Георгий гурджиев или в поисках эзотерического знания. Георгий Гурджиев: что связывало мистика со Сталиным Гурджиев и сталин сакральная связь

Считал, что вся наша жизнь находится под влиянием определенных космических законов.

Эннеаграмма Гурджиева

Чтобы эти законы были более понятны людям , исследователь показывал их на примере древнего символа: Эннеаграммы. Этот символ существовал еще на Ближнем Востоке почти два с половиной тысячелетия назад. Встречается он в самых разных видах учений и религий, начиная с философов и математиков Древней Греции, суфистов и заканчивая иудаизмом, каббалой и христианством.

Среди литературных работ, которые оставил после себя исследователь, важно упомянуть его наиболее известные, такие как «Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и его недописанный труд «Жизнь реальна, когда Я есть». Все это, можно сказать, его программные произведения, в которых сконцентрировались его взгляды и идеи. Все эти работы составляют цикл «Все и вся».

Таким образом, можно утверждать, что в целом Гурджиев создал ценнейшую и в то же время достаточно простую для изучения и применения систему, которая реально может помочь человечеству подняться на новую ступень его развития. И система эта работает, можно сказать, вне времени и вне пространства: она была актуальна век назад так же, как актуальна и теперь.

Вот, например, некоторые убеждения Мастера, которые были бы полезны сегодня и нам:

О деньгах или плата за осознанность

Ничто не показывает человека так хорошо, как его отношение к деньгам. Люди готовы тратить сколько угодно на свои личные фантазии, но совершенно не ценят чужого труда, - заметил однажды Гурджиев.

В то время как плата по Гурджиеву - есть принцип. Она необходима даже не столько не тем, кто ее от вас принимает. В большей степени она необходима вам самим. Более того: она абсолютно вам необходима.

Способ оплаты в принципе может быть разным. Но никто не может и не должен получить что-то, за что он не заплатил. Вещи не могут быть даны: они могут быть только куплены. И это условие есть один из магических законов. Это касается не только материальных вещей, но и знания. И это есть космический закон.

Вы хотите знать, почему многие из людей почти ничего не имеют или имеют мало?.. Очень просто: они хотят получить нечто за ничто.

Эти шестьдесят три коротких совета-указания помогали душке Ховард, как называли еще окружающие дочь Гурджиева, на протяжении всей ее долгой жизни. И если их правильно понимать и применять - могут они помочь и любому другому человеку, способному прислушиваться к ценнейшему и уникальному опыту своих предшественников и Учителей.

Мы приведем здесь все 63 строки этих ценнейших жизненных рекомендаций, ибо есть в них, на наш взгляд, потребность и сегодня:

Концентрируй своё внимание на себе.
Осознавай в любой момент то, что думаешь, чувствуешь, желаешь или делаешь.
Всегда завершай начатое тобой.
Делай, что делаешь настолько хорошо, насколько возможно.
Не привязывайся к тому, что может впоследствии разрушить тебя.
Проявляй свою щедрость без свидетелей.

Не занимай слишком много пространства.
Не шуми и не делай излишних жестов. Если в тебе нет ещё веры, имитируй её.
Не впечатляйся легко от воздействия сильных личностей. Не хватай ничего и никого.
Распределяй справедливо. Не соблазняй. Ешь и спи ровно столько, сколько необходимо.
Не говори о своих личных проблемах. Не суди и не делай различия, пока не узнаешь все основные факты.
Не заводи бесполезной дружбы. Не следуй общим тенденциям. Не продавай себя.

Меняй свою гордость в чувство собственного достоинства. Меняй свою злость в креативность и созидание.
Меняй свою жадность в почитание красоты. Меняй свою зависть в восхищение достоинствами других.
Меняй свою ненависть в милосердие. Не восхваляй, но и не оскорбляй себя.
Заботься о том, что тебе не принадлежит, так же, как о своём собственном. Не сетуй, не жалуйся себе.
Развивай своё воображение. Не давай другим указаний только ради удовольствия подчинения.
Плати за работу и услуги, которые тебе оказывают. Не пропагандируй свою работу и идеи.

  • Не пытайся пробудить в других по отношению к себе такие чувства как: жалость, симпатию, восхищение, соучастие.
  • Не пытайся выделиться своим внешним видом. Никогда не противоречь, просто храни молчание.
  • Не залезай в долги, покупай и плати немедленно. Оскорбив публично, приноси извинения публично.
  • Заметив свою ошибку в разговоре, не настаивай на своей правоте из чувства гордости и немедленно откажись от своих прежних намерений.
  • Не отстаивай свои прежние идеи только из-за того, что они тобой уже провозглашены.
  • Не храни бесполезных вещей. Не украшай себя чужими идеями.
  • Не фотографируйся со знаменитостями.
  • Будь своим судьёй. Не характеризуй себя по тому, чем обладаешь.
  • Осознавай, что всё принадлежит тебе.

Если ты медитируешь и к тебе явился Дьявол - заставь и Дьявола медитировать.

Взгляды из реального мира

В последние годы и у нас начали, наконец, появляться книги Гурджиева. Так, среди других его трудов, на реальных и виртуальных прилавках книжных магазинов уже можно встретить сборник «Взгляды из реального мира». В него входит несколько работ, таких как единственное изданное при жизни автора в 1933 году его сочинение «Вестник грядущего блага» и «Беседы с учениками»: по сути, - это стенограмма встреч Учителя со своими последователями времен 1941-1946 годов прошлого века, во время Второй мировой войны, оккупированном немцами Париже. Эта книга опубликована достаточно недавно и впервые появилась на русском языке.

Гурджиев и Сталин

Они знали друг друга. Более того: оба были когда-то семинаристами духовной семинари в Тбилиси, есть сведения, что жили даже в одной комнате. Сталин навещал в Москве и двоюродного брата Гурджиева, известного скульптора Меркурова, который делал посмертные маски с партийных деятелей и правителей того времени.

Известно даже, что под влиянием Гурджиева Сталин изменил дату своего дня рождения. Что позволило ему в дальнейшем получить власть.

Гурджиев и Гитлер

Тема эта тоже достаточно одиозная и будоражащая умы обывателей до сих пор. приписывается какое-то особое влияние на нацистов и их кумира. Связано это, пожалуй, с тем, что все они - каждый в своей мере - интересовались вопросами непознанного. Вопрос лишь в том, - какие у каждого из них были для этого истиные цели и побуждения.

Существует даже история о том, что Гурджиев обучал гипнозу Адольфа Шикльгрубера, будущего «фюрера третьего рейха», но факты эти не могут считаться подлинными.

Зато в своих работах Мастер относился к политикам, что были обуреваемы жаждой власти, совершенно определенным образом. Он называл такую породу людей словом «хаснамус» , люди без совести, и считал их тупиковой ветвью цивилизации, обучая при этом других, как можно использовать «хаснамусов» в своих целях.

Последний час жизни Гурджиева


Умер великий маг в 1949 году, 29 октября, под Парижем, в американском госпитале. Все, кто при этом присутствовал, включая врачей, были потрясены тем, что они увидели. В последний свой миг Гурджиев сел в постели, открыл глаза, попросил, чтобы ему дали его красную шляпу, взял в разные руки сигарету и чашку кофе, закурил, сделал глоток… Было видно, что жизнь его покидает. Но лицо излучало свет и сияли глаза. Наконец, в последнее свое мгновение, Гурджиев произнес, обратившись к собравшимся: «Есть ли у кого-нибудь вопросы? А то я ухожу».

Никто не сумеет бежать из тюрьмы без помощи тех, кто бежал раньше: только они могут рассказать, каким образом возможно устроить побег,- говорил Гурджиев.

Вы должны сами определить, как переработать мои идеи, чтобы сделать их своими, только вам принадлежащими. Ваш автомобиль не может работать на том особом горючем, на котором работает мой автомобиль. Я предлагаю вам лишь исходное сырье. Вы обязаны извлечь из этого сырья то, что можете использовать вы.

Смелее садитесь за руль.

Только опираясь на знания предшественников и на их опыт, можно попытаться постичь непостижимое, - чем является наша жизнь. Надеемся, рассказ об этом человеке поможет вам сделать первые шаги на пути осознанного управления своей жизнью.

Учением Георгия Ивановича Гурджиева интересовались Сталин и Гитлер. Его считали магом и пророком. Сам он скромно называл себя учителем восточных танцев. Ну а кто же он был в действительности?

…1948 год, лето — в Фонтебло, близ Парижа, произошла авария. Водитель на крутом повороте не справился с управлением и на скорости врезался в дерево. Учитель мистических танцев – а именно он был водителем – был обнаружен без сознания.
Какой была причина катастрофы? Не так давно прошедший дождь, ошибка водителя и специально подстроенная авария?.. Многие склонялись к последней версии – у Георгия Гурджиева было достаточно врагов, которые желали бы свести с ним счеты.

Гурджиева сравнивали с Еленой Блаватской и тибетскими мудрецами. Говорят, что это он помог Гитлеру выбрать свастику в качестве партийной эмблемы национал-социалистов. Считали, что Сталин позаимствовал у него метод переделки человека.
А еще Гурджиева отличала редкая «всеядность». Они искал (и находил) единомышленников в любых слоях общества. Бедный или богатый, еврей или антисемит, коммунист или нацист – ему было все равно.

В общем, Георгий Гурджиев был личность неординарная. О себе он говорил, что родился он в 1872 году в г. Карст на границе с Турцией. Отец его был выходцем из греческой семьи и спасался там от турков. Потом семья переехали в Александрополь; здесь прошло его детство и отрочество.

Одному из своих последователей, Петру Успенскому, Гурджиев рассказал, что как-то ему довелось наблюдать за группой сатанистов и огнепоклонников. И он видел своими глазами, как мальчик-огнепоклонник не мог выйти из круга, очерченного вокруг него на земле другим мальчиком – сатанистом. Другой раз он слышал, как кто-то бил в набат, крича, что некий дух вышел из могилы. И людям понадобились немалые усилия, чтобы обуздать ожившего покойника и снова зарыть его в землю.

В своей книге «В поисках сверхъестественного» Успенский утверждал, что, наблюдая вокруг себя такие проявления сверхъестественного, Гурджиев со временем пришел к полной уверенности в «существовании особого знания, особых сил и возможностей, находящихся за пределами возможностей человека, а также существовании людей, обладающих даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями». И сам захотел обладать такими знаниями.

Еще в подростковом возрасте, он начал путешествовать с твердым намерением найти учителей, которые бы смогли обучить его таким сверхспособностям. Успенский и другие ученики Гурджиева были убеждены, что он в конце концов добился своего, но как и где – оставалось для всех загадкой.

Даже разговаривая с Успенским он говорил загадками, упоминая в своих рассказах «тибетские монастыри, Читрал, Монт-Атос – священную гору Афон, школы Суфи в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане; он также упоминал дервишей разных орденов, но обо всем этом он говорил очень неопределенно».

Джон Бенне в своей книге «Гурджиев: Великая Загадка» упоминал о том, что Гурджиев, будучи уроженцем Кавказа, был уверен, что это место до сих пор является хранилищем древней потаенной мудрости, уходящей своими корнями на 4 000 лет назад.

Так или иначе, он пустился в поиски эзотерического знания, которые продолжались более 20 лет, в результате которых он якобы обнаружил «практические, действенные методы, при помощи которых человек смог бы контролировать высокую материю», что необходимо для его духовных и физических изменений.


1912 год — Гурджиев возвратился в Россию и поселился в Москве. Он организовал школу восточных танцев, намекая, что обучился этому искусству у дервишей.
В основу своего учения он взял также кое-что из буддизма и христианства. Но на 90 % его учение основывалось на его личной философии. «Впечатление от общения с Гуржиевым было очень сильным, – говорили очевидцы. – Это был гипноз невероятной силы и власти…».

Странные были и танцы, которые он ставил со своими учениками. Он наряжал их в белые костюмы, заставляя делать движения с жестами, отдаленно напоминающими индийские танцы.

Несмотря на знакомство с князем Бебутовым и поддержку двоюродного брата, дела Гурджиева в Москве и в Петербурге шли ни шатко ни валко. А когда начались революционные беспорядки, ученики и вовсе начали разбегаться. Тогда Гурджиев решил податься в Закавказье.

В 1920-е годы Гурджиев вместе с частью учеников перебрался в Константинополь, после и во Францию, где организовал Институт гармонического развития под Парижем. Говорят, денег на это ему дал один богатый англичанин. У него среди учеников и в самом деле были и англичане, как, впрочем, и представители многих других национальностей. И на всех он смотрел как на своих рабов, если не сказать хуже.

По крайней мере, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в кафе в Париже и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого своего ученика, Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев вначале тихо слушал, а после, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?

Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам занимался обучением неопытных в танцах учеников, а после в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Гурджиев старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Гурждиева во Франции. И тут стало понятным, что некоторые моменты в учении Гурджиева весьма устраивают и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – полагал, что может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить смогут лишь самые достойные…».

И Гурджиев находил, что человек полностью находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и оказывает огромное влияние на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Больше того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во всяком случае, известен такой случай. Однажды Гурджиев подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист только рассмеялся: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся его обнимать.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Но после краха Третьего рейха у него появились сложности. Многие начали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев предсказывал будущее. Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые предсказания, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Льва Троцкого. Последнее, вероятно, обеспокоило Сталина, который и был главным организатором покушения на Троцкого. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начинался наш рассказ. Машина Гурджиева на большой скорости вдруг потеряла управление и врезалась в дерево. Хотя, у аварии могли быть и весьма обыденные причины: все знали, что Георгий Иванович был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Гурджиев после аварии отлежался в госпитале и вновь начал обучать танцам. Но спустя некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. 1949 год, 29 октября — он скончался в американском госпитале под Парижем.
Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела на протяжении нескольких дней, и К.С. Нотт отмечал в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».
А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Очевидное всегда забывается, а ты – самая очевидная вещь для себя самого.

Ты знаешь, что ты есть.

Ты можешь помнить тысячи других вещей, но тебе не надо помнить себя. Жизнь прекрасно продолжается без самовспоминания. В этом нет необходимости. Это совершенно бесполезно. В том, что касается повседневной работы, тебе не нужно знать абсолютное, бесконечное. Естественно, ты начинаешь воспринимать себя как должное, как будто ты знаешь, как будто ты помнишь.

Только очень редко… когда ты встречаешь кого-то, кто помогает тебе осознать, что ты не помнишь себя, ты заснул. Пока кто-нибудь не спровоцирует тебя, не создаст в тебе вопрос, очевидное будет оставаться забытым. Быть с мастером означает просто учиться – не ответ, а вопрос. Ответ в тебе самом. Ты просто забыл вопрос.

Ошо, The Sword and the Lotus, p. 184

Георгий Гурджиев, греко-армянского происхождения, философ, мистик, писатель, и учитель, полное имя - Георгий Иванович Гурджиев, родился в Александрополе, на границе России и Турции, около 1870 года (точная дата, как и многие другие подробности его жизни, неизвестна).

Сам Гурджиев постарался, среди многих своих тайн, особенно тщательно сохранить тайну времени и места своего рождения. Единого ИСТИННОГО источника не существует! Есть всего лишь версии.

В статьях Википедии о Гурджиеве даются разные даты. Георгий Гурджиев, ещё в течении своей жизни, намеренно (так же как и Сталин) скрывал дату своего рождения, умышленно называя разным людям разные даты. Делалось это по причине, которая известна каждому грамотному мистику: по дате, с помощью астрологии, можно узнать многое такое, что человек хотел бы о себе утаить. В итоге это привело к тому, что об этих персонах до сих пор ходят легенды. И чем больше Вы возьмёте "источников", тем больше будет хаос. Например, наиболее компетентный в этом вопросе Ровнер А.Б., автор книги "Гурджиев и Успенский", называет 3 даты предположительного рождения Гурджиева: 1872-1874-1877. Это и есть "оптимальная истина".
Георгия Гурджиева сравнивают то с графом Калиостро, то с Григорием Распутиным, то с пророчицей теософии Еленой Блаватской. Ему приписывают тайную власть над вождями политических диктатур. За ним тянется шлейф самых неожиданных легенд, где возникают Гитлер, Сталин и Берия…

Этот человек был и остается одной из самых загадочных фигур ХХ века.

Он оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда «Я есть»»,
множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех, кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.

Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.

Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Согласно Гурджиеву, человек живет в очень ничтожном месте Вселенной. Планетой управляет множество механических законов, затрудняющих самореализацию человека. Внутренний рост достигается нелегко, от человека требуются огромное внимание и большие усилия. И хотя человек имеет возможность повысить уровень своего сознания и, следовательно, бытия, одному ему реализовать это неимоверно трудно. Работа над собой, по учению Гурджиева, является индивидуальной и опытной. Ничто не должно приниматься на веру, если оно не доказано личным опытом.

На "Четвертом пути" - так Гурджиев назвал свое учение - человек должен утверждаться сам. Метод саморазвития, которому он обучал, - это попытка освободить человека от груза законов, влияющих на его развитие.

Он утверждал: один из важных законов развития имеет отношение к духовному толчку, т.е. для духовного развития личности необходимо дополнительное воздействие со стороны Учителя или группы.

Он говорил о законе трех, который называл основным законом, касающимся всех событий - всегда и везде. Этот закон говорит, что каждое проявление - это результат трех сил: активной, пассивной и нейтральной. Этот закон - основа любого творчества - отражен во многих мировых религиях. Вследствие этого закона, работа над собой - это не чтение книг. Необходимо тройственное усилие: активное - Учителя, пассивное - ученика, нейтральное- группы. Но тот, кто жаждет знания, должен сам сделать первое усилие, чтобы найти истинные знания и приблизиться к ним. Знание не может прийти к людям без их собственных усилий,- говорил он. "Необходима организация, необходимо работать в группе и с помощью того, кто уже освободился раньше. Только такой человек может подсказать, каков путь освобождения. Нужны точные знания, инструкции тех, кто уже прошел путь, и необходимо использовать их сообща".

Значительное место в воззрениях Г.И. Гурджиева занимают представления об "ученике", "учителе" и их взаимоотношениях. Ученик - это человек, который в силу обстоятельств своей жизни пережил опыт пробуждения и тем самым вышел из "внешнего круга" человечества, но сам по себе не способен к дальнейшему продвижению по пути внутренней реализации. Учитель - это тот, кто уже проделал необходимую работу по интеграции множества своих "я" и по соподчинению личности сущностью, т.е. имеющий подлинное Я, собственную волю и способность действовать. Учитель выступает тем самым как необходимое условие конфронтации ученика с самим собой в целях внутреннего развития.

Эзотерическая истина учения Гурджиева адресована прежде всего самому человеку и только через него - внешнему миру. Учение это позволяет критически взглянуть на себя и на мир, попробовать понять мироощущение другого человека, задуматься серьезно над фундаментальными вопросами бытия.

Гурджиевские техники самоосознавания

Ощущайте вкус еды, которую вы едите, со всем своим вниманием.

Остановите необязательные разговоры.

Если вы заметили, что другой не слушает, остановитесь немедленно.

Если вы поймаете себя поющими свою обычную песню, остановитесь немедленно.

Действительно закрывайте действия путем отпускания их / полностью возвращаясь к себе.

Практикуйтесь на телефонных звонках.

Начните следующее действие с полностью чистым умом.

Слушайте музыку и заметьте, где в теле музыка слышна. Заметьте разницу между физическими восприятиями ритма, мелодии и гармонии.

Слушайте тишину, интервалы между словами или музыкальными нотами.

Заметьте, когда вы теряете свое внимание и засыпаете.

Видьте жизнь, как игру, в которой все роли равны.

Наблюдайте одну из своих ролей и попробуйте разоблачить идентификацию.

Не растрачивайте энергию на чрезмерные усилия: завинчивая крышечку зубной пасты слишком туго, так же с крышкой от банки с арахисовым маслом, захлопывая дверь, слишком сильно нажимая на свою клавиатуру, и т.д., и т.п.

Короче, имейте чувство меры!

Гурджиев и Сталин

Сталин и Гурджиев хорошо знали друг друга. По некоторым сведениям, они в одно и то же время учились в Тифлисской православной семинарии. Хотя это очень сомнительно: Гурджиев к тому времени уже получил такие колоссальные духовные знания, что семинария ему ничего не дала бы... Но совершенно точно, что они жили на одной квартире в Тифлисе. И поскольку оба были исключительными личностями, то влияние друг на друга оказали заметное. Впоследствии, будучи в эмиграции, Гурджиев не раз упоминал о ранении, которое он получил в молодости в Закавказье. Как раз во время знаменитых «эксов» молодых революционеров, организацию которых приписывают Сталину. Многое говорит за то, что он был ранен пулей в конце 1904 года в районе Чиатурского ущелья, когда грабили почтовый дилижанс. И все-таки преувеличивать влияние Гурджиева на будущего вождя, как это многие сейчас делают, не стоит.

Существование в одно время двух мощных концептуальных систем - национал-социализма и коммунизма - безусловно, интереснейший факт. Не покидает ощущение, что за любыми научными объяснениями должно существовать еще что-то, менее реальное, но находящееся ближе к истине. Этим ощущением оправдана попытка поставить между Сталиным и Гитлером Георгия Гурджиева, крупнейшего философа и, если хотите, эзотерика XX века, русского Дона Хуана 20-х годов.

Сталин и Гурджиев

У траекторий Сталина и Гурджиева существует три точки пересечения. Ответить на вопрос, реальны эти точки или нет, невозможно. Если существующие биографии Сталина смело можно назвать PR-продуктами, то биографии Гурджиева попадают под определение народных сказаний.

Точка первая.

Сталин родился в 1887 году в городе Гори. Гурджиев родился в 1885 в селении Гурджани. Таким образом, изначально их отделяли 2 года и сто двадцать километров. Известно, что в период с 1899 по 1901 год они обучались в духовной семинарии Тифлиса. Были ли они знакомы? Неизвестно. Можно лишь привести цитату из книги Троцкого «Сталин»: «В то время его (Сталина) интересовали вопросы социализма и космогонии.» После этого Сталин уходит в революционную борьбу, а Гурджиев уезжает на Тибет.

Точка вторая.

В период 1912-1913 гг. и Сталин и Гурджиев активно работают в Петербурге. Сталин курирует редакцию газеты «Правда», а Гурджиев преподает и организовывает первую постановку своего спектакля «Борьба магов». Никаких доказательств их пересечения не существует. Однако возможность их встречи, вероятна.

Третья точка

Еще менее реальна. Никаких сведений об отношении Сталина к эзотерике нет. Но существует легенда о том, как в конце 30-х годов в Россию, к Сталину, приехал некий человек, который прошел незамеченным в Кремль, в кабинет к Сталину. По одной из версий это был Гурджиев. Литературное изложение этой истории можно найти у Виктора Суворова в книге «Контроль».

Гурджиев и Гитлер

Пересечение Гурджиева и Гитлера имеет одну известную точку, достаточно четко зафиксированную. Известно, что Гурджиев был близок с Карлом Хаусхофером (по всей видимости, они были членами группы, занимающейся поисками... того, что они искали) и, соответственно, с Гитлером и другими основоположниками национал-социализма. Фактически Гурджиев в течение определенного времени работал с ними. Сохранились фотографии начала 30-х годов, подтверждающие это обстоятельство.

Водитель на крутом повороте не справился с управлением и со всего маха врезался в дерево. Учитель мистических танцев – а именно он был за рулем – был обнаружен без сознания.

Что стало причиной катастрофы? Недавно прошедший дождь, замешательство водителя и специально подстроенная авария?.. Многие склонялись к последней версии – у Георгия Гурджиева оказалось достаточно врагов, желавших свести с ним счеты.

Гурджиева сравнивали с Блаватской и тибетскими мудрецами. Говорили, что это он помог Гитлеру выбрать свастику в качестве партийной эмблемы национал-социалистов. Полагали, что Сталин заимствовал у него метод переделки человека.

А еще Гурджиев отличался редкой «всеядностью». Они искал (и находил) единомышленников в любых слоях общества. Бедный или богатый, еврей или антисемит, коммунист или нацист – ему было все равно.

В общем, Георгий Иванович Гурджиев был личностью неординарной. О себе он рассказывал, что родился он в 1872 году в г. Карст на границе с Турцией. Отец его был выходцем из греческой семьи и спасался там от турков. Потом семья переехали в Александрополь; здесь прошло детство и отрочество мальчика.

Одному из своих последователей, Петру Успенскому, Гурджиев поведал, что как-то ему довелось наблюдать за группой сатанистов и огнепоклонников. И он видел своими глазами, как мальчик-огнепоклонник не мог выйти из круга, очерченного вокруг него на земле другим мальчиком – сатанистом.

Другой раз он слышал, как кто-то бил в набат, крича, что некий дух вышел из могилы. И людям понадобились немалые усилия, чтобы обуздать ожившего покойника и снова зарыть его в землю.

В своей книге «В поисках сверхъестественного» Успенский утверждает, что, наблюдая вокруг себя такие проявления сверхъестественного, Гурджиев постепенно пришел к полной уверенности в «существовании особого знания, особых сил и возможностей, находящихся за пределами возможностей человека, а также существовании людей, обладающих даром ясновидения и другими сверхъестественными способностями». И сам захотел обладать таким знанием.

Будучи еще подростком, он начал путешествовать с твердым намерением найти учителей, которые бы могли обучить его таким сверхумениям. Успенский и другие ученики Гурджиева были уверены, что Георгий Иванович в конце концов добился своего, но как и где – оставалось для всех тайной.

Даже в разговоре с Успенским он говорил загадками, упоминая в своих рассказах «тибетские монастыри, Читрал, Монт-Атос – священную гору Афон, школы Суфи в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане; он также упоминал дервишей различных орденов, но обо всем этом он говорил очень неопределенно».

Джон Бенне в своей книге «Гурджиев: Великая Загадка» упоминает о том, что Гурджиев, будучи уроженцем Кавказа, пребывал в уверенности, что это место до сих пор является хранилищем древней потаенной мудрости, уходящей своими корнями на 4000 лет назад.

Так или иначе, он пустился в поиски эзотерического знания, продолжавшиеся более 20 лет, в результате которых он якобы обнаружил «практические, действенные методы, с помощью которых человек смог бы контролировать высокую материю», что необходимо для его духовных и физических изменений.

В 1912 году Гурджиев вернулся в Россию и поселился в Москве. Он решил организовать школу восточных танцев, намекая, что обучился этому искусству у дервишей.

В основу своего учения он взял также кое-что из буддизма и христианства. Но на 90 процентов его учение основывалось на его личной философии. «Впечатление от общения с Гуржиевым было очень сильным, – вспоминали очевидцы. – Это был гипноз невероятной силы и власти…»

Странными были и танцы, которые он ставил со своими учениками. Он наряжал их в белые костюмы, заставлял делать движения с жестами, отдаленно напоминающими индийские танцы.

Несмотря на знакомство с князем Бебутовым и поддержку двоюродного брата, дела Гурджиева в Москве и в Петербурге шли ни шатко ни валко. А когда начались революционные беспорядки, ученики и вообще стали разбегаться.

Тогда Гурджиев решил податься в Закавказье.
В 20-е годы ХХ века Гурджиев вместе с частью учеников перебрался в Константинополь, а затем и во Францию, где организовал Институт гармонического развития под Парижем. Говорят, денег на это ему дал один богатый англичанин. У него среди учеников и в самом деле были и англичане, как, впрочем, и представители многих других национальностей. И на всех он смотрел как на своих рабов, если не сказать хуже.

Во всяком случае, К.С. Нотт в своей книге «Дальнейшие учения Гурджиева» описывает, как он встретил Гурджиева в парижском кафе и стал сетовать ему на то, зачем он увлек его и другого своего ученика, Ораджа, так далеко от родных мест, а теперь оставил их, так и не дав высшего познания… Гурджиев сначала тихо слушал, а затем, саркастически ухмыльнувшись, прямо сказал: «Мне нужны крысы для экспериментов».

Какие же эксперименты он проводил?
Значительную часть системы Гурджиева занимало обучение священным танцам и их исполнению. Он сам тренировал неопытных в танцах учеников, а затем в Париже, Лондоне, Нью-Йорке были даны показательные концерты. Кроме того, он старательно подавлял волю своих последователей, инакомыслящих безжалостно изгонял.

Вторжение нацистов застало Г.И. Гурждиева во Франции. И тут выяснилось, что некоторые моменты в учении Гурджиева весьма устраивают Гитлера и его единомышленников. Скажем, Гербигер – учитель Гитлера – считал, что причиной апокалипсиса может стать Луна. «Это уже четвертый спутник Земли, – считал он. – Прежние три упали на Землю и разорвались. Каждый катаклизм уничтожал предыдущую цивилизацию. Выжить могут только самые достойные…»

И Гурджиев находил, что человек всецело находится под контролем Луны. Она контролирует не только лунатиков, но и имеет огромное влияние на всех остальных. Гитлер был знаком с этой доктриной и не видел в ней ничего вредного.

Более того, известно, что Карл Хаусхофер – один из идеологов Третьего рейха – был в свое время с Гурджиевым на Тибете, искал там корни арийской расы. Известно также, что некоторые из нацистов были учениками Гурджиева.

Во всяком случае, известен такой эпизод. Гурджиев как-то подошел к одному из руководителей оккупантского режима во Франции и по-приятельски хлопнул его по спине. Охрана тут же скрутила Гуржиева, а сам нацист лишь расхохотался: «Учитель! Как я рад встрече!..» – и принялся с ним обниматься.

В общем, оккупацию Франции Гурджиев пережил более чем сносно.

Однако после краха Третьего рейха у него начались осложнения. Многие стали смеяться над Гурджиевым, называя его «греческим шарлатаном», «американским мастером магии» и «чудотворцем с Кавказа». Количество его учеников уменьшилось, хотя оставшиеся не сомневались, что он был истинным магом, обладавшим оккультным знанием и особыми силами.

Говорили также, что Гурджиев мог предсказывать будущее. Делал, правда, он это не часто и по особой просьбе своих учеников. Но некоторые из предсказаний, через учеников, стали достоянием печати. И тогда выяснилось, что Гурджиев заранее предсказал смерть Ленина, гибель Троцкого. Последнее, видимо, обеспокоило И.В. Сталина, который и был главным организатором покушения на Льва Давидовича. Он приказал Берии разобраться с гуру.

Возможно, после этого и произошла авария, с которой начат наш рассказ. Автомобиль Гурджиева на большой скорости вдруг потерял управление и врезался в дерево. Впрочем, у аварии могли быть и вполне обыденные причины: все знали, что Гурджиев был жуткий лихач, просто-таки безумный водитель.

Так или иначе, но Георгий Иванович после аварии отлежался в госпитале и снова стал учить танцам. Но через некоторое время вдруг упал прямо на занятиях. И 29 октября 1949 года он скончался в американском госпитале под Парижем.

Берия доложил Сталину, что перед смертью гуру сказал: «Я оставляю вас в затруднительном положении».

Его преданные ученики дежурили у его тела несколько дней, и К.С. Нотт отметил в своих воспоминаниях, что «в помещении чувствовались сильные колебания» и, казалось, «излучение шло от самого тела».

А Джон Бене, который возглавил одну из групп после смерти Гурджиева, утверждал, что в последние месяцы жизни учителя тот говорил, что «он неизбежно покинет этот мир, но придет другой, кто завершит начатое им дело», откуда-то с Дальнего Востока.

Гурджиев был одним из главных мистических учителей XX века. Многие эзотерики наших дней уверяют, что он влиял не только на отдельных своих современников, но и в значительной степени на общественную и политическую жизнь целых стран и народов. Однако методы, которыми Гурджиев при этом пользовался (например, его знаменитые сакральные танцы), так и остались до конца не изучены и не поняты даже его последователями.

Явление

Весной 1915 года в Москве, в небольшом неуютном кафе пили кофе и разговаривали двое. При взгляде на одного из них возникало скребущее ощущение. Чувство чего-то подозрительного и в то же время привлекательного. Его восточная смуглость, черные усы и пронзительные глаза совсем не вязались с центром Москвы начала XX века.

Вот что позже скажет собеседник странного господина - журналист и писатель Петр Успенский: «Он производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление плохо переодетого человека, вид которого смущал вас, потому что вы понимаете, что он - не тот, за которого себя выдает, а между тем вам приходится общаться с ним и вести себя так, как если бы вы это не замечали».

Вскоре Успенский станет самым преданным и понимающим учеником Георгия Гурджиева (именно им был восточный человек). А пока они пьют кофе и разговаривают о путешествиях и наркотиках и их роли в постижении природы мистических явлений. Обоим есть что сказать, оба имеют большой практический опыт, но Гурджиев гораздо более искушен. Успенский внимательно слушает.

Битва магов

О Гурджиеве Успенский узнал примерно за год до этой встречи. В газете сообщили о балете «Битва магов», который ставит некий индус. Наведя справки, Успенский узнал, что этот «индус» - Гурджиев, кавказский мистик, недавно приехавший в Россию.

Впоследствии Гурджиев признается, что сам заказал статью о балете. Специально, чтобы привлечь внимание Успенского. Такая тактика была для Гурджиева типична: он любыми путями привлекал тех, кого считал полезным и нужным для достижения своих целей, и быстро завоевывал их доверие. В журналисте Успенском он сразу разглядел идеального проводника. К тому времени тот был автором нескольких книг, недавно вернулся из странствий по Египту, Цейлону и Индии, предпринятых ради поисков высшей истины, и имел большой авторитет в кругах московской и петербургской эзотерически настроенной интеллектуальной элиты. Гурджиеву такой человек был необходим - чтобы через него привлечь других нужных для работы людей.

В первый же день знакомства Успенский был очарован. А еще через пару недель настолько подпал под влияние Гурджиева, что воспринимал его телепатические команды. По словам Гурджиева, это было частью начавшегося учения. Вскоре Успенский уже был убежден, что учитель «все знает и может сделать все».
Тогда же Гурджиев рассказал Успенскому кое-что о проекте балета «Битва магов»:

«Вообразите, что, изучая движение небесных тел, скажем, планет Солнечной системы, вы построили особый механизм, чтобы передать зрительное изображение законов этих движений и напомнить нам о них. В таком механизме каждая планета, изображаемая сферой соответствующих размеров, помещается на определенном расстоянии от центральной сферы, изображающей Солнце. Механизм приводится в движение, все сферы начинают вращаться и двигаться по заданным путям, воспроизводя в зрительной форме законы, управляющие движением планет. Этот механизм напоминает нам обо всем, что вы знаете о Солнечной системе. Нечто подобное содержится и в ритме некоторых танцев. В строго определенных движениях и сочетаниях танцующих в видимой форме воспроизведены определенные законы, понятные тем, кто их знает. Такие пляски называются "священными плясками". Во время моих странствий по Востоку я много раз был свидетелем того, как эти пляски исполнялись во время священнослужений в древних храмах».

В частности это можно истолковать так: посредством точного отражения небесных танцев на уровне микрокосма можно будет использовать эти небесные танцы в своих целях, вносить изменения в их макрокосмический сценарий, а значит и влиять на события, происходящие на земле.

Кто?

О том, кто такой Георгий Гурджиев и откуда он взялся, ходило множество разнообразных слухов. А он сам не только не опровергал их, но напротив, пользовался любым удобным случаем, чтобы подпустить еще больше тумана. При этом, в отличие от авантюристов всех времен и народов, он никогда не делал ставки на эти мистификации. Скорее, подобно Дону Хуану, просто практиковал стирание личной истории.

Рассказывали, что он родился в 70-х годах XIX века в Александрополе (ныне город Гюмри, Армения). Мать - армянка, отец - грек.

О своих детстве и юности Гурджиев рассказывает в книге «Встречи с замечательными людьми» . Но исследователи-гурджиеведы полагают, что к этому тексту нельзя относиться как к исторически достоверному источнику. Впрочем, остальные источники еще более недостоверны.

Подростком Гурджиев проявил интерес к сверхъестественным явлениям, загорелся желанием постичь их природу. С этой целью он много читает, общается с христианскими священниками, а потом отправляется путешествовать.

С 1890 по 1910 годы объездил Закавказье, Египет и Ближний Восток, Среднюю Азию, Индию, Тибет. Успенский в книге «В поисках чудесного» вспоминает: «О школах, о том, где он нашел знание, которым, без сомнения, обладал, он говорил мало и всегда как-то вскользь. Он упоминал тибетские монастыри, Читрал, гору Афон, школы суфиев в Персии, Бухаре и Восточном Туркестане, а также дервишей различных орденов; но обо всем этом говорилось очень неопределенно».

По разным сведениям, Гурджиев работал экскурсоводом в Египте и Иерусалиме, сборщиком податей у тибетских лам, рабочим на железной дороге в Турции, продавал воробьев, крашенных под канареек, держал мастерскую по починке всего сломанного, владел нефтяными скважинами и рыболовными судами, торговал коврами. Всё, что зарабатывал, тратил на путешествия. «Я искал путь к истине. - Напишет он позже. - Я хотел исследовать со всех сторон и понять точный смысл и цель жизни человека».

Во время этих странствий Гурджиев, гласит легенда, освоил множество приемов гипноза, телепатии и прочих сверхъестественных фокусов, а также получил значительные познания в области йогических и суфийских техник. После серьезной болезни, вызванной пулевым ранением (он часто попадал в зоны военных действий), Георгий Иванович принял решение «прекратить всякое применение исключительной силы».

Тогда-то он и прибыл в Россию. Чтобы «любой ценой разрушить в людях склонность к внушаемости, которая заставляет их легко подпадать под влияние массового гипноза».

Экзорцист

«Россия была разорвана войной и революцией. Гурджиев был неизвестным "человеком-тайной". Никто не знал о его происхождении и о том, почему он появился в Москве и в Санкт-Петербурге. Но кто бы ни входил в контакт с ним, хотел за ним последовать», - рассказывал один из его первых учеников.

Русское общество с начала Первой мировой войны было одержимо поисками объяснений тем нелепостям, что творились вокруг. Людям нужны были какие-то основания, почва, уверенность. Многие пытались найти их в поэтических безумствах и мистических движениях. Гурджиев с его учением о «Четвертом пути» (или, как он стал звать его позже, «Пути хитреца») явился вовремя.

По Гурджиеву, путь первый - это путь факира. Человека, который ради познания мира жертвует физическими благами: сидит в одной позе, не ест, носит вериги. В общем, умерщвляя плоть, постигает бога. Второй путь - путь монаха. Монах обуздывает сердце, эмоции. Третий путь - путь йогина, человека, который подвергает суровой дисциплине свой ум. Идущий же Четвертым путем - использует достоинства остальных трех. Сравнивая, обобщая и работая сразу во всех направлениях.

«Единственный путь для развития - создать борьбу внутри себя, - учил Гурджиев. - Схватка, борьба - вот основа развития. Когда нет борьбы, то ничего не происходит - человек остаётся машиной». Хитрый человек пользуется любой возможностью оставаться духовно бодрствующим и не подвергаться усыпляющему воздействию механических стереотипов.

Основной метод Гурджиева в деле пробуждения учеников был таков: нужно спровоцировать у собеседника чувство внутреннего дискомфорта. Добиться отчетливо неприятного впечатления, столкнуть реальность и ожидания. «Наступать на самые чувствительные мозоли каждого, с кем я встречусь», - так он сформулировал свое кредо.

Поскольку Гурджиев обладал при этом сильнейшей харизмой, ученики далеко не всегда бежали от этих дискомфортных ощущений. Напротив, они впадали от учителя в психологическую зависимость и иногда - в состояние просветленного экстаза.
«Вы приехали сюда, - говорил Гурджиев, принимая учеников, - бороться с собой и только с собой». И устраивал им ситуации борьбы. Сталкивал членов группы друг с другом и провоцировал в учениках внутренние конфликты. Например, человек, боявшийся крови, получал от Гурджиева задание резать животных для еды. Многие ученики от этого были просто в истерике… И тут-то Гурджиев их и «переводил на новый уровень».

В принципе, то, что делал Гурджиев с учениками, это универсальный метод лечения болезней (социальных, психических и любых других). А именно - создание управляемого кризиса. Этим средством пользуется, например, экзорцист: изгоняя беса, для начала вызывает его, провоцирует его проявление в пациенте. После того, как «бес» вызван, пациента начинает ломать. И вот в этот момент с ним (с «бесом», с болезнью) уже можно работать, изгонять его. Так было в Средние века, и, по сути, тем же методом пользуются современные психоаналитики: искусственно провоцируют психическое обострение, в ходе которого анализируют проблемы пациента, и в условиях этого управляемого кризиса пытаются перестроить больную психику.

Точно так же можно вызывать и . И Гурджиев, набрав достаточно последователей, уже вскоре начнет этим заниматься (хотя и на значительно более тонком уровне, чем это описано по ссылке).

А пока он готовится: окружает себя состоятельными и интеллигентными учениками, от которых требует постоянно практиковать напряженные умственные и физические упражнения. В частности, строжайший распорядок дня, задающий всему происходящему четкий ритм, а главное - специальные и очень сложные движения. Те самые, которые вскоре лягут в основу балета «Битва магов».

Ученикам Гурджиев объясняет, что эти практики преследуют одну цель: включение самонаблюдения и самосознания ради того, чтобы пробудиться от сна механической жизни и понять свою истинную сущность.

Лесные философы

Во время Гражданской войны Гурджиев искусно балансировал между Белыми и Красными. Например, получил от большевиков разрешение на археологическую экспедицию и необходимое финансирование. А по пути, когда экспедиция сталкивалась с Белыми, Гурджиев просто переворачивал «плакаты, на двух сторонах которых были размещены прямо противоположные лозунги, приветствующие обе враждующие стороны». Однако ему быстро надоели эти детские игры. У него были более серьезные задачи, и для их решения требовалась сосредоточенная работа в каком-нибудь тихом спокойном месте.

Гурджиев перебирается за границу и с помощью Успенского и других учеников постепенно собирает деньги. Летом 1922 года на эти деньги он приобретает поместье Приоре под Парижем и открывает там Институт Гармонического Развития Человека.

Поместье 250 акров, замок XVII века и старый авиационный ангар, переоборудованный в студию танцев. На стене ангара - надпись: «Энергия, производимая сознательной работой, немедленно преобразуется для нового употребления. Энергия, производимая механически, теряется навсегда».

В Приоре съехались несколько десятков лучших учеников Гурджиева. Сюда же тянулась и французская богема, искавшая необычных приключений, и русские эмигранты.

Своим провокационным методам Гурджиев не изменил. Напротив, усугубил их: «Делай невозможное, затем сделай это дважды или занимайся сразу двумя несовместимыми занятиями». Экзальтированные дамы чистили морковку в темноте и мыли посуду в холодной воде, одновременно производя в голове сложные математические вычисления, а прославленные хирурги и психологи копали глубокие ямы, чтобы потом закапывать их и выкапывать вновь.

Но главной практикой стали физические упражнения под музыку . Определенный набор движений, выполняемых в строгой последовательности и в четко заданном ритме.

Смысл этих упражнений Гурджиев объяснял просто: выполняя их, ученики достигнут полного физического контроля над своим телом, изучат себя, научатся управлять собой, постепенно раскрывая в себе высшие формы сознания.

Но сам Гурджиев явно преследовал другие цели. «Несомненно, у меня есть своя цель, - однажды сказал он Успенскому, - однако позвольте мне не говорить о ней. В данный момент моя цель не имеет для вас никакого значения, поскольку вам важно определить свою собственную цель. Учение само по себе не преследует никакой цели. Оно лишь может показать человеку наилучший путь для достижения любых целей, которые он захочет поставить для себя».

Надо ли понимать эти слова как признание того, что, помогая ученикам самосовершенствоваться, учитель использовал их для осуществления своих собственных, неизвестных ученикам планов? Но если так, то что это были за планы?

Эффективность символов

В декабре 1923 года на Елисейских Полях состоялось неслыханное представление. Среди разнообразных фокусов и магических демонстраций, были показаны и фрагменты будущего балета. Особенно шокировал публику эпизод, во время которого группа учеников разворачивалась лицом к сцене, резко бросалась к рампе и, перемахнув через оркестровую яму, хаотично валилась в первые ряды партера. Казалось, все они должны были покалечиться. Однако воцарялась полная тишина и неподвижность, а когда ученики по команде Гурджиева поднимались, на них не было ни царапины.

Подобные представление давали и в самом Приоре. Каждую субботу сюда съезжались сливки парижского общества, а европейские газеты пестрели сенсационными статьями о «лесных философах», новом культе и черном маге, который поработил уважаемых людей и довел их до состояния «натренированных зомби или цирковых животных». Автоматизм и точность - вот два слова, составлявших основу зрительских впечатлений. Очевидно, этого и добивался Гурджиев: для осуществления задуманных им планов танцоры «Битвы магов» должны были выполнять свои движения с математической точностью…

Гурджиев до мелочей понимал природу движений, которые использовал в своем балете. Это были движения из глубокой древности, из времен, когда появились «первые начала вселенной», первые мифы, архетипы. Некоторые из этих древних, архетипических движений («эффективных символов») Гурджиев обнаружил в Тибете, кое-что - взял у дервишей ордена Мевлеви , а до остального дошел сам.

Последняя битва на земле

В 2007 году по российскому телевидению показали фильм о Гурджиеве под броским названием «Гитлер, Сталин и Гурджиев» . В нем предпринята попытка доказать, что между Гурджиевом и двумя диктаторами существовала связь. Создатели фильма намекают, что и Сталин, и Гитлер в разное время были учениками Гурджиева и что в их деяниях можно усмотреть следы гурджиевской воли.

Это, конечно, ерунда. Даже если Гурджиев и был знаком со Сталиным и Гитлером, никаких свидетельств того, что они у него обучались, нет. Говоря о связи между Гурджиевом и событиями Второй мировой войны, нужно, скорее, иметь в виду гурджиевские танцы.

Ставя балет «Битва магов», Гурджиев не только развивал духовные и физические способности своих учеников, но и осознанно шевелил определенные макрокосмические пласты, или, если выражаться терминами Юнга, работал с коллективным бессознательным, через постановку балета воздействуя на архетипы. И это метафизическое шевеление не замедлило выразиться в материальном мире. С помощью балета «Битва магов» Гурджиев провел провокацию, столкнул на тонком уровне некие силы. По всей видимости, исключительно во врачебных целях. Как хороший социальный психотерапевт, он исполнил роль метафизического , экзорциста, изгоняющего бесов. Раскачал основы мира (архетипы), чтобы спровоцировать кризис, пройдя через который человечество смогло бы оздоровиться (а человечество было, по Гурджиеву, абсолютно больным, напрочь загипнотизированным и неосознающим себя).

Столкновение, изображенное Гурджиевым в балете «Битва магов» в 1924 году (или же - спровоцированное этим балетом), вскоре нашло свое отражение в материальном мире. В этом смысле, возможно, намеки создателей фильма «Гитлер, Сталин и Гурджиев» на решающую роль Гурджиева в событиях Второй мировой войны, оправданны. Хотя и остаются фантазиями, которые нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Разжалованный маг

В 1924 году главный ученик Гурджиева, знакомый нам Успенский порвал все связи с учителем. У них и до того не все было гладко, но теперь Успенский был решителен, как никогда. На вопрос о причинах разрыва он отвечал: «Мистер Гурджиев - человек экстраординарный, и его возможности превышают таковые каждого из нас. Но и он может ошибаться. Он сейчас переживает кризис, последствия которого невозможно предвидеть... Сейчас, в разгар битвы, находиться рядом с ним крайне опасно... Он может сойти с ума или навлечет на себя несчастье, в котором пострадают все окружающие».

Вскоре после этого Гурджиев попал в автомобильную катастрофу. Возвращаясь из Парижа в Приоре, он не справился с управлением и на огромной скорости врезался в дерево. Это официальная версия. Но вокруг нее до сих пор витает множество легенд. Никто не верил, что с «Великим магом Гурджиевом» мог произойти несчастный случай.

После аварии Гурджиев прожил еще 25 лет. Выкарабкавшись с того света и постепенно оправившись от катастрофы, он из практикующего мага превращается в писателя. Подобно тому, как много лет назад, придя в себя после пулевого ранения, он отказывается от непосредственного «применения исключительной силы», теперь он совсем отходит от дел. Точнее, переходит на другую ступень в и начинает писать книги.

Решив «посвятить все функции своего внутреннего мира одной цели - как бы то ни было, суметь изложить саму суть всего того материала, на который пролил свет для блага человечества, в какой-либо описательной форме», он пытается дать последовательное и систематическое изложение своего учения, но получается довольно бледно. Может быть, все дело в том, что учение было лишь средством, инструментом?

Похожие статьи

  • Кавказцы в армии и идеалист акопов

    Увеличенная квота на граждан Дагестана – вот, пожалуй, все, что отличает нынешний весенний призыв на службу в российской армии от предыдущих. Квоту увеличили полгода назад по решению министра обороны Сергея Шойгу, которое он принял после...

  • Дамба Три Ущелья в Китае: интересные факты

    Самая крупная в мире гидроэлектростанция на сегодняшний день построена в Китае в провинции Хубей на реке Янцзы - "Длинная река", самой длинной реке не только Китая, но всей Евразии. "Гений инженерной мысли", "чудеса инженерии", так...

  • Орбитальный телескоп Хаббл: история великих открытий Что такое хаббл

    Телескоп «Хаббл» (Hubble) находится на низкой околоземной орбите, высота которой над уровнем моря составляет примерно 569 километров. «Хаббл» был запущен 24 апреля 1990 года для исследования космических объектов, наблюдение которых с Земли...

  • Социотип штирлиц. Штирлиц. L - структурная логика

    ШТИРЛИЦ: ЛОГИКО - СЕНСОРНЫЙ ЭКСТРАВЕР, ЛСЭ. Для Штирлица реальность - прежде всего. Он считает, что мир подчиняется объективным законам, нарушать которые бессмысленно, наверняка потерпишь при этом поражение. Самым важным в жизни он...

  • Григорьев владимир николаевич

    Андрей Терентьевич Григорьев генерал-майор А.Т. Григорьев Дата рождения (1889 ) Место рождения д. Игнатово Зубцовского района Тверской губернии Дата смерти 22 июля (1941-07-22 ) Место смерти Москва , СССР...

  • Вьетнам и афганистан - две непохожие войны Завершающие этапы Вьетнамской войны

    II. Неприменение силы или угроза силой Государства – участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политической...