академии, а светское образование и наука развивались независимо от нее.

Во второй половине XVII в. двумя важными институтами, через которые западные идеи и образ жизни проникали в высший слой московского общества, были царский дворец и Посольский приказ.)

Западнорусские ученые (украинские и белорусские), питомцы Киевской Академии, были проводниками западной гуманитарной науки. Киевские ученые, приглашенные в Россию в конце 1640‑х и 1650‑е гг., были специалистами по греческому языку. Обучение в Киевской Академии, однако, строилось на латыни.

Самым влиятельным западнорусским ученым в последнюю часть царствования Алексея и первые четыре года царствования Федора являлся разносторонний Симеон Полоцкий (1629‑1680 гг.). Латынь была языком его научных исследований. Он хорошо знал также польский, но не был знаком с греческим. Полоцкого призвал в Москву царь Алексей в 1663 г. Три года спустя он принял участие в церковных Соборах 1666 и 1667 гг., заклеймивших староверов. Полоцкий перевел на латынь некоторые материалы для Паисия Лигарида и написал трактат против учения старообрядцев.

Симеон Полоцкий был активным проповедником (после его смерти опубликовали два тома ею проповедей) и поэтом (он сочинял по‑русски, польски и на латыни). Он ввел в русскую литературу силлабическую систему стихосложения поляков, которая займет главенствующее положение в русской поэзии на последующие восемьдесят лет. Полоцкий также сыграл роль в развитии русского театра, Он возбудил интерес царя Алексея к театральным спектаклям, рассказывая ему об украинских и польских драмах. Полоцкий написал в этом жанре два произведения – «Комедию притчи о блудном сыне» и «Три юноши в огненном горниле».)

Однако царь Алексей обратился за помощью в организации первого театра в Москве не к западным русским и не к полякам, а к немцам. В июне 1672 г., по совету Артамона Матвеева, царь поручил пастору Иоганну Готфриду Грегори из Немецкой Слободы поставить пьесы на библейские сюжеты в специально выстроенном для этого новом здании в царском селе Преображенское. Первый спектакль («Эсфирь» состоялся 17 октября. Позже представляли переложение последних актов «Тамерлана Великого» Марло и комедию о Бахусе и Венере.

Сначала спектакли играли на немецком языке, но вскоре пьесы перевели на русский, и Грегори подготовил русских актеров. В некоторых постановках особое место принадлежало инструментальной музыке и пению. После смерти царя Алексея и отставки Матвеевва спектакли прекратились.)

В 1667 г. царь Алексей назначил Симеона Полоцкого наставником своего старшего сына царевича Алексея, а когда тот умер – наставником Федора, следующего царевича по старшинству. Полоцкий также руководил образованием царевны Софьи. Федор овладел польским языком, увлекался польскими книгами, любил польское платье и музыку.

При царском дворе и среди бояр распространилось полонофильство. Василий Голицын и другие бояре знали польский язык и имели в своих библиотеках польские книги. Дом Голицына был выстроен и обставлен в западном стиле.

С польским культурным влиянием соперничала немецкая культура, шедшая из стран центральной и северной Европы (германских государств, Голландии, Дании и Швеции) либо непосредственно, либо через Немецкую Слободу. Ее воздействие чувствовалось и в театре, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в технике. Послед аспект оказался наиболее важным для ближайшего будущего.

Накопление технического знания, которому способствовали селившиеся в Московии немецкие мастера и промышленники, продолжалось в течение всего XVII в. К 1682 г. русская элита развивала различные виды ремесла, отличающимся высоким качеством.

Чтобы развить и освободить потенциальные творческие способности, было необходимо дать московитам возможность овладевать основами науки и технологии, или открывая соответствующие школы на Руси, или отправляя русских за границу учиться в западных школах. Это понимал царь Борис Годунов в начале XVII в., однако преждевременная смерть нарушила его планы.

Только во второй половине XVII в., при помощи киевских ученых, в Москве появились школы, где обучали гуманитарным наукам, однако так и не было открыто школ с преподаванием естественных и технических наук.

Русь нуждалась в технической модернизации. Этот процесс мог пойти быстрее или медленнее, принять более широкий или более узкий масштаб. Решающий толчок дал Петр Великий.

Сельское хозяйство на Руси 17 века

В разногласиях и внутренних противоречиях того периода русской истории творческие силы национальной экономики настойчиво трудились, приводя к неуклонному накоплению технического и, с меньшей скоростью, гуманитарного знания.)

Продуктивность русского сельского хозяйства в XVII в., за исключением западной Сибири, была низкой. Высчитано, что на каждую четверть посеянной ржи получали только 2‑5 четвертей зерна. В западной Сибири пропорция была выше – 8‑10 четвертей.) С другой стороны, наблюдался постоянный рост валового продукта, так как площади пахотных земель увеличивались вместе с распространением сельского хозяйства на плодородные земли юга и запада. Благоприятным фактором являлось изменение системы налогообложения, в которой основной единицей стал двор. Это служило земледельцу стимулом, поскольку обработка дополнительных земель больше не предполагала увеличения налога.

Кроме сельского хозяйства, владельцы крупных имений занимались промыслами и торговлей. Многие, включая царя Алексея, организовали в своих вотчинах железоделательные, соляные, поташные, винокуренные и другие производства. Излишки товаров, а также зерно они обычно продавали на рынках, иногда доставляя их в самые отдаленные районы, например, в Архангельск.)

Во второй половине XVII в. в Московии значительное распространение получили более крупные промышленные предприятия, современными учеными называемые мануфактурами. Некоторыми из них, например Пушечным двором, производившим пушки, и Оружейной палатой, выпускавшей ручное огнестрельное оружие, управляло государство. На другие мануфактуры выдавались лицензии, преимущественно европейцам. Однако некоторыми мануфактурами владели и русские купцы и промышленники, например, Строгановы, Светешниковы, Никитины и другие. Часть мастеров были иностранцами, часть – русскими. Первые получали значительно более высокое жалованье. Неквалифицированные работы выполняли русские: либо наемные рабочие, либо крестьяне, «приписанные» к мануфактурам.)

Принимая во внимание увеличение сельскохозяйственного и промышленного производства, а также развитие торговли, можно бы частично поверить воспоминаниям князя Бориса Ивановича Куракина (род. в 1676 г.). Он говорит, что к концу регентства царевны Софьи, в 1689 г., Россия стала страной изобилия.)

Московское царство. Оглавление.

АЗБУКОВНИКИ, русские рукописные лексикографические памятники 13-18 веков, сборники статей учебного, нравоучительного и справочного характера без указания авторства. Сохранилось более 200 списков азбуковников. Древнейший список толкуемых слов типа азбуковников помещён в Новгородской кормчей книге 1282 года. В 13-16 веках азбуковники служили главным образом словарями для толкования непонятных слов, встречающихся в книгах Священного Писания. С 17 века азбуковники в значительной мере стали учебными книгами, ими широко пользовались иностранцы при изучении русского языка.

Учебные азбуковники состояли из двух частей. Первая (лексикографическая) включала в себя азбуку, слоги, прописи в алфавитном порядке, иногда сведения по грамматике; вторая (познавательная) — статьи по философии, русской и всеобщей истории, выборочные сведения по естественным наукам. Нравоучительные азбуковники содержали правила поведения детей в школе.

Справочные азбуковники — это толковые словари терминов, где указаны их происхождение, перевод на русский язык и значения. В них даны также сведения по различным отраслям знаний. Все азбуковники являются важным источником при изучении лексикографии, лексикологии, истории педагогики, культуры и общественной мысли России 13-18 веков.

«Книга глаголемая алфавит». Рукопись 17 в. Образец азбуковника-словаря.

Лит.: Баталин Н.И. Древнерусские азбуковники // Филологические записки. 1873. Вып. 3-5; Карпов А. П. Азбуковники, или Алфавиты иностранных речей по спискам Соловецкой библиотеки. Казань, 1877; Vasmer М. Ein russisch-byzantinisches Gesprachbuch: Beitrage zur Erforschung der alteren russischen Lexikographie. Lpz., 1922; КовтунЛ. С. Русская лексикография эпохи средневековья. М.; Л., 1963; она же. Азбуковники XVIXVII вв.: Старшая разновидность, Л., 1989; Шовгенова Л. М. Азбуковники // Русская речь. 1967. № 5.

Л. Н. Пушкарёв.

Серьезные изменения происходят в XVII в. в системе образования. Причем эти изменения носят не только количественный, но, что очень важно, качественный характер: на смену традиционному древнерусскому ученичеству (индивидуальному обучению у наставников) приходят настоящие учебные заведения. Обычно дети и подростки обучались грамоте у духовных лиц, подьячих или родителей, причем женщины, как правило, даже в семьях знати оставались неграмотными. Возможность печатного издания учебных пособий значительно улучшала условия обучения грамоте. Характерно, что печатавшиеся в Москве дешевые (по 1 копейке) буквари пользовались широким спросом. Изданные в 1651 г. 2400 экземпляров "Азбуки" патриаршего дьякона Василия Бурцева были распроданы за один день. В конце столетия (1692 г.) появляется иллюстрированный букварь Кариона Истомина, известного также своими поэтическими произведениями, продолжавшими панегирическую традицию Симеона Полоцкого. Букварь был снабжен картинками, подобранными по хорошо знакомому современному человеку принципу: изображение буквы пояснялось изображениями предметов, название которых с нее начиналось. В 40-х г. г. XVII в. один из видных правительственных деятелей — Ф. М. Ртищев пригласил из Киева около 30 ученых монахов для организации школ в Андреевском монастыре. Молодые дворяне и сам Ртищев стали обучаться греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие представители знати косо смотрели на школу Ртищева. Считалось, что в самой латинской грамоте заключалось "еретичество". Тем не менее частные школы все же существовали и возникали вновь. Епифаний Славинецкий возгалвил греколатинскую школу в Чудовом монастыре. В 60-х г. г. священик Иван Фомин на свои средства построил школу в Барашах при Введенской церкви. В 1665 г. открылась школа в Заиконоспасском монастыре, во главе которой стал Семен Полоцкий. В этой школе обучали подьячих русской грамматике и латинскому языку. Спустя два года открылся "гимнасион" (приходская школа) при церкви Иоанна Богослова в Китай- городе.

В 1680 г. была основана школа при Печатном дворе. Монах Тимофей учил в этой школе греческому языку 30 учеников, набранных при ее открытии. Первые частные школы в Москве подготовили основание в 1687 г. Славяно- греко-латинского училища (академии) во главе с учеными греками Иоанием и Софронием Лихудами. Это было первое учебное заведение, ставившее своей целью широкое образование. Славяно-греко-латинская академия открывалась для людей "всякого чина, сана и возраста" и предназначалась для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Обучение в Академии включало в себя прохождение курсов греческой грамматики, поэтики, риторики, философии. Академия сыграла большую роль в развитии русского просвещения в конце XVII в. и первой половины XVIII в. В XVII веке в России среди помещиков было 65% грамотных, купечества 96%, посадских людей — около 40%, крестьян — -15%, стрельцов, пушкарей, казаков — 1%.Распространение грамотности и просвещения в России подрывало вековое господство религии и церкви, все более расходилась по рукам светская литература и иностранных сочинений. XVII в. занял важное место в истории русского просвещения.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.

В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь.

Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Вопросы и задания

1. Какие особенности XVII века сделали его переходным в истории русской культуры?

2. Можно ли утверждать, что социокультурные условия России способствовали вере в «доброго царя» и самозванству?

3. В чем была сущность церковного раскола XVII века и каковы его последствия?

4. Как «обмирщение» выражалось в художественной культуре XVII века, какие ее памятники, на ваш взгляд, наиболее характерны?

5. Какие существовали подходы к образованию в России XVII века, какой из них возобладал?

6. Что можно сказать о науке XVII века, какие факторы ей способствовали?

Березовая Л. Г., Берлякова И. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

Культурология. История культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Панченко А. М. Русская история и культура. СПб., 2002.

Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ. Л., 1984.

Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли. М., 2003. С. 143-145.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5938 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

  • Зарождение воспитания в первобытном обществе
    • Происхождение воспитания, его становление
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 2
      • Происхождение воспитания, его становление - страница 3
    • Зарождение приемов и организационных форм воспитания
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 2
      • Зарождение приемов и организационных форм воспитания - страница 3
    • Возникновение неравенства в воспитании в условиях разложения первобытно-общинного строя
  • Воспитание и обучение в древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока
    • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока
      • Общее и особенное в генезисе школы и воспитания в древних цивилизациях Ближнего и Дальнего Востока - страница 2
    • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии)
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 2
      • «Дома табличек» в Междуречье (Месопотамии) - страница 3
    • Школа в Древнем Египте
      • Школа в Древнем Египте - страница 2
    • Воспитание и школа в Древней Индии
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 2
      • Воспитание и школа в Древней Индии - страница 3
    • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 2
      • Школьное дело и зарождение педагогической мысли в Древнем Китае - страница 3
  • Воспитание и образование в античном мире
    • Зарождение письменности в условиях эгейской культуры
    • Воспитание детей и юношества в архаической Греции IX-VIII вв.
    • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв.
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 2
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 3
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 4
      • Воспитание и педагогическая мысль в Древней Греции в VI-IV вв. - страница 5
    • Просвещение в эпоху эллинизма
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 2
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 3
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 4
      • Просвещение в эпоху эллинизма - страница 5
    • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 2
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 3
      • Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме - страница 4
    • Зарождение христианской традиции воспитания
      • Зарождение христианской традиции воспитания - страница 2
    • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры
      • Воспитание на периферии Римской империи в в первые века нашей эры - страница 2
  • Просвещение и педагогическая мысль в Византии
    • Основные этапы развития просвещения в Византии
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 2
      • Основные этапы развития просвещения в Византии - страница 3
    • Воспитание и образование в Византии
      • Воспитание и образование в Византии - страница 2
      • Воспитание и образование в Византии - страница 3
    • Педагогическая мысль в Византии
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 2
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 3
      • Педагогическая мысль в Византии - страница 4
    • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 2
      • Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения - страница 3
    • Развитие церковной культуры
      • Развитие церковной культуры - страница 2
      • Развитие церковной культуры - страница 3
      • Развитие церковной культуры - страница 4
    • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 2
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 3
      • Педагогическая мысль и школа эпохи Возрождения - страница 4
    • Реформация и ее политика в области образования и воспитания
      • Реформация и ее политика в области образования и воспитания - страница 2
    • Иезуитская система воспитания в период контрреформации
  • Воспитание, школа и педагогическая мысль у народов Востока в эпоху средних веков
    • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока
      • Практика и образование в странах Ближнего и Среднего Востока - страница 2
    • Педагогическая мысль Ближнего и Среднего Востока в эпоху средневековья
    • Педагогические идеи ученых арабского Востока
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 2
      • Педагогические идеи ученых арабского Востока - страница 3
    • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья
      • Просвещение на территории средневековых государств Закавказья - страница 2
    • Воспитание и школа в средневековом Китае
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 2
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 3
      • Воспитание и школа в средневековом Китае - страница 4
    • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии
      • Воспитание и педагогическая мысль в средневековой Индии - страница 2
    • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
      • Воспитание в Древней Руси и Русском государстве - страница 5
    • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 2
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 3
      • Педагогическая мысль в Древней Руси и Русском государстве - страница 4
  • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке в XVII-XVIII вв.
    • Школа и педагогика в странах Западной Европы и в Северной Америке
    • Педагогические идеи В. Ратке
    • Педагогические идеи Я.А.Коменского
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 2
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 3
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 4
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 5
      • Педагогические идеи Я.А.Коменского - страница 6
    • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в.
      • Воспитание и педагогическая мысль в странах Западной Европы к началу XVIII в. - страница 2
    • Движение за обновление школьного образования и методов обучения
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 2
      • Движение за обновление школьного образования и методов обучения - страница 3
    • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв.
      • Школьное образование в Англии XVII- XVIII вв. - страница 2
    • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 2
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 3
      • Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания и образования Джона Локка - страница 4
    • Педагогическая мысль во Франции XVIII в.
    • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778)
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 2
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 3
      • Педагогическая концепция Жан-Жака Руссо (1712-1778) - страница 4
    • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794)
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 2
      • Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции (1789-1794) - страница 3
    • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 2
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 3
      • Школа в Североамериканских Штатах в эпоху Просвещения - страница 4

Образование в Русском государстве XIV-XVII вв.

Зачинателем монастырских центров книжного обучения явился великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский (1314-1391). В монастырских школах можно было получить энциклопедическое по тем временам образование.

Однако акцент в них делался не столько на усвоение суммы знаний, сколько на нравственно-религиозное воспитание, духовное самосовершенствование.

На западных рубежах древнерусских земель в XV-XVI вв. развивались формы «ученья книжного», обогащенные сведениями о школьном деле в Западной Европе. Потомки древнерусского населения Украины и Белоруссии, пытаясь сохранить в неприкосновенности свое вероисповедание, создали в православных общинах так называемые «братские школы». В XVI-XVII вв. в братских школах Львова, Луцка, Киева и других крупных городов изучали славянскую и греческую грамматику, латинский язык, диалектику, риторику, философию, математику и другие школьные науки, трактовавшиеся в духе православия. На основе братских школ киевским митрополитом Петром Могилой в 1632 г. было основано высшее учебное заведение - коллегиум. Выпускники Киевского коллегиума получали образование на уровне западноевропейских схоластических стандартов. Некоторые из них (Е. Славинецкий, А. Сатановский, С. Полоцкий и др.) приняли деятельное участие в создании на Руси новых учебных заведений, приближавшихся по своей сути к западноевропейским образцам, где изучали так называемые семь свободных искусств.

Известно, что в 40-е годы XVII в. в московском Андреевском монастыре боярином Ф. М. Ртищевым была основана школа, учителями которой являлись выпускники Киевского коллегиума Арсений Сатановский, Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, ориентированные на греческую школьную традицию.

В середине 60-х годов в Спасском монастыре в Москве Симеоном Полоцким, поборником латинской ориентации, была открыта школа повышенного типа. Он ставил перед этой школой задачу подготовки особо доверенных чиновников личной канцелярии царя Алексея Михайловича, подьячих Приказа тайных дел. Особое внимание в ней уделялось изучению латинского языка, который в то время являлся языком международной дипломатии. В 1681 г. иеромонахом Тимофеем была открыта Типографская школа при московском Печатном дворе.

В Богоявленском монастыре в Москве в 1685 г. была открыта школа докторами Падуанского университета, греческими иеромонахами братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Они ставили перед собой задачу создать не среднюю школу, поскольку она в России уже существовала, а высшую.

В 1687 г. в Москве было открыто первое собственно высшее учебное заведение в России - Эллино-греческая, впоследствии Славяно-греко-латинская академия, выпускники которой стали деятелями просвещения уже петровской эпохи развития школьного дела в нашем отечестве - поэты А. Кантемир, К. Истомин, математик Л. Магницкий, первый русский доктор медицины П. Постников и др. Инициатором создания этой Академии был С. Полоцкий.

Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжного писания», затем приступали к изучению грамматики. Риторику, логику, физику и пиитику изучали и на греческом, и на латинском языках. Учебники по этим предметам были составлены братьями Лихудами, которые следовали образцам учебных книг европейских университетов. Следует, однако, отметить, что учебный материал осмыслялся с позиций православного учения. Например, «Риторика», по определению Лихудов, не просто должна научить красиво говорить, риторически отстаивать свою позицию, что характерно для западноевропейской возрожденческой культуры, цель ее в России была определена иначе - помочь ученикам научиться защищать православные духовные ценности. Такой подход к обучению был характерен для всех учебных заведений того времени.

Необходимо отметить, что границы между средними и высшими школами в России XVII в. были размыты. Все зависело от уровня образованности преподавателей и целей учебного заведения. Например, Заиконоспасская школа Симеона Полоцкого приближалась по своему характеру к высшему учебному заведению европейского типа. Должность старосты этой школы занимал москвич, русский поэт Сильвестр Медведев. Латинский язык преподавался по известному в Европе методическому пособию иезуита Альвара, а курс обучения включал пиитику, риторику, диалектику, философию и богословие.

Этот тип школ вызывал резкий протест православной московской общественности, опасавшейся, что вместе с такой направленностью школьного образования в Россию проникнут западноевропейские «ереси». Крайними выразителями этой позиции были старообрядцы, боровшиеся против латинского влияния, но и к греческому относившиеся с подозрением. Их идеалом являлась традиция монастырского образования, сложившаяся в России к XVII в. Нужно заметить, что московские правители предпочитали ориентацию на греческую школу, византийскую систему образования. Типографская школа при Печатном дворе (1681-1687) как раз и была примером подобного учебного заведения. Преподавателем греческого языка в этой школе был москвич Карион Истомин, учитель царевича Петра Алексеевича, автор многих учебников.

Совокупность многих фактов позволяет сделать вывод: Россия XVII в. вместо западного университета получила как бы духовную семинарию. Несмотря на довольно широкую программу обучения, преподавались здесь лишь те дисциплины, которые не противоречили православию, способствовали подготовке верных слуг царя и патриарха.

22.Просвещение и школа в России в XVII - XVIII веке. 1700-е годы - переломные в истории отечественной школы и педагогической мысли. Россия пережила реформы воспитания и образования, которые были вызваны важными социально-экономическими фактами: политическим лидерством дворянства, укреплением позиций купечества и промышленников, складыванием режима абсолютизма, трансформацией чиновничьего аппарата, созданием новой армии и пр.Существенно переменился умственный настрой общества. Наметился переход от сословного общества к гражданскому. Россия, сохраняя самобытность, в то же время вступила на дорогу общеевропейского развития, что выразилось в усилении внимания к отдельной личности, создании национальной школьной системы. Образование стало рассматриваться как один из основных путей карьерыК концу XVII в. Россия не располагала системой регулярных учебных заведений. На протяжении 1700-х годов такая система была создана, что означало завершение эпохи господства старорусского иррегулярного воспитания и обучения, главенства семейного домашнего обучения. Появилась особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.Был введен обычай посылать за границу молодых людей (обычно дворян) для обучения корабельному и мануфактурному делу, военным наукам. По главным промышленным городам Европы были рассеяны десятки русских учеников. Многие молодые дворяне, а также прошедшие отбор сыновья купцов и крестьян вполне успешно осваивали заморские науки.В начале XVIII в. в России появились государственные школы различных типов. В них не только готовили моряков, мастеровых, строителей, писарей и пр., но и давали общее образование. По преимуществу создавались дворянские учебные заведения. в Москве школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне (1701Ученики получали кормовые деньги, жили при школе или наемных квартирах, которые снимали. За прогулы учащимся грозил немалый штраф. За побег из школы полагалась смертная казнь.Единственным учебным заведением повышенного образования в Москве оказалась Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. училось до 400 студентов.К 1716 г. цифирные школы существовали в 12 городах, к 1722 г. - в 42 городах.

В учебных заведениях, созданных в начале XVIII в., обучали на русском языке.Вместо прежних Часослова и Псалтыря часто учили по "Букварю" Федора Поликарпова (1701), по книгам Ф. Прокоповича "Юности честное зерцало" и "Первое поучение отрокам". Учебные пособия впервые вводили латинский и греческий шрифты (для будущих переводчиков), содержали сравнения славянского, греческого и латинского языков, материал на общественно-бытовые, нравственные темы и пр. Во второй четверти XVIII в. реформирование образования замедлилось. Пришли в упадок цифирные школы, морская академия, инженерные и артиллерийские училища. Вместе с тем часть учебных заведений, созданных в петровское время, успешно развивалась. Например, расширилась сеть семи-нариумов: к 1764 г. насчитывалось до 26 таких школ с 6 тыс. учеников.Открытие в 1755 г. в Москве университета и университетских гимназий. Номинально университет был доступен всем сословиям, но фактически предназначался для детей дворян. Вначале в нем было три факультета: юридический, философский и медицинский. Первые студенты были набраны из духовных семинарий. Дворяне избегали посылать своих отпрысков в бессословный университет.Один из первых представителей русского Просвещения, участник школьных реформ Василий Никитич Татищев (1686-1750) открыл несколько горнозаводских школ; Разработанная Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии. Александр Николаевич Радищев (1749–1802), подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал прежде всего на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.Своеобразным манифестом русской педагогики конца ХVIII в. стал коллективный трактат профессоров Московского университета "Способ учения" (1771). В трактате провозглашены важные дидактические идеи об активном и сознательном обучении.

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Избавившись от обязательной службы, дворянство стремилось заполнить досуг приобщением к культурным достижениям Европы. Усилилась тяга к новому западному образованию.Если при Петре I царила обязательная ("указная") программа, согласно которой дворянам следовало приобретать известные научно-технические знания, то теперь в соответствующих школах учились лишь дети мелкопоместных дворян. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами.Подобный поворот отрицательно повлиял на состояние учебных заведений, во главе которых стояли Петербургский и Московский университеты.

Заметные успехи делали специальные военно-учебные заведения - сухопутный и морской кадетские корпуса. Уставом 1766 г. программа обучения в кадетском корпусе делилась на три группы наук: 1) руководствующие к познанию предметов, нужных гражданскому званию; 2) полезные или художественные; 3) "руководствующие к познанию прочих искусств". К наукам первой группы относились нравоучение, юриспруденция, экономия. К наукам второй группы – общая и экспериментальная физика, астрономия, общая география, навигация, естествознание, воинские науки, рисование, гравирование, архитектура, музыка, танцы, фехтование, скульптура. К наукам третьей группы - логика, математика, красноречие, физика, священная и светская мировая история, география, хронология, латинский и французский языки, механика. Столь обширная программа реализовывалась лишь отчасти. Весьма значительные количество часов приходилось на французский язык.

Во второй половине XVIII в. получили развитие частные учебные заведения, предназначенные для дворянского сословия. В них использовалась программа государственных школ.В истории школьных проектов и реформ екатерининской эпохи просматриваются два этапа. На первом этапе (1760-е гг.) заметно влияние французской педагогической традиции. На втором этапе (с начала 1780-х гг.) - влияние германского школьно-педагогического опыта.Несколько проектов подготовила созданная в 1768 г. "Частная комиссия об училищах": 1) о низших деревенских училищах; 2) о низших городских училищах; 3) о средних училищах; 4) об училищах для иноверцев. Планировалось в селах и больших деревнях повсеместно учреждать начальные школы - низшие деревенские училища; здания строить на средства прихожан; учителей набирать из местных священников; труд учителей оплачивать натурой и деньгами за счет родителей. Школы предназначались для мальчиков. По желанию родителей в школы могли принимать девочек и учить их бесплатно. Обязательными предметами должны были стать религия и чтение. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангелие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура; для желающих - латинский и живые иностранные языки: татарский, персидский, китайский (преподавание западноевропейских языков не предусматривалось). В главных училищах можно было приобрести педагогическое образование.Из училищ были устранены официальные представители церкви. Преподавание (в том числе, катехизиса и священной истории) поручалось гражданским учителям.

В течение XVII столетия значительные изменения происходили и в области образования .

Долгие века настороженная враждебность к католицизму, которую Русь изначально переняла у Византии, распространилась и на европейскую «латинскую ученость». Даже в 1600-1611 гг. француз Маржерет, живший в то время в Москве, свидетельствовал, что «народ ненавидел науки иноземные, особенно латинский» («Состояние российской державы»). Тем не менее, объективная потребность в усвоении европейской культуры и образованности брала свое. Буквально в течение нескольких десятилетий невежеством не только перестали гордиться, но именно в нем стали видеть источник потрясавших Россию смут. Вот что писал в 1660 г. Паисий Лигарид : «Искал я корня… духовного недуга, поразившего Христоименитое царство русское… и, наконец придумал и нашел, что все зло произошло от того, что нет народных училищ и библиотек». Просветитель Юрий Крижанич в своих «Политических думах» усматривал в невежестве главную причину и экономического отставания России.

Во второй половине XVII века сложилось четыре основных подхода к образованию: старообрядческо-начетнический (протопоп Аввакум); византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин); латинофильский (Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев); славяно-греко-латинский (братья Лихуды). Сторонники греческого видели в нем источник укрепления православия в борьбе с латинской ересью, их противники же видели в латыни основу светской культуры. Перечисленные подходы во многом составили содержание позднейшего (XIX века) спора западников и славянофилов , не прекратившегося и сегодня.

Уже царь Алексей Тишайший, не удовлетворившись элементарным начальным образованием, полученным его сыновьями, повелел учить их латыни и польскому и даже призвал в гувернеры Симеона Полоцкого. Царь Федор Алексеевич (1661-1682) послал в «немецкую школу» учеников для обучения аптечному делу.

В течение XVII века школы и прочие образовательные учреждения получили распространение уже не только в России, но и на Украине и Белоруссии, находившихся под властью Польско-литовского государства. В борьбе за освобождение там учреждались братства из представителей самых различных сословий, а на их основе - братские школы . Сохранились даже уставы львовской и луцкой школ. «Грамматика словенского языка », изданная в 1618 г. учителем Киевской братской школы Мелентием Смотрицким (ок. 1578-1633), в 1648 г. увидела свет и в Москве.

Школа Киевского богоявленского братства , открывшаяся в 1615 г., превратилась в 1645 г. в первое в России высшее учебное заведение - Киевскую братскую коллегию, получившую позже (при Петре I) статус академии. Из ее стен вышли Епифаний Славинецкий и Симеон Полоцкий, организовавшие греко-латинские школы в Москве, ее воспитанниками были большинство ректоров и префектов знаменитой славяно-греко-латинской академии, на Киевскую академию опирался в своей реформаторской деятельности Петр I.


В самой России одна из первых греко-латинских школ была открыта в 1649 г. при Чудовом монастыре, правда, ненадолго, поскольку ее руководителя по обвинению в неправоверии сослали на Соловки. В том же 1649 г. окольничий, воспитатель царевича Алексея Алексеевича Федор Ртищев (1626-1673) основал за свой счет училище при Андреевском монастыре, которым руководил Епифаний Славинецкий. Сам Ртищев стал его слушателем. В 60-е гг. открылась школа Спасского монастыря, куда для обучения греческому и латыни уже правительством посылались молодые приказные. Первая государственная школа повышенного образования, Типографическое училище , открылась в 1681 г. указом Федора Алексеевича.

В 1687 г., несколько задержавшись из-за смерти царя и смуты стрельцов, в Москве была основана Славяно-греко-латинская академия . По замыслу С. Полоцкого, в нее должны были приниматься только православные, русские. В ней преподавались как духовные науки, так и светские (физика, логика, юриспруденция, философия, языки). Основными преподавателями академии стали греческие монахи, доктора Падуанского университета, братья Лихуды, Иоанникий (1639-1717) и Софроний (1652-1730). Они подбирали учителей, сами вели логику и риторику. Вскоре старорусское духовенство добилось их отстранения и высылки в провинциальный монастырь. Лишь через пять лет братьям позволили поселение в Новгороде, где они незамедлительно открыли Славяно-греко-латинское училище, по образцу московского.

Невзирая ни на что, развитие образования приняло к концу XVII века необратимый характер. Как пишет историк С. Смирнов, благодаря академии «русские примирились с мыслью о пользе науки».

Распространению образования в немалой степени способствовал рост книгопечатания . В 1634 г. был издан первый «Букварь » Василия Бурцева (стоя всего 1 копейку, он быстро раскупался), в 1648 г. в Москве вышла «Грамматика » М. Смотрицкого, в 1687 г. - «Считание учебное » - таблица умножения. В течение XVII столетия Печатный двор в Москве (в котором в середине века работало около 200 человек) издал 300 тысяч букварей и 150 тысяч религиозных книг (всего - 483 наименования), выходили книги светского и научного характера, не прекращалось издание и рукописных книг. В 60-х гг. XVII века в Москве открылась книжная лавка, где можно было купить и «Веселые польские рассказы», и «Хронику Псевдодорофея», и «Книги ратного строения» и «Хронограф», и бестиарии по образцу европейских, и «Позорище (то есть обзор - В. Т.) всея вселенной, или атлас новый», и новые карты очень расширившейся за XVII век России.

Развивалась историческая мысль, расширялась география не только завоевательных, но и исследовательских походов. Были открыты реки Яна и Индигирка, экспедиции вышли к Колыме и Байкалу. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева и Федота Попова прошла по Северному Ледовитому океану в Тихий, открыв при этом, что Азия отделяется от Америки проливом, в 1647-1651 гг. Ерофей Хабаров проплыл по Амуру вплоть до устья, в 1697-99 гг. казачий пятидесятник В. Атласов обследовал Камчатку.

Одним из наиболее ярких показателей уровня развития общества является народное образование. Кажется, ни по одному вопросу нашей истории не существует такой разницы во мнениях, как по вопросу о роли школы и распространения грамотности среди населения в Древней Руси. Одни считают существование школ до Петра I редким исключением, другие говорят о многочисленных церковно-приходских училищах. Одни - о поголовной безграмотности, другие - наоборот.

Трудно согласиться с обеими точками зрения, скорее всего истина лежит где-то посередине. В России существовал пласт людей, для которых грамотность была необходимостью, - это, безусловно, духовенство, но и среди них было много невежд, они лишь зазубривали наизусть тексты основных служб, минуя хитрую науку грамоты. Считалось, что грамотности можно достичь и без школ, нужно лишь найти себе "мастера" (учителя). Но, научившись читать, русский любитель просвещения попадал в мир рукописей и печатных книг. Тогда становилось ясно, что одной грамотности мало, появилась нужда в грамматике, а за ней потребность в остальных знаниях.

Несомненным остается одно, что рассматриваемый век в области образования шагнул значительно дальше века XVI благодаря распространению массового книгопечатания. Наряду с традиционной духовной литературой издается ряд учебных пособий. Так, в 1634 г. был опубликован букварь В. Бурцева, став первым учебником для многих поколений русских людей. Он был неоднократно переиздан в течение XVII в. Выходят в свет также грамматика М. Смотрицкого и практическое руководство для счета - таблица умножения.

Несмотря на то, что все мировоззрение русского человека в это время определяет Русская Православная Церковь, достаточно консервативный общественный институт, у народа растет интерес ко всему иноземному. При царе Алексее Михайловиче Романове увлечение западной культурой возрастает, в Москве появилась Немецкая слобода, где проживали иноземцы, многие из которых являлись специалистами в различных областях науки. Но справедливости ради необходимо заметить, что наряду с людьми знающими и образованными в Россию стремились и разного рода авантюристы, проходимцы, искатели легкой наживы и просто безграмотные люди.

По приглашению царя в Москву приезжает выдающийся белорусский ученый и поэт Симеон Емельянович Петровский-Ситнианович. В России он стал широко известен под именем Симеона Полоцкого. Он был обласкан при дворе, и ему поручили обучение царских детей, т. к. считался образцом домашнего учителя того времени.

Имея самые обширные и разносторонние научные знания, он старался преподать их занятно, заставлял учить шутя. Зная латинский и польский языки, он собирает разного рода изречения, определения, анекдоты и все это передает стихами, виршами ("того ради да присвойственного себе сладостию сердцам читателей приятнейши суще, аки нуждею вликут я ко читанью частейшему и удобнее памятью содержаться могут").

Успехи С. Полоцкого при дворе не могли не оскорбить старых учителей. О нем пошли толки, что учение его не совсем правильно, а это являлось страшным обвинением при тогдашней подозрительности к новым учителям.

Все же Полоцкий, благодаря своей ловкости, удержался, но не мог не выразить своего негодования на несправедливые обвинения. Он, как ревнитель просвещения, в своих проповедях нападал на старых учителей, священников, обличая их в невежестве. В 1664 г. Симеон Полоцкий становится руководителем одной из первых в России Заиконоспасскойгреко-латинской школы. Учениками в эту школу были назначены четверо подьячих. Они должны были освоить латынь и грамматику. На деле же Полоцкий, кроме указанных предметов, преподавал своим ученикам полный курс Киевского университета.

В 1668 г. этот курс был закончен, а ученики отправлены заканчивать учение в Курляндию и тайно наблюдать за действиями русских послов. Школа же Полоцкого, по всей видимости, на этом первом выпуске и прекратила свое существование. Но один из учеников, Семен Медведев, постригшись в монахи, вернулся в Москву и стал ревностным пропагандистом как взглядов своего учителя, так и самой идеи латинской богословской школы. Дело в том, что все научные издания того времени печатались в Европе исключительно на латинском языке.

Естественно, попадая в Россию, они требовали либо перевода, либо глубокого научного знания этого языка, а также традиций западного богословия. Однако его идеи встречают препятствия со стороны высшего московского духовенства. И это понятно: для людей сугубо православных латинский язык означал всякое латинство, т. е. католичество, враждебное во многом русской религиозной традиции.

Несмотря на это, школы открывались и значительно ранее, так, первое греко-латинское училище было организовано в 1649 г. в Москве при Андреевском монастыре. Ее основоположником стал один из культурнейших людей того времени, близкий к царю боярин Ф.М. Ртищев. Вторая греко-латинская школа при Чудовом монастыре возглавлялась известным церковным писателем Епифанием Славинецким, являвшимся одним из первых русских филологов.

В 70-е годы Полоцкий разработал проект создания первой в России академии, в которой могли бы учиться люди разных сословий. Выбор преподавателей для нее был возложен на Константинопольского патриарха.

И в 1685 г. по его рекомендации в Москву приезжают учителя, доктора наук братья Иоанникий и Софроний Лихуды, получившие высшее образование в Падуе и Венеции. В 1687 г. была учреждена Славяно-греко-латинская академия, в которую принимали людей "всякого чина, сана и возраста", но обязательно православного вероисповедания. Академия должна была стать оплотом православия и в то же время очагом распространения "латинской культуры". Здесь преподавались латинский и греческий языки, грамматика, пиитика, риторика, логика, психология, физика, мораль и богословие, изучение которых должно было снабдить учеников "семенами мудрости". Академия была наделена деньгами и разными льготами, получила собственную библиотеку. Братья Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики и других предметов. Они сами же и преподавали эти предметы. Обучение шло успешно. Уже через три года лучшие ученики могли сами делать переводы книг с латыни и греческого.

Но в 1694 г. Иоанникий и Софроний были обвинены в распространении ереси и изгнаны из академии.

Способствовал этому противник светского образования патриарх Досифей. Однако дело просвещения приносило свои плоды. Отчасти оно распространилось в Поморье, Поволжье. Но образование, как и многое другое, было привилегией феодалов, духовенства и богатого купечества. Уделом же большинства крестьян и посадских людей оставалась неграмотность.

В академии продолжали преподавать ученики братьев, и ее выпускниками стали многие знаменитые деятели русской культуры.

Похожие статьи

  • "Системно- деятельностный подход в обучении математике", презентация Основная педагогическая задача –

    Вопросы 1. Научные основы системно-деятельностного подхода в образовании. 2. Основные идеи системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС. 3. Условия реализации системно- деятельностного подхода. 4. Технология реализации...

  • Докучные сказки Докучная сказка про кота

    Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Не хочу! Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Отстань! Я отстань, ты отстань. Не сказать ли...

  • Как придумать сказку вместе с детьми: советы Джанни Родари

    СОВ Е Т Ы М А Л Е НЬКИ М Ш К О Л Ь Н И К АМ Ответы к стр. 30 Чтобы сочинить волшебную сказку, нужно вспомнить всё, о чём мы знаем: особенности волшебной сказки; построение сказки (присказка, зачин, концовка); сказочные герои;...

  • Викторина для подростков "все обо всем" классный час на тему

    Кросс - вопрос. Интеллектуальный марафон Предварительно формируются 3—4 команды по 10—12 человек, которые придумывают себе названия и делают эмблемы. Ведущий. Поспешите все на кросс! Начинаем «кросс-вопрос»! Участники кросса, Не бойтесь...

  • Кавказцы в армии и идеалист акопов

    Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после...

  • Дамба Три Ущелья в Китае: интересные факты

    Самая крупная в мире гидроэлектростанция на сегодняшний день построена в Китае в провинции Хубей на реке Янцзы - "Длинная река", самой длинной реке не только Китая, но всей Евразии. "Гений инженерной мысли", "чудеса инженерии", так...