Экономическая наука предполагает изучение динамичной, по­стоянно развивающейся хозяйственной деятельности людей. Что изучает экономика? Что изучает современная экономическая наука

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .

Используемых для производства товаров и услуг, которые в свою очередь удовлетворяют безграничные желания и потребности потребителей.

Экономика базируется на:

Аксиома 1 – ресурсы ограничены

Аксиома 2 – желания и потребности человека безграничны

Ключевые вопросы, которые изучает Экономика:

    Социальная наука – Экономика использует научные методы для объяснения и изучения нашего общества Распределение – Экономика призвана помочь принимать решения о распределении (распространении) ресурсов, товаров и услуг Ограниченные ресурсы - Экономические ресурсы лимитированы по сравнению с нашими желаниями их использовать Производство – Общество трансформирует ресурсы в товары и услуги. Это и есть процесс производства Потребление – Произведенные в Экономике товары и услуги в процессе их потребления (использования) призваны удовлетворять желания и потребности потребителей

Экономика так же предполагает изучение:

1.Проблем дефицита – у нас есть ограниченные ресурсы с одной стороны и неограниченные желания и потребности с другой.

2. Альтернативные издержки – использование ресурсов для производства одного товара не позволяет использовать этот же ресурс для производство другого товара.

Три основные вопроса распределения:

ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов? КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги? ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

2. Основные вопросы распределения.

1. ЧТО? Какие товары и услуги должны быть произведены из имеющихся в обществе ресурсов?

2. КАК? Каким образом из имеющихся в обществе ресурсов произвести товары и услуги?

3. ДЛЯ КОГО? Кто будет получать (использовать) произведенные товары и услуги

3. Понятия макро - и микроэкономики. Что является предметом их изучения.

1. Макроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономики в целом, работу экономических агентов и рынков; совокупность экономических явлений.

Макроэкономику интересуют такие показатели как – валовой объем производства, инфляция, безработица , рецессия.

Наиболее значимые цели макроэкономики:

1. Полная занятость, когда все имеющиеся ресурсы

(труд, земля, капитал и предпринимательство) используются

для производства товаров и услуг

2. Экономическая стабильность - недопущение или ограничение

колебаний в объемах производства, уровне безработицы и цен

3. Экономический рост - способность экономики наращивать

объем производства товаров и услуг. Улучшается уровень жизни населения

Микроэконо́мика - наука, изучающая функционирование экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Микроэкономику интересуют такие вопросы

как издержки производства, колебания цен, поведение потребителей и конкуренция

Наиболее значимые цели микроэкономики:

Эффективность – наивысший объем удовлетворения от имеющихся ресурсов

Справедливое распределение, когда доход или богатство распределяются в обществе среди его членов. Однако понятие справедливости относительно, поэтому мы вынуждены применять различные законы (нормативная экономика)

4. Современные направления экономической теории – институцианализм, неолиберализм, кейнсианство .

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества.

Методы экономической теории:

1. Абстракция , т. е. отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого явления. На основе абстрактного анализа получают экономические категории («товар», «цена», «прибыль»). Категории составляют логический «скелет» экономической теории.

2. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов.

3. Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами.

4. Математические методы .

5. Моделирование . Модель – упрощенная картина действительности.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Институционализм направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества, как комплекс различных объединений граждан - институций (семья, партия, профсоюз и т. д.)

Важнейшие проблемы расширенного воспроизводства необходимо решать не с позиции изучения предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.

Рыночная экономика не может саморегулироваться и поэтому вмешательство государства неизбежно.

Основные черты хозяйственного механизма:

Непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;

Государство полностью контролирует производство и распределение продукции;

Основные цели сводятся:

Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы. Справедливое распределение доходов. Это не означает уровниволки. Справедливость заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не прибывала в нищете при чрезмерной роскоши других. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Домашние хозяйства - представляют собой хозяйственную(экономическую) единицу, которая функционирует в потребительской сфере экономики и может состоять из одного или нескольких лиц. Эта единица является собственником и поставщиком, в основном, человеческого фактора производства и ее цель связана с обеспечением наиболее полного удовлетворения личных потребностей.

Банки - это финансово-кредитные учреждения, регулирующие движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики. Они осуществляют посреднические функции в сфере движения финансов, аккумулируют на своих счетах денежные средства предприятий и домохозяйств и выгодно размещают их, кредитуя те же предприятия и домохозяйства.

Предприятия - эта экономическая единица вырабатывает товары или услуги для продажи, принимает самостоятельные решения, стремится к получению наибольшего дохода (прибыли) путем наилучшего использования привлеченных и собственных факторов производства. За свою деятельность этот многочисленный субъект рыночной экономики несет полную ответственность. Получаемая прибыль идет в личный доход и на совершенствование и расширение производства, на выплату налогов.

Государство - представлено всеми своими контролирующими, регулирующими и охранительными учреждениями, осуществляющими власть над хозяйственными субъектами для достижения общественных целей, обеспечения экономического и социального прогресса общества.

13. Модели современного рыночного хозяйства.

Экономическая модель каждой страны - это результат длительного исторического процесса, в течение которого выстраивается соотношение элементов модели и формируется механизм их взаимодействия. Именно поэтому каждая национальная экономическая система уникальна, и механическое заимствование ее достижений невозможно.

Осуществляется государственное регулирование не только макроэкономических процессов, но и отдельных сфер деятельности хозяйствующих субъектов

Направленность регулирования на поддержание свободной конкуренции, уменьшение концентрации капиталов в немногих руках, создание новых хозяйственных единиц;

Регулирование занятости населения с ориентацией на минимизацию безработицы;

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения путем высокой нормы налогообложения. Такая модель получила название «функциональной социализации», при которой функция производства ложится на частные предприятия , действующий на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни - на государство.

Низкая безработица;

Профсоюзная политика солидарности в области зарплаты;

Японская модель - модель регулируемого корпоративного капитализма, в которой благоприятные возможности накопления капитала сопрягаются с активной ролью государственного регулирования в сферах программирования экономического развития, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики и с особым социальным значением корпоративного (внутрифирменного) начала.

14. Отличительные черты современной рыночной экономической системы.

многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

рост уровня образования (послешкольное);

новое отношение к труду (творческое);

повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

Рыночный механизм действует на основе экономических законов: изменения спроса, изменения предложения, равновесной цены, конкуренции, стоимости, полезности и прибыли.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению экономической выгоды и пользы для всего общества.

Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.

Те, кто принимают решения в бизнесе, не нуждаются в центральной власти, которая указывала бы, что и как им производить. Эту функцию выполняют цены. Например, никому не приходится принуждать фермера выращивать пшеницу, уговаривать строителя строить дома, а мебельщика -- делать стулья. Если цены этих и других товаров указывают на то, что потребители оценивают их стоимость хотя бы на том же уровне, что и издержки их производства, предприниматели в погоне за личной выгодой будут их производить.


16. Спрос. Определение понятия «спрос». Кривая спроса. Закон спроса. Основные компоненты, влияющие на изменение величины спроса . Неценовые факторы, влияющие на изменение спроса (графики, объяснение).

СПРОС –

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

Цена – это максимальная цена, которую потребители хотят и могут заплатить за данное количество товара

    Ударение на слово «максимальная» - потребители имеют верхний предел цены, которую они хотят и могут заплатить; Потребители всегда хотят и способны заплатить наименьшую цену, а в идеале – получить все БЕСПЛАТНО; Максимальная цена спроса основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина спроса

    Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!! Изменение ВЕЛИЧИНЫ спроса и изменение СПРОСА – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН СПРОСА – есть обратная зависимость между ценой спроса и величиной спроса, и наоборот

Кривая спроса обозначается буквой D (demand) и характеризует состояние цен и объем покупок определенной продукции в определенный момент времени.

Q – величина спроса, кол-во товара

Сдвиг кривой спроса – есть глобальное изменение спроса, что приводит к сдвигу всей кривой спроса.

Существуют неценовые факторы , которые также могут влиять на спрос (детерминанты спроса) :

    изменение доходов потребителей, количества потребителей изменение вкусов и предпочтений потребителей цены на взаимодополняемые и взаимозаменяемые товары сезонность мода

Спрос – это функция всех этих факторов

Q – спрос

I – доход (income)

Z – вкусы

W – ожидания (waiting)

Psub – цена на товары-заменители (substitute)

Pcom – цена на дополняющие

товары (complement)

N – количество покупателей

B – прочие факторы

17. В чем отличие между изменением величины спроса и изменением спроса.

СПРОС – это готовность и способность потребителей купить определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

Величина спроса – это то определенное количество товара, которое потребители хотели бы и могут купить по данной цене

    Цена и величина спроса – это две неразрывные категории!!!

18. Предложение. Определение понятия «предложение». Кривая предложения. Закон предложения. Основные компоненты, влияющие на изменение величины предложения . Неценовые факторы, влияющие на изменение предложения (графики, объяснение).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это готовность и способность производителей продавать определенное количество товаров и услуг по определенной цене в течение заданного времени.

Три основных компонента спроса:

    ГОТОВНОСТЬ и СПОСОБНОСТЬ потребителей определенное КОЛИЧЕСТВО товара и его ЦЕНА ВРЕМЕННОЙ диапазон

согласиться при продаже данного количества товара

    Производители имеют нижний предел цены, по которой они хотят, могут и согласны продавать свой товар; Производители всегда хотят и способны установить наибольшую цену, а в идеале – установить цену в 1 млн. долл. или выше; Минимальная цена предложения основана на таком факте экономической жизни, что люди всегда предпочитают большее меньшему;

Величина предложения – это то определенное количество товара, которое

производители хотели бы и могут продавать по данной цене

    Цена и величина предложения – это две неразрывные категории;!!! Изменение ВЕЛИЧИНЫ предложения и изменение ПРЕДЛОЖЕНИЯ – НЕ ОДНО И ТО ЖЕ!!!

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ – есть прямая зависимость между ценой предложения и величиной предложения

Кривая предложения обозначается буквой S (supply) и характеризует какое количество экономического блага готовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.

Понятие об экономической науке

Человеку свойственно желание познать окружающий мир и процессы, происходящие в нем. Вызвано это изначально рефлексом самосохранения или безопасности. Ведь первобытный человек изучал окружающий мир. чтобы избежать опасности и поддержать свою жизнедеятельность.

Времена изменились. Но подход к необходимости изучения окружающего мира остался почти на рефлекторном уровне. Несколько лишь изменилась мотивация. Теперь человек изучает для рационального использования знаний об окружающем мире с целью получения максимальной выгоды.

В ряду наук, которые помогают человеку организовать свою деятельность, находится и экономика. Особенность термина «экономика»заключается в двойственности его значения.

Определение 1

Экономикой называют совокупность всех предприятий и производств определенной территории в их взаимодействии и с учетом всей системы общественно-экономических связей.

Другими словами, экономика – это синоним термину «хозяйство». Но употребляется данный термин и для обозначения отрасли науки.

Экономика – это отрасль науки, которая занимается изучением теоретических основ ведения хозяйственной деятельности, закономерностей производства, накопления, распределения и потребления произведенного продукта и формирует систему экономических категорий, понятий и теорий.

Как и любая наука, экономика (вернее – экономическая теория) имеет свою структуру. Еще в Древней Греции, где экономику называли искусством управления поместьем, выделяли в ее составе каталлактику и хремастику.

Каталлактикой называли искусство обмена товарами (то есть – искусство торговли).

Хремастикой называли искусство накопления денег и имущества.

В настоящее время в экономике выделяют направления, которые занимаются исследованием следующих процессов: производства, распределения, обмена, потребления. В ХІХ веке швейцарский экономист Л. Вальрас выделил в структуре экономической науки следующие разделы:

  • чистая экономика;
  • прикладная экономика;
  • социальная экономика.

Согласно его взглядам, чистая экономика изучала вопросы меновой ценности. Прикладная экономика должна была изучать общественное производство с очки зрения разделения труда. Вопросы распределения произведенных благ должны были находиться в ведении социальной экономики.

В настоящее время большинство ученых выделяют в системе экономической науки (экономической теории) такие структурные компоненты:

  • методологию экономической науки;
  • микроэкономику;
  • макроэкономику;
  • экономику мирового хозяйства или мегаэкономику;
  • эконометрику;
  • теорию игр.

Замечание 1

Методологией экономической науки называют учение о разнообразии способов (методов) научного познания экономических процессов и общественно-экономических отношений и их оптимальном сочетании на практике.

Микроэкономика

Микроэкономикой называют раздел экономической теории, который изучает деятельность отдельных субъектов хозяйствования в процессе производства, распределения и потребления экономических благ и исследует отдельные виды рынков.

Поэтому микроэкономика рассматривает проблемы потребителей (выбор благ) и проблему выбора производителей (что производить и как). Кроме этого микроэкономика исследует структуру рынка и вопросы рыночного равновесия. Эти исследования объясняют механизм образования цены и ее динамику.

Также микроэкономика рассматривает вопросы внешних эффектов производственной деятельности. Важное место в микроэкономических исследованиях занимает изучение существования общественных экономических благ. Ведь в некоторых случаях они могут послужить причиной неэффективности экономической системы.

Макроэкономика

Макроэкономикой называют отрасль экономической теории, которая изучает совокупность экономических явлений и функционирование хозяйства как целостной экономической системы с учетом общественно-политической ситуации.

В сфере компетенции макроэкономики находятся такие вопросы, как:

  • экономический рост;
  • цикличный характер развития экономики;
  • явление безработицы;
  • причины и последствия инфляционных процессов;
  • роль денег и денежное обращение;
  • формирование государственного бюджета;
  • формирование государственного торгового баланса.

Ответы на все эти вопросы помогают в формировании государственной экономической политики. Благодаря макроэкономике удается рассматривать все процессы в комплексе. Ведь все предприятия и организации государства связаны между собой в единый хозяйственный комплекс.

Экономика мирового хозяйства (мегаэкономика)

Экономикой мирового хозяйства (мегаэкономикой или международной экономикой) называют раздел экономической науки, который изучает закономерности экономических процессов в мировом масштабе.

Данные этой отрасли науки помогают формировать внешнюю и международную политику государств и межгосударственных объединений. Мегаэкономические исследования позволяют прогнозировать мировые экономические и общественно-политические тенденции. Благодаря этой отрасли науки стало возможным совершенствовать и регулировать мировые интеграционные процессы.

Замечание 2

Некоторые учены выделяют отдельно как отрасли экономики эконометрику и теорию игр. Другие ученые относят их к разделу экономических методов или как составляющую мегаэкономики.

Эконометрика – это наука, которая с помощью математических методов и статистических данных изучает качество и количество экономических взаимосвязей.

Теория игр – это математический метод изучения применения оптимальной стратегии в игре.

Эти две составляющие позволяют оценить происходящие в экономике процессы и выработать правильное решение. При этом следует учитывать возможные количественные и качественные потери. А теория игр дает положительные результаты в выработке экономической стратегии на рынке. Ведь любая деятельность субъекта хозяйствования на рынке сопоставима с игрой. Вопрос только в ставках. А ведь проблема получения максимальной выгоды является одним из основных вопросов экономической теории.

Экономика как базовая фундаментальная науч­ная дисциплина

Предмет экономической науки. Основные школы и направления

Стало общепризнанным, что здоровье - категория не только социальная, но и экономическая, несмотря на то что не относится к товарно-денежным категориям и не представляет собой товар, продаваемый и приобретаемый на рынке. Вместе с тем на сохранение, укрепление, восстановление здоровья государству приходится тратить огромные ресурсы. Здоровье, таким образом, обладает стоимостью, что позволяет рассматривать его в опосредованной форме как категорию экономическую.

Меняется отношение и к системе здравоохранения, которую традиционно относят к непроизводственным отраслям, к сфере услуг нематериального характера. На самом деле в системе охраны здоровья населения наряду с профессионально-этическими все больше стали проявляться товарно-денежные отношения. Сегодня не вызывает отторжение то, что медицинская услуга, как и любой товар, имеет стоимость, денежным выражением которой является цена. В этом смысле здравоохранение можно называть отраслью сохранения и производства здоровья, в которой используется большой арсенал как медицинских, так и экономических методов и средств.

С учетом сказанного закономерно встают следующие вопросы:

Стоимостная оценка здоровья как важнейшей составляющей национального богатства и фактора экономического роста государства;

Цена отдельной медицинской услуги и стоимость медицинской помощи в целом;

Оценка ресурсного потенциала здравоохранения и поиск новых источников его формирования;

Оценка эффективности функционирования здравоохранения в условиях рыночных отношений;

Оценка экономического ущерба от заболеваемости, инвалидизации и преждевременной смертности.

Ответы на эти и другие вопросы дает наука экономика здравоохранения.

Экономика здравоохранения - отраслевая экономическая наука, которая исследует действие объективных экономических законов, влияющих на удовлетворение потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья.

Организации здравоохранения в рамках законодательства осуществляют экономическую деятельность - производство и реализацию медицинских товаров и услуг, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, используя при этом различные финансовые, материальные, трудовые, информационные и другие ресурсы.

Данные основные моменты и понятие непосредственно изучаются в ходе дисциплины «Экономика здравоохранения» – 4 курс, в разделе дисциплины «ОЗЗ, экономика здравоохранения».

Наша с вами задача в курсе дисциплины «Основы экономики здравоохранения» – изучить вводный курс, изучить базовые экономические категории и понятия, уметь их применять к экономическим проблемам здравоохранения, с целью особенностей его функционирования в условиях рыночной экономики.

Так как экономика здравоохранения представляет собой ветвь экономической науки, ее сущность и содержание следует определить, отталкиваясь от общего понятия «экономика».

Этимология слова «экономика» происходит от слов «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука о домашнем хозяйстве. Проблемы экономики, которые были актуальными во все времена, всегда привлекали внимание не только ученых, но и просто образованных людей. Это объясняется тем, что изучение экономических проблем представляет собой реализацию объективной необходимости познания мотивов действий людей в хозяйственной деятельности во все времена.

Изучение любой науки предпочтительно начинать с определения ее предмета. Только зная, что именно подлежит изучению, можно систематически и глубоко познать само явление и на практике использовать познанное. В этом важнейшее методологическое значение определения изучаемого предмета. Предметом называется тот круг явлений, законов и процессов, который она изучает.

Экономика, как и любая учебная дисциплина, имеет свой предмет изучения.

Во-первых, экономика – это хозяйственная система , обеспечи­вающая удовлетворение потребностей людей и общества в целом созданием необходимых благ (экономика отрасли, региональная экономика (района, края, области, страны), мировая экономика).

Во-вторых, экономика – это совокупность экономических (производственных) отношений между людьми, складываю­щихся в процессе производства, распределения, обмена и по­требления материальных благ и услуг.

В-третьих, экономика – это наука о выборе наиболее эф­фективных (рациональных) способов удовлетворения безгра­ничных потребностей людей ограниченными экономическими ресурсами.

Существуют и другие определения предмета экономики, но общепризнанным в последние годы считается следую­щее.

Экономика – это наука, изучающая то, как люди совершают выбор среди ограниченных экономических ресурсов, которые могут быть использованы ими альтернативно для производства различных товаров и услуг с их последующим распределением и потреблением.

Экономическая наука изучает все формы поведения человека в его борьбе против редкости материальных благ. Управление редкими ресурсами не сводится только лишь к обмену, оно также включает в себя и использование мер общественного или личного принуждения, осуществляемого обычно государством. Кроме того, нельзя забывать о дарении, то есть о безвозмездной передаче продуктов или денег. Во время использования редких ресурсов экономические субъекты стремятся не только удовлетворить свои потребности, но и изменить свои собственные пристрастия, тем самым влияя на свое поведение, в том числе и экономическое.

Экономическая наука изучает отношения между установками человеческой деятельности и используемые при этом средства. Однако сама наука является нейтральной по отношению к этим установкам. Следует отметить, что эти установки многообразны и многочисленны по своим мотивациям. Экономическая наука не объясняет и не оценивает их, она лишь показывает их суть и то, каким образом цели подчиняют себе экономическую деятельность.

Экономика как наука выполняет ряд функций: методологическую, научно-познава­тельную, критическую и практическую функции.

Методологическая функция. Многие ученые-экономисты утверждают, что экономическая теория представляет собой не только учение, но и метод. Экономическая наука в методоло­гическом плане учит, что надо делать и чего делать не следует, помогает нам понимать окружающую хозяйственную жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред других; учит новым способам познания экономических явлений, позволяет предви­деть некоторые последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция экономики состоит в том, чтобы всесторонне изучать экономические процессы и явления производственной деятельности хозяйства, процессы произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, без которых существование человеческого общест­ва невозможно. На основе теоретических обобщений реальных факторов хозяйственной жизни научно-познавательная функ­ция экономики позволяет открыть законы, по которым разви­вается человеческое общество.

Критическая функция состоит в том, чтобы дать объектив­ную критическую или позитивную оценку экономическим яв­лениям и процессам различных форм хозяйствования. В реаль­ной жизни мы имеем дело с самыми различными формами хозяйствования, одни из них более эффективны, другие менее эффективны, а третьи убыточны.

Практическая (рекомендательная), или прикладная, функ­ция состоит в том, что на основании позитивной оценки эконо­мических явлений и процессов экономика дает рекомендации руководителям государства, фирмы, любому другому хозяйст­вующему субъекту в своих конкретных делах руководствовать­ся ее принципами и методами рационального хозяйствования. Эта функция тесно связана с экономической политикой госу­дарства, она разрабатывает социально-экономические прог­раммы страны, составляет научные прогнозы развития тех или иных процессов в экономике.

Исходя из всего вышесказанного, можно четко определить цель экономической науки , которая заключается в решении проблемы по удовлетворению безграничных человеческих потребностей при ограниченных ресурсах. Цель позволяет определить и основной круг решаемых наукой задач , к которым можно отнести следующие:

    описание существующих во времени и пространстве методов управления редкими ресурсами;

    систематизация полученных результатов и накопление опыта;

    разработка концепций, поиск причин и следствия экономических явлений;

    раскрытие общих устойчивых связей, устанавливающихся во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов;

    определение направлений экономической политики, которая должна быть гармонично связана с политическими и социальными целями;

    разработка правил оптимального использования экономических ресурсов и способов достижения общественного благосостояния.

Важно подчеркнуть тот факт, что основной задачей экономической науки является не просто описание экономических явлений и процессов или разработка концепций, а выявление взаимосвязей и взаимообусловленностей системы экономических явлений, процессов и законов.

Структура экономической науки состоит из следующих разделов:

Микроэкономика занимается изучением относительно мелкомасштабных экономических процессов, субъектов, явлений, касающихся в основном предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственной деятельности и экономических отношений между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Микроэкономика – особый раздел экономической науки, изучающий экономические отношение между хозяйствующи­ми субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику.

К хозяйствующим субъектам микроэкономики от­носятся потребители, работники, владельцы капитала, пред­приятия (фирмы), домашние хозяйства, предприниматели. В центре внимания микроэкономики – производители и по­требители, принимающие решения по поводу объемов произ­водства, продаж, покупок, потребления, цен, затрат и прибыли.

Микроэкономика объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему инвестируются в развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, как по­требители принимают решение о покупке товара и как на их выбор влияют изменения цен и их доходов и др. Микроэконо­мика изучает рыночное поведение субъектов, отношения меж­ду ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между производителями, потребителями и государством.

Микроэкономика как метод экономического анализа бази­руется на оценках и исследованиях поведения индивидуаль­ных единиц хозяйственного процесса – предпринимателей; всякая индивидуальная единица принимается за свободную и изолированную.

Макроэкономика занимается изучением крупномасштабных экономических явлений и процессов, относящихся к экономике страны, ее хозяйству в целом. Объектом изучения являются сводные обобщающие показатели по всему хозяйству: национальное богатство, валовой национальный продукт, национальный доход, государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении.

Макроэкономика (национальная экономика) – раздел экономической науки, изучающий экономические процессы и явления, охватывающие национальное хозяйство, как еди­ную систему, в которой органически соединяются все звенья материального и нематериального производства.

Основные проблемы макроэкономики – инфляция, безра­ботица, экономический рост, валовой национальный продукт, валовой внутренний продукт, национальный доход, уровень и качество жизни населения, занятость, деньги, процентные ставки, инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы го­сударственного регулирования и т.д.

Макроэкономика как метод экономического анализа основана на оценке макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, располагаемый доход и др.

Эти два раздела в структуре экономической науки являются основными, однако дополнительно можно выделить еще два:

Мезоэкономика – раздел экономической науки, занимающийся изучением функционирования определенных подсистем национальной экономики и отраслей народного хозяйства.

Мезоэкономика изучает экономические явления и процес­сы, охватывающие все промежуточные системы или отрасли народного хозяйства (АПК, ВПК, экономику здравоохранения, экономику торговли, т.е. экономику отдельных отраслей и сфер народного хозяйства).

Мировая экономика – раздел экономической науки, изучающий поведение мировой экономики и мирового хозяйства в целом.

Мировая экономика это сумма всех национальных эконо­мик, связанных международным разделением труда, мировым рынком, системой межгосударственных хозяйственных связей.

При изучении экономической теории необходимо четко различать:

Сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность и происходят позитивные или негативные экономические процессы.

Объект исследования – экономические процессы и явления, происходящие в той или иной экономической среде.

Субъект исследования – экономические агенты.

Предмет исследования – жизнедеятельность экономических агентов, а также их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

Итак, экономические процессы и явления в любом обществе управляются экономическими законами, которые являются объектом (исследования) изучения экономики.

Экономические законы – наиболее существенные, устойчивые и постоянно повторяющиеся объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи в эконо­мических процессах и явлениях.

Они носят объективный харак­тер, действуют независимо от воли и сознания людей, историчны. Так, законы рынка: закон стоимости, закон спроса, закон предло­жения, закон конкуренции – существуют независимо оттого, зна­ют о них участники рынка или нет. Чем глубже люди познают ха­рактер действия экономических законов, тем эффективнее могут их использовать в хозяйственной деятельности.

Экономические законы условно можно разделить на общие и специфические.

Общие экономические законы действуют во всех социально-экономических системах (формациях), например, закон соответ­ствия производственных отношений характеру и уровню разви­тия производительных сил, закон роста производительности труда, закон экономии времени, законы расширенного воспроиз­водства, закон стоимости, закон спроса и предложения.

Специфические законы действуют в одной общественно-экономической системе. Такими законами являются закон при­бавочной стоимости, всеобщий закон капиталистического на­копления, основной экономический закон социализма, закон распределения по труду, Федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об акционерных обществах», «О го­сударственной поддержке малого предпринимательства в Рос­сийской Федерации» и др.

Примеры таких категорий: стоимость, цена, труд, деньги, собственность, товар и т.д. Экономические категории объективны и истинны, поскольку являются науч­ными абстракциями, отражающими действительно существую­щие хозяйственные экономические связи.

Экономические (производственные) отношения – это от­ношения между людьми, складывающиеся в процессе общест­венного производства, распределения, обмена и потребления жизненно важных благ.

Исследуя экономические процессы и явления общества, экономика использует определенную совокупность методов по­знания.

Метод научной абстракции выделяет главное в объекте исследования при отвлечении (абстрагировании) от несуществен­ного, случайного, временного, непостоянного. Результат науч­ной абстракции – выработка новых научных категорий (по­нятий), выражающих существенные стороны исследуемых объектов, а также выявление экономических закономерностей.

Исторический метод. Экономические явления и процессы изучаются в той последовательности, в какой они возникли в самой жизни, развивались, совершенствовались и какими ста­ли в настоящее время.

Логический метод позволяет правильно применять законы мыслительной деятельности, обосновывающие правила перехо­да от одних суждений к другим и делать обоснованные выводы, глубже понимать причинно-следственные связи, складываю­щиеся между процессами и явлениями реальной экономиче­ской жизни.

Метод анализа и синтеза. Анализ – это метод позна­ния, предполагающий разделение целого на отдельные со­ставные части и изучение каждой из этих частей, например анализ показателя себестоимости по элементам затрат (сырье, зарплата, энергоресурсы и т.д.). Синтез – это метод позна­ния, основанный на соединении отдельных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое, например определение показателя себестоимости продукции (как сумма всех затрат).

Метод индукции и дедукции. Индукция – это движение ис­следования от отдельных, частных факторов к общим выводам, обобщениям. Исследование начинается с изучения фактов. Ана­лизируя, систематизируя, обобщая факты, исследователь прихо­дит к выводу, фиксирующему наличие определенных зависимо­стей между экономическими явлениями. Дедукция – это выдвижение гипотез и последующая их проверка на фактах. Гипо­теза – предположение о существовании определенной зави­симости между экономическими явлениями и процессами, она обычно рождается на основе каких-то несистематических наблю­дений, практического опыта, интуиции, логических рассуждений.

Экономико-математическое моделирование с примене­нием компьютерных технологий способствует построению экономических моделей, отражает главные экономические по­казатели исследуемых объектов и взаимосвязи между ними. Такие модели позволяют выявить особенности и закономерно­сти экономических явлений и процессов.

Графический метод отражает экономические процессы и явления с помощью различных схем, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.

Экономические эксперименты – это искусственное соз­дание экономических процессов и явлений в определенных условиях, приближенных к хозяйственной деятельности, с целью их изучения и дальнейшего практического применения.

Экономическая мысль возникла в глубокой древности, про­шла длительный и сложный путь становления и развития. Вна­чале экономические знания формировались как отдельные эле­менты отдельной науки. Самостоятельное развитие экономика начала в эпоху зарождения капитализма. Ученые-экономисты различают множество этапов и направлений в этом развитии.

Остановимся на некоторых вехах развития экономической тео­рии.

История экономической науки прошла длительный путь своей эволюции от истоков экономической мысли Древней Греции (Ксенофонт, Платон, Аристотель), Древнего Рима (Катон старший, Гракхи Тиберийдо современных экономических школ). Известно, что в качестве систематизированного знания, экономическая теория как наука сформировалась еще в XV-XVI столетиях. Первой политэкономической школой в истории экономической мысли была школа меркантилистов (от итальянского mercante – торговец, купец). Представители этой школы (XVI – нач. XVIII вв.) отождествляли богатство общества с реальными деньгами – золотом и считали, что накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти, источник богатства они видели в торговле, в сфере обращения. Поэтому меркантилисты в практических рекомендациях исходили из того, что страна должна больше вывозить товаров, но меньше ввозить. А для того чтобы вывозить больше товаров, следует поощрять их экспорт и производство.

Второй экономической школой (XVII-XVIII вв.) была школа физиократов (физиократизм – власть природы). Основателем физиократического учения был французский ученый Франсуа Кенэ (1694-1774 гг.). В отличие от меркантилистов физиократы считали богатством общества не деньги, а продукцию земледелия, а его источником не торговлю, а сельскохозяйственное производство. Разницу между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для ее производства в течение года, Кенэ называл земельной рентой в натуральной форме, или чистым продуктом. Отсюда единственным «производительным классом» Кенэ считал класс земледельцев

Следующей в истории экономического учения была классическая школа. Она относится к числу наиболее зрелых направлений экономической мысли. Это направление возникло и расцвело еще в XVII-XVIII – начале XIX вв. Видными представителями классической экономической школы были Уильям Петти, Адам Смит (1723-1790 гг.), Давид Рикардо (1772-1823 гг.), Томас Мальтус (1766-1834 гг.) и Джон Стюарт Милль(1806-1873 гг.). Идеи классической школы не потеряли актуальность и в наше время. Развивая и углубляя идеи физиократов, представители английской политической экономии в качестве источника богатства общества рассматривали труд человека в сфере материального производства, а его результаты (произведенные товары) считали богатством нации. Всеобщую форму богатства они нашли в стоимости товаров. Экономическую науку они воспринимали как учение о богатстве и способах его увеличения. Не случайно фундаментальный труд А. Смита так и назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) Количество производимых товаров и объем их потребления зависят, по Смиту, от двух факторов: производительности труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный класс. Производительность труда определяется разделением труда и уровнем накопления капитала. Чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено. В основе цены при обмене, по А. Смиту, лежит так называемая стоимость, которая представляет собой количество труда, затраченного на производство товара. На этой основе А. Смит делает вывод о том, что «невидимая рука» рынка сама отрегулирует объем производства товара и процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. А. Смит развил трудовую теорию стоимости, создал учение о рынке, конкуренции. Он показал, что в условиях рынка люди руководствуются собственными интересами, преследуют свои личные цели, но направляемые «невидимой рукой», содействуют реализации интересов других людей и общества в целом.

Самостоятельным направлением политической экономии стало учение немецкого философа и экономиста Карла Маркса (1818-1883 гг.), которое было дополнено Фридрихом Энгельсом (1820-1895 гг.) и Владимиром Ильичем Лениным (1870-1924 гг.). Эта теория является составной частью (вместе с научным коммунизмом и марксистско-ленинской философией) марксизма – ленинизма. В своем экономическом учении К. Маркс развивает идею классической школы о том, что в основе цены товара лежит стоимость (меновая стоимость), которая определяется количеством воплощенного в нем труда. При этом К. Маркс уточняет, что затраты труда, определяющие величину стоимости товара, являются не индивидуальными, а общественно необходимыми, т.е. количественно равными средним затратам времени для производства единицы товара при данном уровне развития производства. По Марксу, созидателем стоимости выступает наемная рабочая сила. К. Маркс вводит и второго агента экономического процесса – собственника капитала – капиталиста. По натуральному содержанию капитал воплощается в производственных и вспомогательных зданиях, машинах, сырьевых материалах, с помощью чего наемные работники производят продукцию.

Одновременно с марксистско-ленинской политической экономией в XIX – начале XX вв. возникло и развилось неоклассическое направление экономической теории, основоположником которой считается глава «кембриджской школы» Альфред Маршалл (1842-1924 гг.). В научной работе «Принципы экономикс» («Principles of economics» 1890 г.) А. Маршалл разработал теорию рынка: проанализировал механизм рыночного ценообразования, взаимодействие спроса и предложения, влияние различных факторов на спрос и предложение, уровень рыночных цен.

Представители неоклассического направления сосредоточили свое внимание на проблеме удовлетворения потребностей людей. В то же время, опираясь на накопленные теоретические знания, они выдвигают и разрабатывают новые теории и концепции, одной из которых является маржинализм (от лат. маргинальный, анг. marginal – предельный). Маржинализм – теория, которая анализирует экономические явления с точки зрения поведения отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения. При этом приверженцы маржинализма руководствуются в своем творческом анализе субъективными оценками выгод и затрат, возникающих в процессе экономической деятельности. Они ввели в практику экономического анализа теорию предельных величин, которые вошли в арсенал современной экономической науки: теория предельной полезности, предельной производительности, предельных издержек фирмы, предельного дохода монополиста и др.

Видное место в развитии экономической теории занимает кейнсианство . Выдающийся английский ученый-экономист и государственный деятель Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) положил начало новому направлению в экономической теории, основанному на взглядах и позициях, существенно отличающихся от взглядов его предшественников. Ключевые положения своего учения Д. Кейнс изложил в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Последовательное применение учения Кейнса стало вызывать негативные явления: государственное регулирование требовало увеличения расходов бюджетных средств, а это вело к дефициту бюджета, росту государственного долга, инфляции, снижению экономических стимулов развития, замедлению темпов экономического роста. Поэтому в 50-60-е гг. многие постулаты кейнсианства были подвергнуты сомнению со стороны новых экономических школ и течений. Одной из них была чикагская школа, или монетаризм . Это такое течение экономической мысли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебаниях экономического роста. Задача государства в области управления экономикой ограничивается контролем над эмиссией денег и движением денежной массы, достижением сбалансированности государственного бюджета, установлением высокого кредитного банковского процента для обуздания инфляции. По мнению монетаристов, обеспечение экономики деньгами – прерогатива государства, которое, проводя соответствующую денежно-кредитную политику (увеличивая или сокращая массу денег в обращении), может воздействовать на экономическое состояние и развитие страны. Концепция современного монетаризма наиболее ярко выражена в работах профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912 г.). Поэтому это учение получило название «чикагская школа».

Читая эту главу, обратите внимание на следующие понятия:

потребности

блага и услуги

экономические блага

производство

факторы производства

продукт

производительность

разделение труда

закон убывающей отдачи

Экономическая наука изучает экономику. Но что же такое экономика? Слово это греческое по происхождению и состоит из двух частей: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон. Значит, экономика в буквальном смысле - это законы ведения домашнего хозяйства (вспомним однокоренное слово "экономить"). Но в наше время слово "экономика" имеет иной, более широкий смысл. Оно стало относиться к хозяйству не только одной семьи, но и общества в целом.

Потребности и редкость

Мы можем сказать, что экономическая наука изучает, каким образом общество и отдельные его члены "сводят концы с концами", распоряжаются имеющимися у них ресурсами: природными богатствами, способностями и энергией людей, техникой и знаниями для достижения своих целей. А главная из этих целей - выживание человека, семьи и всего общества. Для того, чтобы выжить, каждый человек должен удовлетворять свои основные потребности, т.е. есть, пить, спать, одеваться, иметь жилище и т.д.

Человек удовлетворяет свои потребности с помощью благ и услуг. Блага - это продукты питания, одежда, мебель, автомобили, книги и т.д. - предметы, удовлетворяющие ту или иную человеческую потребность. Парикмахеры, продавцы, мастера по ремонту обуви или телевизоров, музыканты оказывают своим клиентам услуги . Они не создают новых предметов, но их работа тоже приносит людям пользу и удовлетворяет их потребности.

На протяжении почти всей мировой истории удовлетворение этих потребностей на минимальном уровне, гарантирующем жизнь, было очень трудной задачей для большинства людей. Даже сейчас в некоторых странах Африки люди умирают от голода. Имеющихся ресурсов не хватает, чтобы накормить быстро растущее население. Но даже в самых благополучных странах потребности людей никогда не бывают полностью удовлетворены. Человек отличается от всех остальных живых существ тем, что его потребности в принципе безграничны. Сытый медведь не пойдет на охоту. Сытый, одетый, обутый, имеющий крышу над головой человек захочет:

Во-первых, удовлетворять свои основные потребности на более высоком уровне: есть вкусно, одеваться модно, иметь более удобное и просторное жилище.

Во-вторых, у него появляются новые потребности: в медицинском обслуживании, образовании, развлечениях и т.д. Человеку захочется иметь автомашину, телевизор, собственный дом. Наши потребности, как правило, всегда опережают наши возможности, поэтому большинство благ и услуг являются редкими, или ограниченными, - мы не можем свободно получить их в том количестве, в каком захотим. Есть и исключения: например, воздух, которым мы дышим, вода - там, где ее много, например, на берегу большой реки или озера. Такие блага нельзя назвать редкими. Но экономическая наука занимается только редкими благами и услугами (они называются также экономическими). Правда, граница между экономическими и неэкономическими благами и услугами подвижна. Для людей, живущих в пустыне, питьевая вода является экономическим благом, для тех, кто живет рядом с химическим комбинатом или на улице с сильным автомобильным движением, экономическим благом может стать и чистый воздух. (Чтобы приобрести его, придется, например, снять дачу в другом районе.) Когда все удобные для сельскохозяйственной обработки участки уже заняты, становится экономическим благом и земля.

И наоборот, если общество располагает обильными ресурсами, то может свободно и бесплатно предоставить каждому человеку определенный уровень образования или медицинского обслуживания. В этом случае они являются неэкономическими услугами для каждого гражданина в отдельности, но не для общества в целом, поскольку оно должно платить заработную плату врачам и учителям, содержать школы и больницы.

Производство. Производительность

Поскольку почти все блага являются редкими, т. е. не существуют в природе в готовом виде и в нужном количестве для удовлетворения наших потребностей, общество должно постоянно заниматься их производством. Производством называется процесс воздействия человека на природу с целью создания экономических благ или оказания услуг. Для осуществления производства необходимо, чтобы соединились природа, человек и техника. Экономисты называют эти три фактора производства немного иначе: земля, труд и капитал.

Земля нужна не только в сельском хозяйстве, на ней необходимо разместить фабричные здания и другие необходимые постройки. Кроме того, экономисты относят к этому фактору все необходимые для производства природные ресурсы, воду, воздух и тот природный материал, который подвергается переработке (его называют также сырьем). Труд включает всех работников, в том числе инженеров и служащих. Под капиталом (или средствами производства) понимаются такие производственные ресурсы, как здания, сооружения, станки, машины и пр., - все блага, которые произведены ради производства.

Результат производства называется продуктом . Для изготовления продукта, собственно, и затевается производство. Однако и каждому производителю, и обществу в целом далеко не все равно, какой ценой получен продукт, каких затрат стоит его изготовление. Наилучший способ производства - тот, при котором данный продукт можно произвести с наименьшими затратами. Поэтому важно использовать более производительные ресурсы, дающие более высокую отдачу. Так, производительность труда работника измеряется количеством продукта, которое он производит в единицу времени. Опытный слесарь делает за час пять деталей, а новичок на том же станке - только одну. Это значит, что производительность труда опытного рабочего в пять раз выше. Производительность капитала, например станка, можно измерить выпуском продукта в расчете на единицу его мощности (одну лошадиную силу). Предположим, что тот же опытный слесарь, перейдя со старого станка на современный, в два раза более мощный, сможет изготовить не пять, а 20 деталей в час. Это значит, что производительность нового станка (с учетом разницы в мощности) в два раза выше, чем старого. Производительность земельных участков в земледелии измеряется их урожайностью - например, центнерами пшеницы, собранной с одного гектара.

Чем выше производительность труда, капитала, земли, тем меньше часов труда, киловатт-часов электроэнергии, гектаров земли и других ресурсов потребуется затратить для производства данного продукта.

Разделение труда

Каждая семья в принципе может производить все необходимое своими силами: выращивать хлеб и скот, делать весь необходимый инвентарь, шить одежду из своего льна, развлекать себя собственным пением и т.д. Такой вид хозяйства, когда семья производит все, что ей нужно, своими силами и не зависит от других людей, называется натуральным хозяйством. Полностью натуральным может быть разве что хозяйство Робинзона Крузо на необитаемом острове. Однако в очень близких к натуральному хозяйству условиях жили крестьяне средневековой Европы, Индии, Китая.

Конечно, делать все необходимое самому очень неудобно. Во-первых, ограничено время. Во-вторых, у всех людей разные способности и склонности. Например, жителям деревни было бы лучше, если бы изготовлением сельскохозяйственных орудий занимался один человек - кузнец, а стадо пас другой - пастух. Тогда другие жители могли бы не тратить на это время, а занялись бы выращиванием хлеба, овощей и иными делами, которые получаются у них лучше всего. Такая организация производства, при которой каждый специализируется на производстве какого-то одного продукта, называется разделением труда . Более умелый и опытный в своем деле работник-профессионал тратит на производство одного изделия гораздо меньше времени и сил, чем тот, кто занимается многими делами, но от случая к случаю. Пример успешной специализации - хорошо известная компания "Макдональдс". В отличие от обычных ресторанов с обширным меню рестораны "Макдональдс" специализируются на изготовлении немногих блюд. При этом каждый работник отвечает за изготовление только одного блюда. В результате типичный обед в "Макдональдсе": котлета (гамбургер), жареная картошка и коктейль - может быть приготовлен за 50 секунд! В США услугами "Макдональдсов" ежедневно пользуется 14 млн. тех, кто хочет поесть быстро и сравнительно дешево. Экономисты говорят, что у специалиста выше производительность труда.

Разделение труда и специализация могут быть не только между работниками одной фирмы, крестьянами одной деревни или ремесленниками одного города. Оно существует и между деревнями, и между городами, и между странами. Прежде всего это бывает вызвано различными природными условиями. Например, в России хорошо растет картофель, а в Узбекистане можно собрать хороший урожай винограда:

При натуральном хозяйстве оба государства затрачивали бы массу сил и времени, других ресурсов на то, что у них плохо получается (какие-то сорта винограда можно выращивать и в средней России, и даже за Полярным кругом, если построить там теплицы и расходовать очень много топлива для их обогрева). Специализация позволяет им экономить все это и добиваться высокой производительности труда. Часто специализация того или иного района основана на имеющихся у жителей трудовых навыках - например, с давних пор славятся тульские оружейники и другие мастера по обработке металла.

Возрастающая и убывающая отдача

Экономистов всегда интересовало, как производительность ресурсов связана с их количеством. Как правило, при добавлении дополнительных единиц факторов производства объем выпускаемой продукции растет. Но что происходит в это время с производительностью?

Рассмотрим такой пример. Допустим фермер, работая в одиночку, может сложить в день одну копну сена. Сделать это не так-то просто: надо накосить сено, сгрести его в одну кучу, сложить в копну, погрузить на тележку, привезти в амбар и разместить там наилучшим способом. Предположим, наш фермер нанимает работника и вдвоем им удается сделать три копны за день - производительность труда увеличилась до полутора копен в день. Дело не в том, что новый работник сильнее или опытнее первого. Просто вдвоем они могут разделить операции между собой, а, как мы знаем, разделение труда повышает производительность.

Далее предположим, что, наняв второго работника, фермеру удается увеличить дневную выработку до шести единиц - производительность труда возросла до двух копен в день. До сих пор наш фермер имеет дело с возрастающей отдачей. Но, наняв третьего работника, фермер получил прирост выработки, равный двум копнам, четвертого - одной копне, пятого - полкопны. Производительность труда снижается! Это означает, что производство вступило в стадию убывающей отдачи. Дело в том, что слишком много работников не могут одновременно выполнять работу и начинают просто мешать друг другу, если количество других факторов производства (капитала, земли) ограничено.

Такое, разумеется, бывает при увеличении не только числа работников, но и других применяемых факторов производства. Так, в нашем случае фермер может бороться с убывающей отдачей труда, увеличивая вместе с численностью работников количество тележек и других инструментов. Но рано или поздно он столкнется с тем фактом, что площадь его земельного участка ограничена, и большому количеству тележек там просто не развернуться. Поэтому, начиная с некоторого объема производства, производительность или отдача ресурса падает. Это явление получило название закона убывающей отдачи.

A. Экономическая наука изучает, каким образом общество и его члены распоряжаются имеющимися у них ресурсами для удовлетворения своих потребностей

Б. Ресурсы, как правило, ограниченны, потребности же людей безграничны. Поэтому большинство благ и услуг являются редкими (экономическими).

B. Для удовлетворения своих потребностей общество и его члены должны заниматься производством. Для этого необходимо соединение трех факторов производства: земли (природных ресурсов), труда (людских ресурсов) и капитала. При этом люди стремятся, чтобы факторы производства использовались с наибольшей производительностью.

Г. Рациональная организация производства благ и услуг основана на разделении труда - специализации каждого работника на производстве какого-то одного продукта, которое ведет к увеличению производительности труда, а значит, позволяет каждому человеку и обществу в целом лучше удовлетворять свои потребности.

Д. При увеличении производства производительность факторов производства вначале растет, а затем начинает падать, так как действует закон убывающей отдачи.

Похожие статьи