Евангелие о талантах. Толкование Евангелия на каждый день года.2 февраля Притча о зарытом таланте

Когда мы употребляем это слово по отношению к человеку, то имеем в виду его необычайные, яркие, заметные способности в каком-то деле. В данной статье речь пойдёт о двух притчах о талантах: одной библейской, а другой (менее известной, но ничуть не менее мудрой) авторства Леонардо да Винчи, известной также как «Притча о бритве».

Такие разные таланты

Бывает талант к спорту, музыке, рисованию, языкам, сочинительству стихов или прозы. Вкусно готовить, красиво шить, виртуозно чинить сломанные предметы. Легко зарабатывать деньги, делать открытия в науке и технике, изобретать что-то новое. Располагать к себе людей, поднимать им настроение, вдохновлять и делать лучше их самих или условия жизни для них.

Мы привыкли понимать слово «талант» как нечто совершенно неосязаемое, дарованное природой или некими силами свыше. Наверное, даже найдётся немало людей, убеждённых, что они-то не обладают никакими талантами. Насколько верно? Действительно ли такой дар даётся лишь избранным? Возможно, разобраться в этом поможет притча о талантах.

Что значит «талант»?

Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас.

Талант (τάλαντον, «та́лантон») - в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем Египте, Греции, Риме, Вавилоне, Персии и других странах. Во времена Римской империи талант равнялся объёму одной амфоры, наполненной до краёв.

Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

Талант человека

Со временем талантами стали измерять - и, соответственно, называть - не количество товара для продажи и не вырученные за него деньги, а особые качества человека, позволяющие ему заниматься каким-либо делом с любовью, непринуждённостью и удивительным, ни на что не похожим результатом.

О том, есть у вас талант или нет, можно судить по плодам вашего труда в какой-либо сфере: творчество, общение с людьми, спорт, домашнее хозяйство, наука, техника. Если вам нравится чем-то заниматься, и этот интерес не угасает, даже когда вы встречаетесь с трудностями, тогда можно говорить о необычных способностях. А если то, что вы делаете, получается новым, интересным, нравится не только вам, но и другим людям, это вполне может означать ваш талант в данной области. Не бывает людей совсем без талантов. Но бывают те, у кого он ещё спит или остаётся незамеченным самим человеком, который в это время «занимается не своим делом».

Возможно, разобраться в себе поможет притча о талантах. Толкование её может быть осуществлено как с религиозных позиций, так и с точки зрения психологии. А вы уже выбираете тот подход, который больше нравится.

Притча о талантах: мудрость из глубины веков

Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, аллегорическую форму, побуждающую размышлять в поисках ответа. Так появились притчи. Многие из них были сложены столетия и тысячелетия назад, прошли через множество умов и пересказов, в конечном итоге сохранившись до наших дней. Некоторые истории имеют авторов, некоторые дошли до нас как часть священных текстов. Широко известны библейские притчи. С одной из них познакомимся поближе.

Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея. Любопытно то, что существует не единственная притча о талантах. Евангелие от Луки, например, содержит несколько иной вариант этого рассказа. Кроме того, там вместо денежной единицы «талант» используется «мина», считавшаяся более мелкой монетой. Что касается главного персонажа, то эта версия притчи намекает не на Иисуса, а на древнего правителя Ирода Архелая. От этого вся история приобретает несколько иной смысл. Но мы остановимся на классической версии притчи и рассмотрим её смысл с двух аспектов: богословского и психологического.

Раздача талантов

По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты - таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому - два, а третьему - всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние.

Распоряжение талантами

Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое - их стало десять. Господин похвалил его.

Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро - теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина.

Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант - тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

Услышав такие слова, господин страшно разгневался: назвал раба ленивым и лукавым, забрал у него единственный талант и прогнал негодного прочь. Затем он отдал эту монету первому рабу - тому, который пять талантов превратил в десять. Свой выбор хозяин объяснил тем, что имеющий много всегда получит ещё, а не имеющий потеряет последнее.

Вот такую историю рассказывает притча о талантах. Библия содержит множество коротких поучительных повествований, которые можно адаптировать к реалиям сегодняшнего дня.

Богословское толкование

Проповедники и теологи объясняют, что под «господином» в этой истории нужно понимать Господа Бога, Иисуса Христа. Под «дальней страной» подразумевается Царство Небесное, куда вознёсся Иисус, а возвращение господина есть иносказательное изображение Второго пришествия. Что касается «рабов», то это ученики Иисуса, а также все христиане, Именно к ним обращена притча о талантах, толкование которой с точки зрения богословия отражает важнейшие библейские истины.

Итак, Господь возвращается с небес, и приходит время Страшного суда. Людям предстоит отвечать, как они воспользовались Божьими дарами. В притче под «талантами» подразумевались деньги, но в иносказательном смысле они представляют собой различные умения, способности, качества характера, благоприятные возможности - словом, духовные и материальные блага. Именно об этом иносказательно повествует притча о талантах. Смысл её гораздо лучше проясняется при помощи толкований.

Примечательно, что каждый получает разные таланты и в разном количестве. Это объясняется тем, что Господь знает слабые и сильные стороны любого человека. А также это делается для того, чтобы люди объединялись и помогали друг другу. В любом случае никто не остаётся без таланта - каждому даётся хотя бы один. Тому, кто сумеет на благо себе и другим использовать данное Богом, воздастся от Него, а кто не сумеет или не захочет - всё потеряет.

Психологическое толкование

Библейская притча о талантах стала источником крылатого выражения «зарывать свой талант в землю», появившегося столетия назад и активно использующегося до сих пор. Что под этим подразумевается сейчас? Каков смысл данного выражения и самой притчи с точки зрения психологии?

Важно не то, что человек имеет (таланты, знания, навыки, ресурсы), а то, как он это использует. Можно обладать огромными возможностями, но никак их не применять, и тогда они пропадут. А если человек зарывает свой талант, отказывается от попыток самореализации, тогда он чаще всего начинает перекладывать ответственность с себя на внешние обстоятельства или других людей, что и сделал «лукавый и ленивый» раб из притчи. И лишь тот, кто не ищет оправдания своему бездействию, заслуживает счастья.

Другая притча о таланте

Оказывается, существует не только притча о зарытом таланте. Другая философско-дидактическая история, принадлежащая перу Леонардо да Винчи, повествует о цирюльнике, имевшем в своём арсенале бритву - столь красивую и острую, что равной ей не было на всём свете. Однажды она загордилась и решила, что ей негоже служить рабочим орудием. Спрятавшись в укромном уголке, она пролежала так много месяцев, а когда захотела расправить своё сияющее лезвие, обнаружила, что оно всё покрылось ржавчиной.

Так и человек, имеющий множество талантов и достоинств, может растерять их, если предастся безделью и прекратит развиваться.

Ознакомившись с оригинальным текстом и его толкованиями, можно убедиться, какую силу таит в себе притча о талантах. Для детей также можно использовать эту историю (в литературном пересказе) для домашнего чтения и обсуждения или на школьных уроках. Как и любая притча, данный рассказ заслуживает вдумчивого прочтения и размышления.

Сказал Господь: верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним. Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.

«Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом». Все, что мы имеем, - принадлежит Богу. Если мы неправильно пользуемся дарами Божественного Промысла, как можем надеяться на дары Его благодати? Наша неверность в употреблении их может быть по справедливости оценена как пренебрежение возможностью достигнуть небесной славы. Малое - богатства этого мира, многое - благодать и слава будущего века. Если мы неверны в малом, следует опасаться, как бы мы не оказались неверными в дарах Божией благодати, и потому лишиться ее. А тому, кто верен в малом, можно доверить и большее. Кто служит Богу, творя добро своими деньгами, будет служить Богу, творя добро более благородными и ценными талантами мудрости и благодати. А кто закапывает один талант своего земного богатства, никогда не употребит пять талантов духовных богатств.

«Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?» Богатства мира сего - неверные, потому что никто не может удержать их. И они неправедные, потому что не могут сами по себе никому сообщать праведности. Если мы не употребим их, как следует, кто доверит нам духовные богатства, единственно истинные? Истинно богаты и очень богаты - те, кто богат верой, Христом Богом, Царством Божиим и правдой его. Если прилагаются нам иные богатства, употребляя их достойно, мы можем получить истинные богатства, сподобимся большей благодати от Бога.

«И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» Богатства мира сего - не наши. Они - Божии. Они - чужие. Мы приняли их от других, мы употребляем их для других, и мы должны скоро оставить их другим. А духовные вечные богатства - неотделимы от нас. Никто не может отнять их от нас. Но это при условии, если Христос будет наш, Его заповеди - наши и Его небеса - наши. Мы можем обрести себя, стать самими собою только в Господе.

Мы служим Богу, отдавая все наше земное достояние на служение Ему. «Никакой слуга не может служить двум господам». Кто любит мир и держится мира, тот дойдет до презрения Бога. А кто любит Бога и посвящает себя Ему, тот увидит, что мир и все, что в мире, само по себе не имеет никакой цены. Оно должно быть употреблено только для служения Богу и нашего спасения. «Не можете служить Богу и деньгам», - говорит Господь. Человек должен выбирать между Богом и маммоной, богом денег. Столь различны их интересы, что эти два служения никогда не сходятся.

«Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним». Многие, избравшие путь благочестия, путь служения Богу, побеждаются любовью к миру. Фарисеи не могли вынести, чтобы был затронут лелеемый ими грех. Этот презрительный смех в лицо Господу - выражение их предельной ненависти к Нему. Никто из людей не говорил как Он, а они подвергают слово Его осмеянию. Кто решился отвергнуть слово Божие, тот старается превратить его как бы в ничто. Сам Господь принимает это поругание, чтобы и служители Его не унывали, видя презрение к их проповеди Христа распятого и воскресшего.

Господь сказал им: «Вы выказываете себя праведниками пред людьми». Все их духовное делание заключалось в угождении мнению людей и оправдании себя пред миром. И мир прославлял их как лучших из людей. Но внутреннее их сердца было всегда пред взором Божиим. «Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом». Безумие искать человеческого одобрения и думать, что все у нас в порядке, если люди не знают ничего плохого о нас. Бог знает сердца наши и знает то, что никто другой не может знать. Это должно бы заставить нас изменить наше суждение о себе. Ибо если Бог знает наши сердца, у нас есть причины уничижить себя и не доверять себе. Безумие судить о людях по тому, как судит о них большинство. История человечества, в особенности последних времен, показала, к чему это безумие приводит. «Ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом», видящим все в подлинном свете. И многие из тех, кого люди презирают и даже на смерть осуждают, прославляются Богом вместе с Первомучеником Христом и всеми мучениками и исповедниками первых и последних времен.

Тогда стал Иисус на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царство Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

В Евангелии от Матфея заповеди блаженства представлены как «искусство жить». В Евангелии от Луки они - как неумолимое требование. В Евангелии от Матфея Господь восходит на гору, народ остается вдали, внизу. Вокруг Господа только Его ученики, которым Он наедине раскрывает глубину Своего учения. В Евангелии от Луки Господь сходит с горы, где Он молился и избрал двенадцать апостолов. Вместе они сходят вниз, «на ровное место», и их встречает множество учеников и народа. Учение Христово должно быть обращено ко всем, не только к «лучшим ученикам». Принятие его является решающим для спасения. Кроме того, в Евангелии от Матфея заповеди блаженства звучат в третьем лице: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное». В Евангелии от Луки - во втором лице: «Блаженны вы». В первом Евангелии Господь возвещает Благую Весть. В третьем - суд: этот суд может быть Благой Вестью для одних, и горем для других. Как мы воспринимаем этот дар, сподобляющий нас одной чести с апостолами?

Если бы мы не знали силу любви Христовой, силу Его Слова, мы не смели бы произносить эти Его заповеди блаженства. В них - тайна Церкви, тайна Царства Небесного, тайна Самого Христа. «Блаженны нищие, блаженны алчущие, блаженны плачущие». Есть ли у нас мужество жить ради Царства Христова? Эти потрясающие слова открывают нам, что быть христианином - значит следовать за Христом. Ибо Он есть путь, истина и жизнь (Ин., 14, 6). Заповеди блаженства - это то, что происходит со Христом и то, что Он хочет передать нам, чтобы в наших человеческих сердцах воссияла Божественная любовь. Заповеди Блаженства - в центре этого мира печали, несчастий и страданий. Потому что Христос оставил нам Свой мир и Свою радость. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает». (Ин. 14, 27). Он дает нам этот мир и эту радость в час, когда Он идет ко Кресту и Воскресению, и когда говорит нам: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царство Божие» Он дает нам жизнь. Свою собственную жизнь. Предадим ли мы в ответ Ему себя, оттого что Он так возлюбил нас? Наша жизнь становится живою, когда в ней есть присутствие Божие, когда мы приемлем выбор, который Он сделал за нас. Только благодаря вхождению Бога в наш мир несчастья и смерти можем мы неложно говорить о блаженстве. Кто из нас понимает слова Христа, когда Он обращается к нам: «Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное»? В этом есть что-то совершенно противоестественное, однако здесь - сердце Евангелия, суть Христовой истины.

Приходилось ли вам встречать людей, только что переступивших порог храма, которые, когда им говорят о заповедях блаженства, отвечают: «Но я это чувствовала всегда, я именно этого всегда хотел, и вот это теперь открывается мне»? Мы должны молить Господа, чтобы Он открыл нам Свою любовь, Свой мир и Свою радость, которые Он заповедал нам иметь даже среди гонений, потому что это является главным признаком христианина. Потому что христианин - это свидетель Воскресения Христова. «Если Христос не воскрес, тщетна вера ваша, вы еще во грехах ваших». Если мы можем возвещать заповеди блаженства и жить причастием Тела и Крови Христовых, это потому что Христос воскрес. Все заповеди блаженства - следствие Воскресения Христова, и все они - как христосование Церкви посреди Пасхи: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Заповеди блаженства начинаются со слов: «блаженны нищие», потому что Христос явил нам прежде всего Свою нищету. Ничего не имеющий, обнаженный на Кресте от Своей славы, оставленный и преданный всеми, - среди этого предательства, среди смерти, среди этой нищеты Он в руки Отца Небесного предает дух Свой. Нет ничего более поразительного, чем это предание Господа Своему Отцу. Это то, что мы должны делать каждое мгновение нашей жизни - предавать себя воле Отчей, которая есть воля блаженства. Господь хочет нашего вечного блаженства. Может быть, кого-то удивляет, как мы смеем столь дерзновенно утверждать, что Господь хочет, чтобы мы были счастливы в этом мире, в таком, каким мы его знаем, но это так, это - абсолютная правда.

В центре нашего мира - воскресший Христос. Он избавляет нас от наших грехов, Он дает нам надежду, Он открывает нам небо. Он дает нам жизнь. Христос воскрес из мертвых, и не стало больше ничего невозможного. Если бы вся жизнь кончалась здесь, мы были бы несчастнее всех человеков. Но заповеди блаженства существуют, потому, что Христос воскрес.

Заповеди блаженства - не бегство от реальности, не сдача всех позиций перед этим жестоким миром. Это торжество Воскресения Христова в нашей жизни, которое ныне сокровенно, но раскроется в полноте в конце времен, когда Господь явится во славе, чтобы преобразить нас. Да будет Господь всегда нашим утешением, милостью и миром, приведением нас в свободу чад Божиих, предающих себя до конца в руки Его. Чтобы уже теперь мы были воскресшими со Христом!

- (Codex Aureus Epternacensis, 1035 1040 годы) Притча о бо … Википедия

Одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от Матфея. У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел … Википедия

Притча о работниках в винограднике … Википедия

- «Добрый самарянин», Рембрандт Притча о добром самарянине (Притча о добром самаритянине, П … Википедия

Мудрые и неразумные девы (Петер Йозеф фон Корнелиус, ок. 1813) Притча о десяти девах одна из прит … Википедия

Запрос «Блудный сын» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Добрый Пастырь (Филипп де Шампань, XVII век) Притча о заблудившейся овце одна из притч Иисуса Христа … Википедия

Найденная драхма (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о потерянной драхме одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в Евангелии от … Википедия

- … Википедия

Настойчивый друг (Джон Эверетт Милле, 1864) Притча о человеке, просящем хлеба в полночь у своего друга одна из притч Иисуса Христа, содержащаяся в … Википедия

Книги

  • Моцарт&... Евангелие избранных , Отари Кандауров. Установлению мира и взаимопонимания между "всеми" и "весьма немногими" занимались духовные мастера конца XX-начала XXI века. В результате возникло Евангелие избранных, которое является…
  • Библейские истории Нового Завета: Жизнь Иисуса Христа , А. П. Лопухин. Собрав и проанализировав огромный хронологический, археологический, исторический и этнографический материал, выдающийся русский ученый-библеист, богослов и писатель Александр Павлович Лопухин… аудиокнига

Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Гал. 6, 9

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

По прошествии веков смысл рассказанной Спасителем притчи о талантах сделался настолько общепонятным, что само слово «талант», означавшее некогда крупную сумму денег, стало обозначать человеческую способность к труду и овладению ремеслами, занятиями искусством и наукой.

Талант – дар Господень. Все, что люди привыкли называть своим: здоровье и силы телесные, богатство и житейская смекалка, умелые руки мастера, глубокий ум ученого, чувство красоты у художника – все это не наше, а Божие. Эти дарования даются людям не просто так, но чтобы каждый в меру сил приумножал их ревностным служением Всевышнему и ближним. И в урочный час Правосудный Господь строго спросит каждого: на добро или на зло использовал ты вверенные тебе таланты?

Вот так в евангельской притче господин вручает своим рабам таланты: одному – пять, другому – два, третьему – один, каждому по его силе (Мф. 25, 14). Прошло много лет, прежде чем господин вернулся и потребовал у слуг своих отчета. Получившие пять и два таланта вдвое приумножили врученное им некогда достояние и удостоились похвалы: добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многими тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Не таков оказался третий раб: получив всего один талант, он пошел и закопал его в землю, а теперь принес господину и дерзко говорит: …я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 24–25).

Услышав такой ответ, разгневанный владыка приказывает выбросить лукавого раба во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 25, 30). Постигшим смысл этой притчи ясно: так же поступит Господь господствующих и Царь царствующих с теми из нас, кто зароет в землю данные ему от Бога таланты.

Что значит зарыть талант в землю? Земля – это тело наше, созданное из земли и предназначенное земле, но жадное до пищи и питья, ненасытное в удовольствиях. Земля – это земное богатство, честь и слава, людская похвала и человеческая зависть. Отдавая жизнь служению своему телу или суетному тщеславию, мы зарываем данные нам от Бога таланты во прахе. Суровый приговор изрек таковым Господь!

Христиане призваны бодрствовать над своей душой, подвизаться в делах благочестия, неустанно нести на себе бремя семейного и общественного служения, прилежать к выпавшему на их долю труду. Разнеженная лень, лукавая праздность, допущенные даже на время, могут стать непреодолимым препятствием на пути к спасению. Постоянство в служении Богу и ближним, постоянный порыв к совершенству – только так умножаются человеческие таланты, только так торится тропа в Царство Небесное.

«Жестоким» назвал лукавый раб господина, требовавшего от него труда для приумножения вверенных ему богатств. Жесток ли Отец Небесный, заповедавший падшему человечеству: в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3, 19)? Нет, только не понимающий путей Промысла Божия может счесть это жестокостью и проклятием. За внешней суровостью слов, обращенных к изгоняемым из рая прародителям нашим, скрывалось Небесное Милосердие, дарующее надежду. Дабы очиститься от скверны первородного греха, душа человеческая должна осолиться двойной солью, омыться двойной влагой: солеными слезами покаяния и соленым потом труда.

Небесный Отец – строгий Учитель и Воспитатель. Его Благость ничего не имеет общего с безумием тех «добреньких» родителей, которые всячески ублажают своих детей, а потом удивляются: почему они вырастают ленивыми и злыми, неприспособленными к жизни и ни на что не годными? Сквозь множество испытаний проводит Господь Своих избранников, и так крепнут и расцветают их души.

Мускулы атлета, оставшись без упражнений, постепенно слабеют – и красивое мощное тело превращается в заплывшие жиром телеса. Вот так же душа дряблая и разнеженная, не закаленная в трудах, становится неспособной к брани духовной и с легкостью порабощается диаволом. «Страх, братия, обнимает душу, когда помыслишь, что между христианами есть множество ленивых рабов, которые живут беспечно, в удовольствиях и вовсе не помышляют об этой страшной, вечной тьме внешней, где их ожидают непрестающий плач и скрежет зубов», – восклицает святой праведный Иоанн Кронштадтский.

В этом мире, созданном Премудростью Божией, все приносит плод: земля взращивает растения, плодоносят злаки и деревья, звери, птицы и рыбы приносят потомство. А человек, как духовное существо, должен взращивать в себе плоды духовные. Горе бесплодному! Его таланты, зарытые в землю, омертвеют и сгниют, а опустошенная душа сделается непригодной для Горнего Царства, станет годной только на потребу пламени адского. Благо плодоносному! Велика награда, ожидающая его, заслуженная им во время земного служения. Очевидно, что якобы жестокий господин из евангельской притчи о талантах желал просто испытать своих слуг, чтобы в трудах они сделались искусными, закаленными, стойкими и стало можно поставить их над многим (см.: Мф. 25, 21). Вот так же и Господь, взирая на умножающих данные им таланты во славу Божию, готовит им небесные венцы.

Некоторым кажется, что их дарования слишком малы, такие иногда даже впадают в ропот и зависть к более талантливым. Но на всяком месте можно угодить Господу! Трудолюбивый крестьянин или рабочий может взойти на высоты Царства Божия, а повелитель стран и народов – низринуться на самое дно преисподней. Бездушный богач после смерти своей с нестерпимой завистью смотрел на нищего калеку Лазаря, удостоившегося райского блаженства. Ленивому рабу из евангельской притчи не надо было наживать на данный ему талант еще пять или десять, достаточно было приумножить вверенное хотя бы вдвое, чтобы услышать: войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21). Господь наделяет каждого талантами по силам его души и не требует от человека непосильного ему. О разных же поприщах служения Богу в земной жизни святой Апостол Павел говорит:

Все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих… Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы – тело Христово, а порознь – члены (1 Кор. 12, 13–27).

Откуда человек знает, малы или велики данные ему Господом таланты? Рыбак Петр сделался первоверховным Апостолом. Молитва нищего Алексия, человека Божия, восходила прямо к Престолу Всевышнего. Не князем и не боярином, а простым купцом был Косма Минин, но заслужил славное звание спасителя отечества.

Преподобный Арсений Великий в юности получил блестящее светское образование, был воспитателем императора. Но удалившись в поисках спасения в пустыню, он сделался смиренным учеником египетских старцев-отшельников. Когда его спросили, чему он учится у этих старцев, многие из которых не знали даже грамоты, преподобный Арсений отвечал: «Науки Греции и Рима я знаю, но еще не узнал азбуки, которая преподается этими ничего не знающими в учености мира».

Большие дарования таят в себе и великий соблазн, и грозную опасность для наделенного ими человека. Такому легко впасть в прелесть диавольскую, счесть таланты не Божиим даром, а собственными достоинствами, возгордиться, и тогда случается страшное. История знает множество примеров того, как высокоодаренные люди не просто зарывали свои таланты в землю, но и приумножали это ставшее преисподним достояние – не во славу наделившего их талантами Господа, а на потребу человекоубийце-диаволу. Таковы бездушные богачи, ростовщики, жиревшие на слезах стариков и сирот, таковы тираны-правители, но худшие из них – это авторы соблазнительных книг, создатели еретических, богоборческих и человеконенавистнических теорий. Эти люди, называвшие себя писателями, учеными и философами, в очах Господних хуже самых свирепых убийц и самых гнусных растлителей, ибо зло, посеянное ими в мире, не исчезает с их собственной смертью, но длится порой веками, ввергая в пагубу тысячи и тысячи душ.

«Соблазн подобен моровой язве, которая в одном человеке начинается и многих заражает», – говорит святитель Тихон Задонский. И нет преступнее тех, кто выпестовал в себе духовную чуму, чтобы потом пустить ее в мир. Они не пачкали своих рук в крови и грязи, они таились в тиши кабинетов, склонившись над белой бумагой, но безумным мороком для целых народов оборачивались их «тихие труды». Это «глубокий мыслитель и примерный семьянин» Карл Маркс зверствовал руками большевиков в несчастной соблазненной России в годы красного террора. Это «пылкие демократы» Белинский и Герцен, Чернышевский и Добролюбов были жесточайшими из надсмотрщиков в сталинских лагерях. Это «блестящий философ и поэт» Фридрих Ницше посылал гитлеровцев умерщвлять людей в газовых камерах. «Ученый новатор» Зигмунд Фрейд призвал «раскрепостить инстинкты», то есть дать волю низким страстям человека, – и вот теперь тень Фрейда витает в притонах разврата, поощряет похоть и блуд, грехи содомские и гоморрские, с детства растлевает воображение людей порнографией, чтобы потом превратить их в нечистых животных.

В списке соблазнителей и развратителей человечества есть крупные и мелкие – от властителей дум до авторов бульварных книжонок. Но чем талантливее несущие семена соблазна книга или картина, фильм или музыка, тем горший для себя приговор услышат их авторы на Страшном Суде Господнем.

Но как много добра может совершить тот, кто к талантам своим приложил Боголюбие и братолюбие, усердно трудясь на ниве Господней. Как прекрасны и поучительны творения святых отцов, духоносных наставников наших, – словно мед и млеко поныне текут из их уст, питая верных. И в светском искусстве немало таких, кто посвятил себя не заигрыванию с низкими страстями, но служению высшему. Не просто картинами, но святыми иконами сделались лучшие полотна Нестерова, Васнецова, Александра Иванова. Духовная музыка Бортнянского, Глинки, Мусоргского не только услаждает слух, но и возвышает душу слушающего. Верными своими сынами считает Церковь Российская писателей Николая Гоголя и Федора Достоевского, Сергея Аксакова и Алексея Хомякова, Сергея Нилуса и Константина Леонтьева, лучшие страницы их книг поистине озарены светом Христовым.

И нынешние люди искусства могли бы многое сделать для просвещения духовно обескровленного народа, но увы! Немного мы видим среди них ревнителей благочестия.

Усердный труд во славу Божию – вот единственный путь, на котором во всей красоте и полноте раскрываются таланты человеческие. Видя благое усердие и постоянство труженика, Господь не преминет возвести его из силы в силу и из славы в славу, откроет перед ним широкое поприще и укрепит Своею благодатью.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Каждый из нас наделен от Господа высочайшим талантом – Божественной способностью любить. Это дарование, любовь к Богу и ближним, мы должны особенно бережно взращивать в себе, особенно старательно приумножать. Если утратим мы этот талант из талантов, все прочие достоинства наши станут бесполезными и даже вредными душам нашим. А если сумеем преуспеть в любви, благие дела станут для нас потребностью, труд – радостью, а служение Господу и ближним – сладостнейшим из блаженств. Об этом-то царственном пути говорит святой Апостол Павел, призывая верных: Ревнуйте о дарах больших, и я покажу вам путь еще превосходнейший (1 Кор. 12, 31). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

Евангелие от Матфея 25:14-46
Ключевой стих 25:21

«Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего».

Благодарим Бога, за то, что Он обильно благословил нашу конференцию. Сегодняшнее слово даёт нам направление после конференции, как нам жить. В 25-ой главе от Матфея есть 3 притчи, которые подготовляют нас ко второму пришествию Иисуса Христа. Первую притчу, о десяти девах мы слушали на конференции. Если притча о десяти девах говорит нам о внутренней духовной позиции, что мы должны бодрствовать, то притча о талантах и притча об овцах и козлах говорят нам о более конкретном: как и для чего мы должны жить, ожидая второе пришествие Господа Иисуса.

Пусть Господь благословит каждого из нас, чтобы мы стали добрыми и верными рабами, которые принесут много плодов Господину нашему.

I. Хорошо, добрый и верный раб! (14-30)

С 14-го по 30-й стихи мы видим притчу о талантах. В этой притче главная тема не талант, а о верном рабе. То есть, Бог хочет, чтобы мы через эту притчу стали верными рабами, которые верно служат Господу, используя талант, данный Богом.

Взгляните на стихи 14, 15. «Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился». Здесь человек символизирует Иисуса. Как тот человек отправился в чужую страну на долго, Иисус вознесся в Царство Бога после Своего воскресения и придет во второй раз. Один человек поручил своим рабом свое имение; одному 5 талантов, другому 2, иному 1. С Евангелия от Луки 19:30 мы знаем, что здесь слово «поручить» имеется в виду «употреблять в оборот». Один талант равнялся 6000 динариям, а один динарий это зарплата одного дня рабочего. То есть один талант — это не маленькая сумма. Господин доверял своим рабом и поручил им свое имение. Это для рабов было большой привилегией: быть рабом у такого доброго богатого господина. Господин дал каждому по его силе, и отправился.

Как в этой притче господин дал каждому талант, Бог дал каждому человеку талант. Это, сперва, наша жизнь и наши способности. Бог дал каждому уникальный талант. Нет ни одного, у кого нет талантов. Каму-то Бог дал побольше, а кому-то поменьше, но дал по его силе. Бог дал нам талант, чтобы мы использовали его ради Его славы, и принесли Ему плоды.

Обратимся к стихам 16, 17. «Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два». Получившие 5 талантов и 2 таланта пошли, употребили их и приобрели другие 5 талантов и другие 2 таланта. Это занимало очень долгое время, как долго господин их не пришел. Но они от благодарности, радости, что хозяин их любил и доверял им, терпели трудности. Они хотели угождать своему господину. Они хотели быть пригодными своему господину. Они ждали дня возвращения своего господина. И когда наконец-то он пришел, с радостью отчитывались: «господин! пять талантов ты дал мне: вот, другие пять талантов я приобрел на них» , «господин! два таланта ты дал мне: вот, другие два таланта я приобрел на них» .

Они были наполнены радостью оттого, что они были использованы в его деле, оттого, что они угождали ему. Больше всего они радовались, оттого что они снова смогли видеть своего господина. Они ничего не требовали от господина, а дали ему с радостью их прибыль.

Тогда что сказал их господин? Стихи 21,23. «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Господин их не сказал им: «Здорово! Еще мои 5 талантов заработали, молодцы!» Здесь господин не говорил о том, сколько они заработали. А он хвалил их верность: Может, господин заметил, что они сильно похудели от работы, от жары. Может, он заметил, что на их руках есть какие-то раны, следы их труда. Он видел их сердце, как они старались угождать ему. Он знал как они верно, неизменно служили ему. Господин хвалил того, и другого одинаковыми словами, независимо от того, сколько они принесли прибыль ему. И он ставил их над большим и приглашал их в свою радость.

Что сделал получивший один талант? Стих 18. «получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего». Почему он так поступил? Хозяин же сказал ему употреблять в оборот? Но он совсем не повиновался. Почему? В его словах мы видим его причину, когда он отчитывался перед господином. Стих 24: «господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал» .

Первая причина того, что раб так поступал: это его неправильное представление о своем господине. То есть раб имел неправильное представление о нем. Раб думал, что его хозяин как эксплуататор: он ничего не делает, заставляет рабов работать и забирает их плоды труда. Он считал, что его господин жестокий, только интересуется результатом; какую прибыль принесет его раб. Этот раб не любил своего господина, который доверял ему один талант. Когда у него не было любви к господину, у него остались только боязнь, страх и чувство долга.

У каждого человека есть свое представление о Боге, свое неправильное представление. Человек приходит к Богу со своим неправильным представлением и через Библию его взгляд на Бога исправляется. Мы должны встретить Бога через Библию. Если человек исправляет свое неправильное представление о Боге через Библию, то любой станет хорошим учеником, любой будет любить Бога всем сердцем. Потому что Он добр, Он есть любовь, Он есть наш Всемогущий Творец.

Вторая причина того, что раб так поступал: он не ценил один талант и сравнивал с другими. Один талант — это достаточно много. Но когда он сравнивал с 5-ю, 2-мя талантами, ему казалось это слишком мало. Он думал так: «Почему дал этому аж 5, и тому тоже 2, а мне только 1? Что, я такое неважное существо для него? Чего он так меня игнорирует? Чего он меня так не любит?» Когда он сравнивал себя с другими, когда он жаловался на господина, ему казалось, что один талант — ничтожный. Он сомневался в любви господина. Он обиделся на него, и говорит прямо такое слово к нему, что он жестокий, жнет, где не сеял, собирает, где не рассыпал. Его слово на самом деле относится не к господину, а к самому себе.

То, что его господин дал ему один талант, а не пять, было от любви. Но грешная натура человека всегда сравнивает с другими и завидует им. Тогда как этот раб закопал свой талант, человек умертвляет свой талант и станет негодным Богу.

Не говорим ли мы: «Почему Бог дал ему то и то, а мне ничего?» Может вы не закопали свой один талант в земле? Сатана сильно работает через дух сравнения, как однажды в сердце Адама работал, чтобы он сравнивал себя с Богом. Мы очень часто сравниваем себя с другими и попадаем в ловушку сатаны. Мы говорим: «Почему она такая красивая, а я такая демократическая? Почему Бог дал этому семью, машину и успех, а мне ничего, хотя я намного лучше его? О! Если бы Ты дал мне это, как Ты дал ему, я намного лучше служил бы Тебе».

Человек сравнивает с другими не потому, что у него мало, а потому что у него нет благодарности. Потому что он не ценит свой талант. Пусть Господь поможет нам найти свои таланты, чтобы мы служили Ему этими талантами, принесли Ему много плодов.

Третью причину того, что получивший один талант закопал его в землю, мы видим в стихе 25-ом. «и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». У раба была боязнь о потере таланта. Он боялся, что потерпит поражение, занимаясь торговлей, и потеряет талант хозяина. Поэтому он выбрал себе безопасный путь, путь стабильности: закопать в земле свой талант. Он думал, что если он ничего не будет делать, то он не причиняет никакого вреда господину. Поэтому, зачем ему надо было рисковать, куда-то вкладывать свой талант, не зная результат, что будет. А получившие 5, 2 рисковали своими талантами. Они трудились, переживали. И, в конце концов, принесли много прибыли господину. А тот не хотел рисковать. Ему было все равно, какая будет прибыль у господина. Все равно она не своя. Он выбрал себе безопасный путь, спокойный путь. Он не хотел бросать вызов ради господина.

Боязнь, страх есть у всех. Все любят, ищут безопасности, стабильности. Но на земле абсолютной безопасностей, совершенной стабильностей не бывают. Иисус тоже Своим ученикам не обещал такого. Наоборот, Он сказал: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33).

Как же будем жить? Будем жить, стараясь не рисковать ни чем, пытаясь ничего не делать, а только искать безопасность и стабильность? И закопать глубже и глубже свой талант, чтобы не терять его? Или будем рисковать ради Господина нашего, Иисуса Христа, и бросать вызов, чтобы принести плоды талантов? Будем рисковать нашими талантами, данными Господином! Будем трудиться, потому что Он дал нам таланты. Потому что мы желаем быть угодными Ему. Потому что мы ждем того дня, когда Он придет во славе Своей.

Если вдруг мы потерпели бы поражение, неудачу и теряли бы наши таланты, рискуя своими талантами, то я уверен, что всё равно Он скажет нам: «хорошо, добрый и верный раб!» Потому что Он знает наше сердце, нашу верность. Потому что Он знает наши слезы, нашу скорбь, наши шрамы, полученные в служении. Он Единственный, Достойный ради Которого мы служим нашими талантами.

Взгляните на стихи 26-30. Господин называл его «лукавый и ленивый». Здесь луковый означает негодный. Господин говорит ему, что он негодный ему. И господин отнял от него талант и дал имеющему десять талантов, и выбросил его вон.

Пусть Господь помилует нас, чтобы мы стали верными, которые слышат от Него: «хорошо, добрый и верный раб! Войди в радость господина твоего» .

Я подобен рабу, получившему один талант, закопал свои таланты в земле и сравнивал себя с другими, жаловался и ничего не делал. Бог дал мне много талантов: тонкость, выносливость, боевой дух. Это достаточно много для меня, чтобы я принес Ему плоды. А я сравнивал себя с другими и закопал свои таланты. Я говорил: «У меня не мужественный характер. Я человек маленького масштаба». И завидовал тем, у кого много способностей, у кого есть мужской характер и вид.

Особенно когда возникла проблема здоровья, она была достаточно большой, чтобы покрыть все мои таланты оправданием: «О! если бы не было у меня этой проблемы, я тоже мог бы жить плодоносной, победоносной миссионерской жизнью».

Но через это слово я видел себя, что я как тот раб, закапал свои таланты и стал негодным Богу. Бог дал мне тонкость, чтобы я глубоко копал слово Бога и кормил агнцев. Бог дал мне проблему здоровья, чтобы хоть через это я уповал на Него и взывал к Нему. Потому что иначе я всё время пытался бы своими силами что-то делать. Я благодарю Бога за то, что Он дал мне эти таланты, и что Он дал мне столько. Я молюсь, чтобы принести много плодов Господу, употребляя эти таланты.

II. Притча об овцах и козлах (31-46)

Эта притча говорит о последнем суде, когда Иисус придет второй раз. Эта притча дает нам еще конкретнее, как нам жить, ожидая второе пришествие Иисуса Христа.

Иисус придет второй раз, Он придет в Своей славе. Он придет судьёй, и будет судить все народы. Здесь нет исключения. Все колени, все уста будут покоряться перед Ним. Тогда Он отделит всех людей на две группы: одну по правую сторону, а другую по левую.

Тогда Он скажет тем, которые по правую Его сторону: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко мне» .

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?»

Тогда Иисус скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» .

Здесь мы видим, что Иисус судит человека по делам его. Послание к Римлянам 2:7-9 говорит так: «тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия, — жизнь вечную, а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое» . Слово «постоянством ищут» означает его цель жизни и стремление.

То есть, человек спасется только верой. Когда человек принимает крест Иисуса и воскресение Его, он получает спасение. Он переходит из царства греха, сатаны в Царство Бога. С того момента его цель жизни, его взгляд на мир — все меняется. Зажигается Христова любовь в его сердце. Он уже живет не ради себя, а ради Иисуса и ради других. Его интерес и радость уже другое. Любить других, служить им — для него естественное дело.

В этой притче праведники так любили ближних. Они поили жаждущих, кормили алчущих, приняли странников.

1-е послание Иоанна 3:17 говорит: «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?»

Притчи 19:17 говорит: «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» .

Вокруг нас таких хватает. В Африке каждые 3 секунды умирают дети меньше 5-ти лет. В Свазиленд средняя продолжительность жизни всего лишь 38 лет из-за СПИДа, туберкулеза и малярии. И сегодня 2,7 млрд. людей выживают за 2$ в день. В Северной Корее столько людей умирает от голода, что даже официальных данных нет, сколько у них населения.

Другой вопрос, сколько людей попадает каждый день в ад, не зная об Иисусе? Это намного больше и намного серьезнее.

Я вспоминаю, что однажды меня мучил один вопрос: если передо мною человек умирает от голода, что я должен делать в первую очередь — дать ему хлеб или слово Бога? Теперь я понимаю, что надо дать ему и то и другое.

Что же нам делать, ожидая того дня? Любить ближних Христовой любовью! В университете студенты нуждаются в нашей любви. Да благословит Господь каждого из нас, чтобы через нас Бог кормил их хлебом жизни, чтобы через нас Бог одел их одеждой праведности, чтобы Бог через нас напоил их живой водою.

В тот день Иисус скажет тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» . Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?»

Здесь мы замечаем, что Иисус сказал и праведникам и тем, что они относились к Иисусу Самому, когда они относились к меньшему. Значит, Иисус был в нём. Сейчас тоже Иисус в нас и в людях. Он ждет, чтобы мы ответили на Его любовь, и мы подошли к ним с Его любовью.

Сейчас мы живем в конце света. Об этом говорят даже неверующие люди. Как же нам жить? Да благословит всех нас Господь, чтобы мы слушали от Него: «хорошо, добрый и верный раб! войди в радость господина твоего… придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» . Аминь.

Похожие статьи

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...

  • Солнце - это звезда или планета?

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы,...

  • Монгольское нашествие на русь

    Хронология 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва) 1242 г. Разгром князем...