Федеральный государственный образовательный стандарт (фгос): требования, программы, планы. Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения Целесообразность и необходимость государственных образовательных стандартов

Основным содержанием ст. 9 Закона РФ «Об образовании» является перечень различных видов образовательных программ, разрабатываемых, принимаемых и реализуемых в Российской Федерации. Основными являются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы:

1) дошкольного образования;

2) начального общего образования;

3) основного общего образования;

4) среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы:

1) начального профессионального образования;

2) среднего профессионального образования;

3) высшего профессионального образования;

4) послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается, как уже отмечалось, соответствующим государственным образовательным стандартом. Что касается нормативных сроков освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, то они определяются базовыми законами образованиями и (или) типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или соответствующим государственным образовательным стандартом.

Все образовательные программы, как видно из приведенного перечня их видов, подразделяются наосновные идополнительные. Главное отличие между ними состоит в том, что дополнительные образовательные программы не основываются на образовательных стандартах. Их задачей является обычно более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности. Уместно отметить, что именно дополнительные программы непосредственно и тесно связаны с образовательными услугами, о чем в последующих главах будет сказано подробнее.

По рассмотренных основных видов образовательных программ в Российской системе образования есть немало иных их разновидностей. Так, содержание деятельности образовательного учреждения в основном определяется самим образовательным учреждением, его руководством, коллегиальными органами (педагогический совет, ученый совет), педагогическими работниками с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием, а такжеавторских программ , утвержденных педагогическим или методическим советом учреждения.

Появление инновационных и альтернативных школ, признание государством право на эксперимент в образовании стали серьезными факторами поддержки педагогического творчества. Право на авторскую программу имеют все педагогические работники. Педагоги имеют право самостоятельного выбора темы, содержания, объема такой программы, они могут использовать для своей деятельности примерные образовательные программы разных уровней и направленности общего или профессионального образования, могут разработать новую программу, в соответствии со своими профессиональными интересами и творческими способностями. Это может быть предметная учебная программа одной тематической направленности или комплексная интегрированная программа, сочетающая разные тематические направления, образовательные области или области деятельности. Для авторских программ характерны особенности логики построения курса, глубина поднимаемых в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы. Эти программы чаще всего используются при преподавании специальных курсов по выбору учащихся, факультативов или более глубокого изучения отдельных тем традиционных учебных курсов. Такие программы утверждаются в установленном в образовательном учреждении порядке.

Большое распространение сегодня получилимодифицированные образовательные программы , в которых сохраняются основные параметры содержания предметных программ, но изменяются средства, методики, способы, формы реализации цели и задач, что не требует от педагога большого творческого напряжения.

В настоящее время в российских школах, к примеру, достаточно широко используется два вида учебных программ: типовые и рабочие учебные программы. В отдельных случаях практикуются личностно-индивидуальные авторские программы, которые составляются и применяются учителями-новаторами, мастерами педагогического труда.

Типовые (примерные) программы очерчивают лишь наиболее обобщенный, базовый круг общеобразовательных знаний, навыков, умений и систему ведущих научных мировоззренческих идей, а также наиболее общие рекомендации методического характера с перечислением необходимых и достаточных средств и приемов обучения специфических для конкретного учебного предмета. Типовые программы разрабатываются соответствующим органом исполнительной власти, служат основанием для составления рабочих школьных и индивидуальных учебных программ и носят рекомендательный характер.

На основе типовых составляютсяучебные (рабочие) программы , в которых обычно отражается содержание национально-регионального компонента соответствующего ГОС, а также локального (школьного, вузовского) компонента, учитываются возможности методического потенциала учительства, а также информационного, технического обеспечения и, естественно, уровень подготовленности учащихся. Обычно учебная программа структурно состоит из трех основных компонентов:

пояснительная записка или введение , в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования;

методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Это позволяет преподавателю проявить творческий подход к разработке рабочей программы, к поурочному планированию и реализации межпредметных связей в реальной педагогической действительности;

учебно-методическое обеспечение программы - список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю.



Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания


1. В чем, на Ваш взгляд, состоит целесообразность и/или необходимость государственных образовательных стандартов? Насколько связано качество современного образования с введением этого образовательного института?

2. Раскройте политическую, правовую и управленческую природу образовательных стандартов.

3. С чем связано, на Ваш взгляд, многообразие смыслов понятия «образовательная программа»? Как соотносится это понятие с понятием «учебная программа»?

4. Какие виды образовательных и учебных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

5. Какое место занимают ГОС и образовательные программы в механизме правового регулирования системы образования?

6. На основе анализа Закона РФ «Об образовании» и Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определите: а) принципы, на которых базируется разработка ГОС и образовательных программ, б) субъекты разработки, принятия, реализации ГОС и образовательных программ и контроля за их соблюдением.

Материал

для заочного «круглого стола» в журнал

«Эффективная педагогика»

по теме:

«Введение федеральных государственных образовательных стандартов

в МОУ СОШ № 54».

Егорова Галина Викторовна

Материал для заочного «круглого стола» в журнал «Эффективная педагогика» по теме: «Введение федеральных государственных образовательных стандартов в МОУ СОШ № 54».

Разработка и введение стандартов образования, совершенствование образовательных систем – глобальная проблема педагогического сообщества передовых стран нашей планеты. До конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты образования не применялись как инструмент повышения качества образовательных результатов. В ФРГ, Швейцарии, Австрии реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. Аналогичная картина и в других странах. О необходимости и целесообразности введения единых образовательных стандартов спорят педагоги и политики всего мира.

В России 2010-2011 учебный год стал годом введения стандартов второго поколения. МОУСОШ №54 в числе школ города Тулы стала пилотной площадкой по введению новых образовательных стандартов.

Это обусловлено тем, что в основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Приоритетом при создании Стандарта стала российская ценностная, научная и культурная составляющая с учетом национальных особенностей отечественной системы образования. При этом Стандарт разрабатывался как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающей:

  • - сохранение единства образовательного пространства России;
  • -равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях;
  • - преемственность ступеней общего образования.

Характеризуя типовую начальную школу, необходимо выделить следующие особенности конструирования ее содержания:

во-первых, в течение многих десятилетий изменялось лишь предметное содержание обучения;

во-вторых, наблюдалась постоянная смена номенклатуры учебных предметов (когда одни курсы исчезали из учебного плана, а другие в нем появлялись);

в-третьих, происходило «ущемление» одних предметов за счет других («флюсовость» содержания)

Причиной этого было недостаточное внимание к целеполаганию – определению приоритетных, наиболее важных для развития младшего школьника целей образования. Педагогическое сообщество в настоящий момент осознало, что коренные изменения в системе образования связаны не с корректировкой его предметного содержания.

Анализируя обновленную структуру методической системы начального образования в МОУСОШ № 54, следует отметить, что по сравнению с типовым вариантом в ней появились такие важнейшие компоненты, как мотивация учения, дифференциация образовательного процесса и деятельность контроля и оценки. Включение этих компонентов позволяет обеспечить реализацию новой цели образования современного школьника – развитие его личности на основе ведущей деятельности, так как главными результатами становится не только формализованные достижения (знания, умения), но и существенные личностные изменения ученика.

Школа должна отказаться от приоритета репродуктивного обучения, которое должно быть организовано, как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, работа на уроке ведется так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьнику дается право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и их исправления.

Сегодня перед всем педагогическим коллективом стоит задача разработки исследовательских и поисковых учебных задач (проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, задания на моделирование).

Для организации процесса введения ФГОС школой были предприняты следующие шаги:

  • создание совета и рабочей группы для разработки и управление программой изменений и дополнений образовательной системы школы;
  • определение изменений и дополнений в образовательной системе школы;
  • разработка сводной программы изменений и дополнений;
  • разработка плана-графика изменений и дополнений образовательной системы начальной ступени школы;
  • реализация и контроль запланированных изменений в образовательной системе учреждения.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы МОУСОШ № 54 соответствуют строительным нормам и правилам, санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья обучающихся и охраны труда работников образовательного учреждения. Эффективность образовательного процесса должна обеспечиваться системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, создающих условия для реализации основной образовательной программы. Однако, информационно-образовательная среда не обеспечивает информационно-техническую поддержку образовательного процесса.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и т.д.)

Школа предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей и направляется на реализацию различных форм организации внеурочной деятельности. Для учащихся 1А класса предложены следующие виды занятий: проектная деятельность «Я рисую мир», музыкальные занятия «Дети XXI века», оригами, занятия «Играем, изучаем немецкий язык», «Тулячок», хореография. А для родителей школа полного дня – решение многих проблем.

Процесс знакомства руководителей и учителей начальной школы с материалами стандарта сопровождается массовым повышением квалификации педагогических кадров в региональных институтах повышения квалификации и методических службах. В 2009 – 2010 учебном году в г. Тула стартовала программа подготовки учителей начальных классов к работе по новым стандартам. На курсах повышения квалификации прошли обучение директор МОУСОШ № 54 Коняева Т.М., зам. директора Дедова Н.П., учитель начальных классов Егорова Г.В.. В этом же году обучились и разработали свои курсы в системе дистанционного обучения при институте экономики и информатики зам. директора Шкарупа Н.В., зам директора Коняева Л.Л., учитель начальных классов Егорова Г.В..

Стандарты второго поколения – одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причем непосредственно внедрять новые ФГОС придется директорам российский школ. Руководителям образовательных учреждений необходимо выработать механизм поэтапных действий по изменению или дополнению уже сложившейся в школе образовательной системы, чтобы привести ее в соответствие с требованиями нового стандарта. Необходимо помнить, что проводимые изменения в начальном звене не могут в дальнейшем не отразиться на среднем и старшем звеньях школы. Только целенаправленная работа по отработке приемов, направленных на решение задач стандарта поможет педагогам сориентироваться в новых условиях.

Практическая работа Модуль 2.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения как условие совершенствования качества образования в современной школе.

Ф.И.О. слушателя Шереметова Оксана Алиевна

Группа № 4 Дата выполнения работы 10 мая 2014 года

Вопрос 1

Определите цель государственной политики в области образования на современном этапе.

Ответ

Цели государственной политики в сфере образования, реализуемые посредством образовательных стандартов:

1. Создание условий равных возможностей осуществления права граждан (обучающихся) на образование, соответствие стандартов как правам обучающихся, так и правам лиц и коллективов, занимающихся образовательной деятельностью.

2. Взаимное согласие общества и государства в области разработки, принятия и исполнения государственных образовательных стандартов. Конкурентность разработки, демократический характер обсуждения, принятие стандартов как государственной нормы на основе общественного согласия.

3. Достижение нового качества общего образования в Российской Федерации, создание условий для полноценного развития личности, продолжения образования, для интеграции личности в национальную и мировую культуру.

4. Баланс взаимообязательств и баланс требований в области государственных образовательных стандартов. Обязанность государства обеспечить условия, необходимые для достижения ожидаемых результатов образования. Обязанность обучающихся использовать предоставленные возможности для получения качественного образования.

5. Государственный контроль и ответственность за полноценность образования, получаемого гражданином (обучающимся) в пределах государственных образовательных стандартов.

6. Гуманистический характер содержания стандарта, ориентированность на свободное развитие личности человека и гражданина, становление и проявление его индивидуальных, субъективно значимых эквивалентов норм и правил, морально-этических, социальных и правовых ценностей, принятых в демократическом обществе.

7. Сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации. Развитие национально-региональных образовательных систем как условие устойчивого развития образования многонационального российского государства.

8. Обеспечение прав обучающихся на качественное образование и защиты педагогических работников от необъективной оценки их труда.

Вопрос 2

Какие нормативные документы определяют основу и введение Федерального государственного образовательного стандарта?

Ответ

Установление федеральных государственных образовательных стандартов представляет собой конституционную норму. В ст. 43 Конституции России, излагающей содержание и гарантии права на образование, говорится: «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования»

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС

1. Приказ «О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС

ООО».

2. Приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС нового

поколения ООО»

3. Приказ «Об утверждении проекта и плана-графика введения ФГОС нового

поколения основного общего образования».

4. Приказ «Об утверждении ООП ООО ОУ».

5. Приказ «Об утверждении годового календарного учебного графика».

6. Приказ «Об утверждении программ внеурочной деятельности».

7. Приказ «Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов,

дисциплин (модулей)».

8. Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных

к использованию в образовательном процессе ОУ».

9. Проект модернизации образовательной системы основного общего

образования (вторая ступень) в соответствии с ФГОС нового поколения

10. План-график введения ФГОС нового поколения основного общего

образования.

11. Положение о системе контроля и мониторинга введения ФГОС

12. Положение о рабочей группе по введению ФГОС ООО.

13. План деятельности рабочей группы по разработке основной образовательной

программы.

14. Положение о Совете по введению ФГОС ООО.

15. План внутришкольного контроля с определением направлений контроля по

реализации ФГОС ООО образовательного учреждения (в структуре плана учебно-

воспитательной работы ОУ).

16. Основная образовательная программа (далее ООП) ООО (вторая ступень)

образовательного учреждения, рассмотренная и принятая на заседании органа

самоуправления ОУ и утвержденная директором ОУ.

17. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

(приложение к ООП ООО школы).

18. Программы внеурочной деятельности (приложение к ООП основного общего

образования ОУ).

19. Список учебников в соответствии с утвержденными федеральными

перечнями учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в

образовательном процессе образовательного учреждения (приложение к приказу).

20. Договоры с учреждениями дополнительного образования детей и (или)

физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности.

21. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями)

обучающихся о предоставлении основного общего образования.

22. Устав ОУ с внесенными изменениями в соответствии с законодательством

Российской Федерации в области образования, связанными с внедрением ФГОС ООО

Вопрос 3

Какие задачи поставлены ФГОС перед современной школой?

Ответ

Задачи ФГОС:

- обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования» ;

Обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране ;

Обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

- критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования;

Повышение объективности оценивания реализации, которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов.

Вопрос 4

Определите основные концептуальные особенности подходов к построению стандарта нового поколения.

Ответ

Особенности подхода к построению и введению ФГОС:

Стандарт рассматривается как общественный договор;

Стандарт задает ориентиры развития системы образования;

Стандарт ориентирован на результаты образования;

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход;

Стандарт – совокупность трех систем требований.

Вопрос 5

В чем, по-вашему, заключается реализация системно-деятельностного подхода как методологического основания ФГОС?

Ответ

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

Вопрос 6

Должны ли, на ваш взгляд, измениться требования к профессиональной подготовке учителя, приступающего к реализации ФГОС? Аргументируйте свой ответ.

Ответ

Меняется время, меняются люди. И вот уже сегодня каждое образовательное учреждение стремится жить и работать по-новому. Этого требует современное общество, которому необходимы высокообразованные, целеустремленные, конкурентоспособные, инициативные, духовно и физически здоровые личности, способные занять достойное место в обществе. Этого требуют современные задачи образования.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

А это значит, что решение современных задач потребует серьезной подготовки учителя.

Вопрос 7

Какая роль отведена Основной образовательной программе общеобразовательного учреждения в образовательном пространстве школы?

Ответ

Основная образовательная программа начального общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

На основе примерной основной образовательной программы начального общего образования разрабатывается основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учётом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Разработка образовательным учреждением основной образовательной программы начального общего образования осуществляется самостоятельно с привлечением органов самоуправления (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), обеспечивающих государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Вопрос 8

Каковы особенности планируемых результатов освоения основной образовательной программы в аспекте требований стандарта?

Ответ

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет Требования к результатам освоения общего образования.

Требования к результатам освоения общего образования структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

К личностным результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные учащимися при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичные для изучаемой области знаний.

Одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ Федерального образовательного стандарта являются планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования.

Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

В соответствии с тем, что Федеральный государственный образовательный стандарт определяет три группы результатов, то возникает необходимость формирования новой системы оценки достижений учащихся.

Вопрос 9

Назовите основные понятия, которые определяет Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Ответ

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

    нравственного примера педагога;

    социально-педагогического партнерства;

    индивидуально-личностного развития;

    интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

    социальной востребованности воспитания.

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    готовность и способность учащихся к духовному развитию, реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной, социальной и профессиональной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше";

    укрепление нравственности - основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

    формирование морали - осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

    развитие нравственного самосознания личности (совести) - способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

    принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций;

    позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

    готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

    способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

    трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей;

    свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, будущими поколениями; укрепление веры в Россию.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие должно обеспечить:

    сформированность идентичности гражданина России на основе принятия учащимися национальных духовных традиций, базовых национальных ценностей, нравственных приоритетов и моральных норм;

    готовность граждан солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи; развитие патриотизма и гражданской солидарности;

    укрепление целостности российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия;

    повышение роли институтов гражданского общества, традиционных российских религиозных организаций в воспитании и социализации детей и молодежи;

    укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества;

    сформированность отношения к семье как к основе российского общества;

    приобщение к ценностям и традициям российской семьи;

    бережное отношение к жизни человека, продолжение рода;

    законопослушание и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

    преемственность (духовную, культурную, социальную) поколений.

    В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

    укрепление и совершенствование правового государства;

    повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

    повышение эффективности государственной власти в процессах модернизации страны;

    укрепление национальной безопасности.

Вопрос 10

В чем, по-вашему мнению, заключаются основные отличия стандарта нового поколения от ранее существующего

Ответ

Получить представление о стандартах нового поколения и сравнить их с прежними, помогут некоторые ключевые моменты - отличия старых и новых ФГОС :

    Раньше оценить успехи ребенка можно было, лишь ориентируясь на школьные оценки. Новые стандарты предписывают ученику обязательное наличие портфолио , где помещаются грамоты, дипломы, результаты тестов и другие работы. Благодаря этому нововведению достижения ребенка становятся более наглядными.

    Поменялось представление о . Прежде она сводилась лишь к объяснению учебного материала и проверке знаний учеников. Теперь учитель – активное действующее лицо в жизни класса. Педагог стремится к развитию индивидуальных способностей ребенка, мотивирует школьников к самостоятельности, старается включить в работу каждого.

    Прежние ФГОС определяли для школ единый учебный план. Стандарты нового поколения раскрывают перед учителями и родителями разнообразие школьных программ . Можно выбрать подходящую, ориентируясь на предпочтения каждого.

    Образовательные стандарты прошлого не затрагивали . Новые ФГОС определяют 10 часов в неделю на посещение кружков, спортивных секций, экскурсий, участие в семинарах. Цель этого нововведения - избавление детей от бесцельного времяпрепровождения.

    Жизнь не стоит на месте. Компьютерные технологии стали неотъемлемой ее частью. Для того чтобы ученик смог легко лавировать в современном компьютеризированном мире, уже в 1-м классе он знакомится с клавиатурным набором текста.

    Новая учебная деятельность подразумевает отработку теоретических знаний на практике с помощью , где каждый ученик сможет себя проявить. Они пришли на смену лабораторным работам прежней учебной программы.

    Одним из важных принципов новой учебной деятельности становится принцип обучения через игру . Игровые моменты в прежних ФГОС были минимальны, приоритетом в обучении являлось заучивание правил.

    Особенностью ФГОС нового поколения станет профильный принцип образования . Для старшеклассников определены 5 профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественнонаучный, гуманитарный и универсальный.

    Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана . Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору. К обязательным предметам ЕГЭ помимо математики, русского языка и литературы добавится еще и иностранный язык.

Подводя некоторые итоги вышесказанному, можно заметить благие цели федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Развитие ребенка как самостоятельной ответственной личности, умеющей думать, ставить и решать жизненные и профессиональные задачи, любящего родину – вот задача, обозначенная в новых стандартах.

Средства для достижения этих целей отличаются от образовательных моментов прежних ФГОС. Они учитывают динамику и направления жизни, психологические и педагогические рекомендации современности.

Осуществление целей и результаты подобных новообразований будут положительными при условии активного участия и заинтересованности всех сторон образовательного процесса. Только тогда школа выпустит во взрослую жизнь здорового физически и духовно гражданина великой страны.

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

§ 4. Государственный образовательный стандарт и его функции

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация, которая вызвана двумя обстоятельствами. Прежде всего необходимостью создания в стране единого педагогического пространства, благодаря которому будет обеспечен единый уровень общего образования, получаемого молодыми людьми в разных типах образовательных учреждений. Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике.

Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего норму, образец, мерило. Основное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировании отношений и деятельности людей, которая направлена на производство продукции с определенными свойствами и качествами, удовлетворяющими потребности общества.

Стандартизация, под которой понимается разработка и использование стандартов, является объективно необходимой деятельностью по упорядочению практики, ее стабилизации в целостные системы, отвечающие исторически изменяющимся потребностям общества.

Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала (В.С.Леднев).

В этом смысле стандартизация образования в развитых странах мира давно осуществляется посредством разработки учебных планов и программ, установления определенного уровня образования и др. Однако сам термин "стандарт" в отношении образования стал использоваться сравнительно недавно.

Наряду с законом "Об образовании" стандарт образования является основным нормативным документом, несущим толкование определенной части Закона. Он развивает и конкретизирует такие характеристики образования, как содержание, его уровень и форму предъявления, указывает методы и формы измерения и интерпретации результатов обучения. Посредством стандарта осуществляется обеспечение стабильности требуемого уровня образования, его постоянное воспроизводство и совершенствование, отвечающее перспективам развития общества.

Важным показателем системы образования служит степень демократичности его стандарта, которая прежде всего характеризуется соотношением доли образования, централизованно нормируемой органами власти, с долей образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями.

В законе Российской Федерации "Об образовании" в редакции, введенной в 1996 г., предусмотрено, что государственными органами власти нормируется лишь минимально необходимый уровень образованности. Определение же содержания образования сверх этой нормы находится в компетенции образовательных учреждений. Вот почему в государственном стандарте общего среднего образования выделяются три уровня: федеральный, национально-региональный и школьный.

Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования.

Наконец, стандартом устанавливается объем школьного компонента содержания образования, отражающего специфику и направленность отдельного образовательного учреждения.

Итак, стандарт образования, с одной стороны, отражает обязательства государства перед своим гражданином, а с другой - гражданина перед государством в области образования. Государство требует от своего гражданина достижения определенного стандартом уровня образованности и гарантирует в свою очередь необходимый для этого уровень образовательных услуг.

Федеральный и национально-региональный компоненты стандарта образования включают:

Описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство предоставляет обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требования к минимально необходимой такой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки школьников по годам обучения.

Сущность стандарта общего среднего образования раскрывается через его функции, которые многообразны и тесно связаны между собой. Среди них следует выделить функции социального регулирования, гуманизации образования, управления, повышения качества образования.

Функция социального регулирования вызвана переходом от унитарной школы к многообразию образовательных систем. Ее реализация предполагает такой механизм, который предотвратил бы разрушение единства образования. В период активного поиска новых путей и моделей обучения образовательные стандарты призваны сыграть стабилизирующую и регламентирующую роль, не ограничивая развития специфических региональных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных программ.

Образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового общего образования. Реальные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по широте, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внутри страны некоторого гарантированного качества подготовки выпускников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Этим самым обеспечивается эквивалентность образования - важнейший фактор решения многих демографических и социальных проблем: возможности миграции населения, признания документов об образовании, полученных в различных регионах, и т.п.

Функция гуманизации образования связана с утверждением с помощью стандартов его личностно-развивающей сущности.

Четкое определение минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся открывает возможности для дифференциации обучения, предусматривающей возможность овладения материалом на различных уровнях. Таким образом, создаются предпосылки для разрешения противоречия между правами и обязанностями ученика: школьник обязан выполнять государственные требования к уровню общего образования и имеет право при наличии соответствующего желания двигаться в овладении содержанием образования дальше.

Право ограничиться при изучении трудного или нелюбимого предмета минимальными требованиями освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. При этом открытая информация о стандартах дает возможность школьнику осознанно избирать индивидуальную траекторию своего развития.

Такой подход к содержанию общего образования в значительной степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения и создает условия для полноценного развития личности школьника.

Функция управления связана с возможностью реорганизации существующей системы контроля и оценивания качества результатов обучения.

Введение стандартов позволяет исключить стихийность и волюнтаризм в разработке системы критериев качества образования школьников, повысить объективность и информативность контроля, унифицировать оценки. Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях образования.

Государственные образовательные стандарты позволяют осуществлять функцию повышения качества образования. Они призваны фиксировать минимально необходимый объем содержания образования и задавать нижнюю допустимую границу уровня образования. До их введения общегосударственных обязательных норм не существовало. Имеющиеся ориентиры и представления о качестве общего образования складывались стихийно, были нацелены на наиболее подготовленных школьников и были недоступны значительной части учащихся. Отсутствие явно очерченных пределов усвоения приводило к тому, что реальный уровень знаний многих выпускников оказывался чрезвычайно низким, а высокий уровень образованности отдельных школьников не решал проблемы качества образования в целом.

Введение образовательных стандартов позволяет решить вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой культуры личности, способствует повышению общего уровня образованности и, следовательно, повышению качества образования в целом.

Таким образом, реализация основных функций стандарта общего образования способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ, национальных и региональных моделей образования; формированию у учащихся положительной мотивации учения благодаря повышению доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки, знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки; переходу к оценке результатов труда учителя на основе соответствия учебных достижений школьников стандарту образования; принятию обоснованных управленческих решений; гарантированному выделению в учебном плане времени для занятий по выбору учащихся в соответствии с их способностями, интересами и склонностями.

До настоящего времени общеобразовательные стандарты у нас и за рубежом были представлены в виде программ и требований к уровню подготовки школьников по отдельным учебным предметам. Общая структура содержания образования определялась типовым учебным планом, сложившимся сугубо эмпирическим образом. Стандарт образования позволяет обозначить не эмпирически задаваемые учебные предметы, а базовые образовательные области, набор которых научно обоснован. На основе совокупности этих областей, составляющих инвариантное (базовое) ядро общего среднего образования, могут быть разработаны самые разнообразные рабочие учебные планы.

Назначение и функции стандартов нового поколения
Новые задачи, поставленные сегодня пе­ред школьным образованием, значитель­но расширяют сферу действия и назначе­ние образовательных стандартов.
Как уже отмечалось, стандарты перво­го поколения были ориентированы в основ­ном на решение достаточно локальных по своему характеру задач обеспечения нормативно-правового регулирования со­держания и планируемых результатов школьного образования в условиях лега­лизации в начале 1990-х гг. многообразия образовательных систем. Это определило основное назначение и приоритетные фун­кции стандартов того времени - сохране­ние единого образовательного простран­ства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального до­статочного уровня содержания и требова­ний к подготовке выпускников.
Однако сегодня все более значимым ста­новится развивающий потенциал образо­вательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государ­ства в сфере образования.
В настоящее время стандарты должны выступить:
; инструментом организации и коорди­нации системы образования, ориентиром ее развития и совершенствования, крите­рием оценки ее адекватности новым целям и ценностям образования (развитие лично­сти как цель и смысл образования);
; средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней об­разования в условиях перехода к непре­рывной системе образования;
; нормативно-правовой базой регули­рования взаимоотношений субъектов сис­темы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образо­вательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой.
Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффек­тивной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования системы образо­вания.
Существуют основные функции стан­дарта.
Функция обеспечения права на полно­ценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта га­рантированных Конституцией РФ для каждого гражданина «равных возможнос­тей получения качественного образова­ния», т.е. уровня образования, представля­ющего необходимую основу для полноцен­ного развития личности и возможности продолжения образования.
Функция сохранения единства образо­вательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует создания механизма регулирования, при­званного стабилизировать систему образо­вания в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыг­рать стандарты образования. Не ограничи­вая развития специфических региональ­ных подходов, возникновения различных типов школ, создания вариативных про­грамм, образовательные стандарты фикси­руют объем и уровень полноценного ба­зового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже задаваемого стандартом. Это позволяет добиться внут­ри страны некоторого гарантированного эквивалента качества подготовки выпуск­ников школы, на который можно опереться при организации последующего обучения. Введение стандартов явится важнейшим фактором решения многих демографичес­ких и социальных проблем в условиях воз­можной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах.
Функция повышения качества образо­вания. Общеобразовательные стандарты призваны задавать нижнюю допустимую
границу уровня подготовки. До сих пор по­добного рода общегосударственных норм не существовало. Представления об уров­не образовательных результатов склады­вались во многом стихийно, были нацеле­ны на наиболее подготовленных школь­ников, а уровень требований к учебным достижениям зачастую был недоступен значительной части учащихся. Это приво­дило к тому, что реальный уровень обра­зовательных результатов многих выпус­кников оказывался низким, а хорошая подготовка отдельных школьников не ре­шала проблемы качества образования.
Введение образовательных стандартов позволяет ставить вопрос о реальном до­стижении каждым учеником определенно­го, заранее заданного уровня подготовки. Таким образом, использование стандар­тов в практике школы, ориентация на их безусловное соблюдение призваны повы­сить общий уровень образованности и, сле­довательно, качество образования в це­лом.
Функция обеспечения преемственнос­ти основных образовательных программ начального общего, основного общего, сред­него (полного) общего, начального профес­сионального, среднего профессионального и высшего профессионального образова­ния.
Критериально-оценочная функция. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который раз­вивается система образования. Отдель­ные компоненты стандарта несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов, ат­тестации учителей и учреждений образо­вания.
Функция повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной пере­стройки существующей системы контро­ля и оценивания качества образователь­ных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности об­разовательных учреждений, системы об­разования в целом, определяемых стан­дартом.
Стандарт определяет тот допустимый уровень образования (образовательный
ценз), относительно которого в обществе
достигается конвенция (договор) как о не­обходимом и достаточном уровне для возможности продолжения образования на следующей его ступени. Именно этот уровень и выступает как основа критериально-ориентированного подхода к оцениванию образовательных результатов, дос­тигнутых каждым отдельным школьником, и допускает переход к Дихотомической оценке. Использование критериально-ориентированного подхода и дихотомической системы оценивания значительно повышает уровень объективности и достоверности оценки достижения требований стандарта.
Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в школе создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях – от учителя (выбор оптимальных методов, своевременная коррекция, дифференциа­ция и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (региональные и национальные меры по улучшению состояния образований, внесение изменений в программы и учебники, со­вершенствование организации и управле­ния образованием).
Функция гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности. Четкое определение требований к подготовке учащихся откры­вает реальные перспективы для индиви­дуализации и дифференциации обучения, предусматривающих возможность овла­дения материалом на различных уровнях.
Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интере­сы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и интеллектуальное на­пряжение, что позволяет каждому учени­ку обучаться на уровне, соответствующем его возможностям и способностям, форми­рует положительные мотивы учения.

Стандарт (от англ. standard - норма, образец) в широком смысле слова - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.
Стандарт в Российской Федерации - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Некоторые стандарты в России могут иметь статус обязательных к применению на время перехода к системе технических регламентов.

Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса (в том числе к его материально-техническому, учебно-лабораторному, информационно-методическому, кадровому обеспечению).
Назначением государственного стандарта общего образования является обеспечение:
равных возможностей для всех граждан в получении качественного образования;
единства образовательного пространства в Российской Федерации;
защиты обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
преемственности образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профессионального образования;
социальной защищенности обучающихся;
социальной и профессиональной защищенности педагогических работников;
прав граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений;
основы для расчета федеральных нормативов финансовых затрат на предоставление услуг в области общего образования, а также для разграничения образовательных услуг в сфере общего образования, финансируемых за счет средств бюджета и за счет средств потребителя, и для определения требований к образовательным учреждениям, реализующим государственный стандарт общего образования.
Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
Государственный стандарт общего образования является основой:
разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов образовательных учреждений, примерных программ по учебным предметам;
объективной оценки уровня подготовки выпускников образовательных учреждений;
объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
определения объёма бюджетного финансирования образовательных услуг, оказание которых гражданам на безвозмездной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;
установления федеральных требований к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса, оборудования учебных помещений.
Государственный стандарт общего образования включает три компонента:
федеральный компонент - устанавливается Российской Федерацией (отводится не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
региональный (национально-региональный) компонент - устанавливается субъектом Российской Федерации (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования);
компонент образовательного учреждения - самостоятельно устанавливается образовательным учреждением (отводится не менее 10 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение образовательных программ общего образования).
Начиная с 2001 года, когда был начат эксперимент по переходу на 12-летнее обучение, был введён 4ый компонент - ученический: консультации, двигательные занятия и т. д. Но они не относятся к максимальной учебной нагрузке, поэтому являются необязательными для учеников.
В конце 2010-начале 2011 года опубликованы проекты нового стандарта среднего (полного) общего образования, вызвавшие широкую критику. В апреле 2011 года был опубликован третий вариант стандарта, вскоре снятый с портала министерства.

5.1.2. Структура и функции государственного
образовательного стандарта

На законодательном уровне государственным образовательным стандартам посвящена ст.7 Закона РФ «Об образовании» и ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Основные положения этой статьи заключаются в следующем.
В ст. 7 основного образовательного закона выделены следующие наиболее существенные особенности законодательного определения места и роли ГОС в российской системе образования:
1. В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Государственные образовательные стандарты могут устанавливаться по отдельным дополнительным образовательным программам в порядке, определяемом федеральным законом.
2. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.
3. Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов определяется Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законом.
4. Основные положения государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, порядок их разработки и утверждения устанавливаются федеральным законом.
5. Государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет.
6. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
ГОС в высшем и послевузовском профессиональном образовании в целом соответствуют приведенным положениям Закона РФ «Об образовании», но обладают, тем не менее, своей спецификой, наиболее существенными их которых являются (ст. 5 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»):
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения: а) качества высшего и послевузовского профессионального образования; б) единства образовательного пространства Российской Федерации; в) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; г) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании;
- государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя: 1) общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования; 2) требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников по каждому направлению подготовки (специальности); 3) сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных образовательных учреждениях, не противоречащие срокам, установленным законодательством Российской Федерации и (или) положениями о высших учебных заведениях соответствующих видов; 4) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся. Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям);
- национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования определяются высшим учебным заведением по инициативе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и реализуются высшим учебным заведением на договорной основе с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральным государственным органом управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.
Как можно видеть, одной из наиболее характерных черт современного российского государственного образовательного стандарта является выделение в его структуре федерального и национально-регионального компонентов, что весьма отчетливо характеризует федеративный характер образовательного законодательства и в целом всей системы образования. Рассмотрим вкратце содержание и цели каждого компонента.
Федеральный компонент стандарта включает нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры. Он связан с учебными дисциплинами общекультурного и общегосударственного значения. Например, для средней школы – это русский язык, математика, физика, химия, истории России, для высших учебных заведений – философия, иностранный язык, концепции современного естествознания.
Национально-региональный компонент составляют нормы, соответствующие той части содержания образования, в которой отражено национальное и региональное значение культуры (родной язык и родная литература, история, география, искусство региона).Так, в национально-региональном компоненте многих стандартов социально-гуманитарных специальностей высших учебных заведений Уральского региона имеются учебные дисциплины, связанные с изучением истории и культуры народов Урала, политико-правовой системы того или иного субъекта РФ, входящего в Уральский федеральный округ и т.п.
Компонент образовательного учреждения отражает специфику конкретного образовательного учреждения и тем самым позволяет ему самостоятельно разрабатывать и реализовывать образовательные программы и учебные планы, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» входит в компетенцию образовательного учреждения.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучающемуся;
требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
В содержательном аспекте стандарт предусматривает:
1) владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия;
2) знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
3) умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
4) иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
5) знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении: социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др.
6) владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.
Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся:
критериально-оценочная функция: стандарт является эталоном, на который ориентируется учебный процесс;
функция сохранения единства образовательного пространства страны: стандарты фиксируют объём и уровень полноценного базового образования в условиях многообразия типов и видов образовательных учреждений;
функция повышения качества образования: стандарт задаёт уровень качества образования, который необходимо достичь;
функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование: в системе гарантий права на образование государственные образовательные стандарты играют далеко не последнюю роль;
функция гуманизации образования: стандарты открывают путь к многоуровневому образованию, в котором содержание учебных программ может превышать нормы стандарта. Это способствует личностно-ориентированному обучению согласно интересам, способностям, возможностям обучающихся;
функция управления процессом и качеством образования: стандарты используются органами управления образованием с целью создания эффективной системы контроля за качеством образования.
Такова в общем виде характеристика правовых основ государственных образовательных стандартов как объекта и одновременно средства правового регулирования системы образования.

Похожие статьи