Дистанционное обучение: плюсы и минусы, преимущества и недостатки. Дистанционное образование: плюсы и минусы Дистанционное высшее образование плюсы и минусы

Дистанционное образование — это обучение с помощью интернет-технологий. Для учёбы вам нужен ноутбук и скоростной интернет. Вы получаете доступ к учебному сайту и материалам в электронном формате: учебникам, презентациям, диаграммам. Удалённые студенты изучают теорию по онлайн-семинарам, аудио- или текстовым лекциям. Экзамены сдаёте в режиме онлайн в виде тестов, лабораторных работ и рефератов. Вопросы преподавателю можно задать через скайп, группу в соцсети или другие программы. Дистанционным студентам придётся один раз приехать в университет, чтобы сдать госэкзамены и защитить диплом.

Преимущества дистанционного образования

Выбираете время для учёбы. С дистанционным обучением вы не рискуете опоздать к первой паре и пропустить важную информацию. Все лекции сохраняются в виде текста или в записи, их можно пересмотреть или перечитать, вернуться к трудному материалу перед экзаменом.

Меньше платите. Дистанционное образование стоит меньше, чем дневное, потому что вузу не нужно снимать аудитории для удалённых студентов и нанимать большой штат преподавателей. Кроме этого, вы не тратитесь на ежедневный проезд в автобусе, булочки в столовой и съёмную квартиру.

Совмещаете работу и учёбу. Интернет-образование подходит тем, кто хочет получить второе высшее без отрыва от работы или трудится, чтобы оплатить контракт. Благодаря гибкому графику учёбы вы можете заниматься в удобное время: например, по вечерам и в выходные дни.

Свободно переезжаете. Благодаря интернет-образованию вы учитесь где угодно, где есть компьютер и интернет: дома, в офисе, на даче или в кафе. Вы можете уехать в командировку во Владивосток или переехать на Бали, и это не сорвёт учебный процесс.

Учитесь с комфортом. Удалённым студентам не нужно вставать рано утром, трястись в маршрутке и голодать на лекциях. Вы меньше нервничаете, сдавая экзамены перед своим компьютером, без присмотра преподавателя.

Получаете учебные материалы. После регистрации на учебном сайте вам дают доступ к библиотеке университета или отправляют на почту нужные материалы. Поэтому вам не придётся дополнительно покупать учебники или методички.

Не прерываете учёбу из-за болезни. С температурой и кашлем трудно ходить на лекции. Другое дело, если занятия проходят у вас дома, и можно одновременно слушать преподавателя и пить чай с мёдом. Интернет-обучение — оптимальный способ для людей со слабым здоровьем и ограниченными возможностями получить высшее образование.

Недостатки интернет-обучения

Мало личного общения. С удалёнными одногруппниками не получится повеселиться на паре, сходить вместе в столовую или дружно прогулять лекцию. Если вы любите общаться и уже представляете себе студенческие тусовки, интернет-образование вам не понравится.

Понадобится самодисциплина. Удалённых студентов почти не контролируют преподаватели. Поэтому вам придётся самостоятельно бороться с ленью, развивать усидчивость и самоконтроль, чтобы вовремя пройти теорию и подготовить реферат.

Нужны компьютер и интернет. Если у вас интернет с низкой скоростью, будет трудно участвовать в онлайн-семинарах и смотреть видео-лекции. Кроме этого, для занятий нужен компьютер средней мощности.

Не все профессии доступны. Удалённо можно выучиться на переводчика или веб-дизайнера. Но дистанционно не выполнишь операцию и не проведёшь опыт в лаборатории. Поэтому интернет-образование не подходит тем, кто мечтает стать врачом, химиком и или физиком-атомщиков.

Чтобы вам было легче принять решение, соберём в таблицу плюсы и минусы дистанционного обучения.

Где можно учиться дистанционно

Дистанционное образование — это удачное решение, если вам неудобно посещать университет, в планах получить второе высшее образование или повысить квалификацию. Вы можете найти подходящую программу по удалённому обучения на следующих проектах.

Получение образования – один из важных этапов жизни человека, помогающий ему не только всесторонне развиваться, но и выбрать определенную узкую специализацию, наиболее приходящуюся по нраву, чтобы в дальнейшем, применяя опыт, зарабатывать деньги.

Но как бы это ни было важно для человека, на этом этапе не обойтись без трудностей. Многие сталкиваются с такими проблемами, как нехватка денег, времени и отсутствие приличных учебных заведений, где можно было бы получить качественное образование. Последнее связано с тем, что наибольшая часть населения сосредоточена в европейской части России, а это Москва и Санкт-Петербург – две главных столицы, в университетах которых работают высококвалифицированные преподаватели, дающие реальные знания и базу, которые можно применить в дальнейшем. Но, например, люди, проживающие в Ямало-Ненецком Автономном округе, просто не имеют возможности приехать в эти или другие крупные города России. Что им делать, если они жаждут получить хорошие знания? А если еще прибавляется плохое материальное обеспечение и абсолютное отсутствие свободного времени?

В таком случае многие выбирают дистанционное образование. Дистанционное образование представляет собой получение образования на расстоянии. Этот способ стал доступным благодаря развитию Интернет-сети. Теперь преподавателю и ученику не обязательно очно контактировать друг с другом, ведь эту необходимость заменяет Интернет-связь.

Тем, кто заинтересован в получении такого образования, наверняка интересно узнать его преимущества и недостатки.

Плюсы дистанционного обучения

Во-первых, как уже было сказано, дистанционное обучение – это хороший способ получения образования при ограниченных финансах . Сравнивая привычную очную форму обучения и дистанционную, при выборе последней вы экономите достаточно круглую сумму.

Во-вторых, такой способ обучения позволяет вам заниматься в любое время, когда вам это удобно, ведь все материалы в определенное время высылаются вам на почту или выкладываются на сайте, а когда их проходить и практиковать свои знания вы решаете уже сами. Это очень удобно, особенно при наличии основной работы.

В-третьих, вы самостоятельно выбираете место обучения : будь то кафе, работа, парк или просто дом.

Также к плюсам дистанционного обучения можно отнести то, что это дает реальные знания . Обозревая традиционную в России систему обучения, становится ясно, что человек не получит хорошего образования, если он сам этого не захочет. Переходя на тему дистанционного обучения, стоит отметить, что теперь ему самому надо проходить материал, а, как известно, при самостоятельном изучении и поиске необходимой информации вещи, которые надо выучить, сами укладываются в голове, что дает несравнимое преимущество.

Кроме того, у обучающегося никогда не возникнет проблем с недостаточным количеством материала, справочников и учебников, ведь все необходимое он получает в Интернете. Из этого вытекает следующее преимущество – для того чтобы проконсультироваться с тьютором, необязательно назначать очную встречу, ведь все необходимое можно узнать, просто написав ему на электронную почту.

Зачеты и экзамены, проводимые в ВУЗах, заставляют волноваться, ведь принимать их будет строгий преподаватель, которому можно еще и не с первого раза сдать. При обучении на расстоянии эта проблема уходит в прошлое, потому как для того, чтобы педагог понял, усвоили ли вы тему, вам просто нужно пройти онлайн-тест в спокойной домашней обстановке. Разве это не явное преимущество?

И, наконец, преподавателям всегда трудно оценить способности каждого студента в группе, но при дистанционном образовании у него есть все возможности «выжать» из вас максимум, приняв во внимание ваши качества.

Минусы дистанционного обучения

После таких преимуществ недостатки могут показаться несущественными, однако они все же присущи такой форме получения образования.

Например, то же заочное общение преподавателя и студента может совершенно по-другому повлиять на запоминание необходимой информации. В процессе жестикуляций педагога, показа его эмоций и действий мозг обучающегося лучше запоминает предлагающуюся информацию. При дистанционном обучении придется приложить больше усилий для усвоения.

Также такое обучение не подойдет ленивым людям , ведь человек должен обладать самодисциплиной, чтобы после работы сесть за компьютер, учиться и выполнять тестовые задания.

Кроме того, людям, которые прекрасно излагают свои мысли вслух, дистанционная форма обучения может не только не помочь, но и наоборот – усугубить ситуацию, ведь в основном все экзамены проходят в письменной форме. При этом преподаватель не может оценить самостоятельной умственной деятельности человека.

Еще один существенный недостаток – это недостаток научных кадров , которые могли бы развивать такую систему, совершенствовать ее, ведь в большинстве своем россияне придерживаются традиционных методов обучения, соответственно, получение образования на расстоянии развивается медленно, не давая в полной мере тех знаний, которые могли бы быть получены при очной форме обучения в институте.

Выводы

Таким образом, дистанционное обучение – это специфическое средство получения образования. Это не идеальный вариант абсолютно для всех людей, но многие могут вынести пользу из этого опыта на практике.

1. Технологичность обучения.

Используя современные технологии, сам процесс дистанционного образования становится более эффективным. Благодаря этому, визуальная информация становится динамичной и яркой. Сам процесс очень прост и практически не отличается от посещения Интернет-кафе или Интернет-магазина, чтобы, к примеру, купить детские игрушки или ходунки. Также навыки, приобретенные в ходе работы с современными высокотехничными приборами, могут пригодиться не только в повседневной жизни, но и на работе.

2. Доступность дистанционного образования.

Дистанционное обучение в настоящее время стало востребованным, многие специалисты хотят повысить свою квалификацию или переквалификацию, но у них нет возможности учиться на территории институтов, в связи с нехваткой свободного времени. Дистанционное образование очень хорошо справляется с задачей по повышению уровня образования специалистов, проживающих в дальних регионах страны, тогда как главные расположены в основном в центральных городах, в Москве, Санкт-Петербурге. Данный вид обуче? ?ия предоставляет возможность обучаться в лучших учебных заведениях во всем мире.

Квалифицированные преподаватели работают в различных учебных заведениях и любой желающий, при помощи имеет возможность проходить у них обучение. Дистанционное образование так же дает возможность обучаться одновременно в нескольких учебных заведениях. Данным видом образования удачно пользуются инвалиды. Ведь многие из людей с ограниченными возможностями передвигаются на инвалидных колясках.

3. Дистанционное образование обладает индивидуальным подходом.

Этот вид образования имеет гибкий и индивидуальный характер для получения знаний. Лицо, получающее подобное образование, может самостоятельно корректировать свое обучение, составлять удобный для себя график обучающих программ, расписание своих занятий, составлять список необходимых ему предметов. При такой форме обучения можно легко вернуться еще раз к пройденным урокам, пропустить определенные раздели и т.д. требует от учащегося самостоятельность, а это в свою очередь поможет получить навыки самообразования, ведь желание учиться проявляется у человека практически с младенчества, как только он покидает свою коляску. По опыту, люди, обучающиеся дистанционным методом, становятся более самостоятельными, ответственными и мобильными. Дистанционное обучение делает сам обучающий процесс творческим, что открывает новые возможности студента, позволяя ему по-новому само выразиться. Данные качества сейчас очень востребованы на рынке труда. Еще большую роль играет то, что обучение прохо? ?ит в привычной и максимально удобной для обучения обстановке. Данный показатель делает обучение более продуктивным.

Благодаря такой форме получения знаний, снижается нервное напряжение студента во время сдачи текущих экзаменов или зачетов. Ведь многие студенты испытывают страх перед преподавателями и не могут полностью продемонстрировать свои знания.

4. Документирование учебного процесса.

В любой момент, обучающийся может приостановить курс обучения и вернуться к нему, когда будет иметься возможность.

5. Дистанционное образование – получение образования инкогнито.

Подобный вид обучения позволяет получить образование инкогнито. Это имеет свои преимущества по различным причинам: положение, возраст, должность, стеснительность.

6. Цены на дистанционное образование.

Данный вид обучения стоит значительно ниже обычного. Поэтому и является оптимальным методом образования.

Отрицательные стороны дистанционного образования

Одной из самых негативных сторон дистанционного обучения считается недостаточность общения с педагогом, а также общения с другими студентами. Но благодаря современным достижениям в технике, эта проблема решается очень просто при помощи телефона, электронной почты, icq и других способах связи. Но вот те, кто учится, очень часто ощущают недостачу практических занятий.

Считается, что студент должен иметь большую мотивацию, для продуктивного обучения без преподавателя. С этим спорить тяжело. Но обычно, если человек принимает решение о дистанционном образовании, это уже взвешенное решение, обдуманное, ведь в этом случае человек сам оплачивает свое обучение.

Необходимо упомянуть о техническом вопросе. Не каждый желающий учиться дистанционно имеет возможность, необходимо иметь персональный компьютер и постоянный доступ к Интернет-ресурсам. Да и компьютерная грамотность нынешних педагогов не слишком высока. Слишком многие еще не готовы к дистанционному преподаванию.

Международная комиссия по вопросам образования, науки и культуры при ООН (ЮНЕСКО) провозгласила два основных принципа современного образования: "образование для всех" и "образование через всю жизнь". В правильности данного подхода к построению системы образования никто, конечно, не сомневается. Но с точки зрения сегодняшних российских реалий возникает ряд проблем.

Первая : проблема огромных территорий с неравномерной плотностью населения. И хотя население рассеяно по всей стране, в центральном регионе (особенно в Москве и Санкт-Петербурге) сосредоточено большинство учебных заведений высокого уровня и преподавателей высшей квалификации. А поездка для поступления в другой город часто является невозможной из-за высоких расходов. Существует еще потребность в повышении образования работающих в регионах людей, как правило, имеющих семьи, для которых переезд в другой город сопряжен со значительными проблемам.

Вторая : это проблема времени. Сегодня у большинства современных специалистов время расписано по минутам. И тем не менее, без новых знаний, без обучения в течение всей жизни никому не обойтись. И даже вечернее и воскресное образование данную проблему не решает.

Третья : проблема денег. Это в большей степени касается высшего образования и подготовки к нему. Конкурс на бесплатные места высок, а платное обучение далеко не всем по карману.

Помогает в решении всех вышеперечисленных проблем как раз дистанционное образование. Что же это такое? Ответ содержится уже в самом определении. Это обучение "на дистанции", т.е. на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно. Естественно, применяются новые технологии представления учебных материалов. Именно они и делают дистанционное образование дешевым и общедоступным, открывая возможности общения на больших расстояниях. Условием для развития дистанционного образования явились современные достижения в области технологий обучения, средств массовой информации и связи, быстрое развитие и широкое применение разнообразных технических средств. Это в первую очередь компьютерные и информационные технологии; спутниковые системы связи; учебное телевидение; массовое подключение к информационным системам; распространение компьютерных учебных программам, видеокассет с ними и т.д.

Выделяют три вида дистанционных технологий, применяемых в процессе обучения. Первый вид - кейс-технология на основе бумажных носителей. Это в первую очередь учебно-методические пособия, называемые рабочими тетрадями, которые сопровождаются тьютором. Тьютор поддерживает со студентами телефонную, почтовую и др. связь, а также может непосредственно встречаться со студентами в консультационных пунктах или учебных центрах. Вторая технология - телевизионно-спутниковая. Она очень дорогая и пока мало используется. Главный ее недостаток - слабая интерактивность, то есть обратная связь. И, наконец, третья технология - это интернет-обучение, или сетевая технология. Чаще всего в процессе дистанционного обучения используются все вышеназванные технологии в разных пропорциях.

Дистанционное образование начало интенсивно развиваться в Европе и США еще в начале 70-х годов. Причины распространения данного образования просты: каждый человек вне зависимости от его национальности и места нахождения может получить диплом любого вуза. Большинство специалистов в области обучения рассматривают дистанционное образование как подающую большие надежды форму, так как она может подойти многим, и стоит дешевле. Кроме того, можно выбрать определенные учебные курсы, т.е. получать так называемое "образование по заказу", которое также дает преимущество в цене.

В России дистанционное образование начало развиваться в 90-е годы. В 1997 году был начат и в 2002-м завершен всероссийский эксперимент в области дистанционного обучения. В нем участвовали государственные и негосударственные образовательные учреждения. В июне 2002 года состоялось заседание коллегии Минобразования РФ, которая подвела его итоги. Участники эксперимента - 20 учреждений высшего профессионального образования - отработали такие основные группы дистанционных технологий, как кейс-технология (она применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая (интернет-обучение) и телевизионно-спутниковая. Вузами были созданы и апробированы специализированные учебные материалы (базовые интерактивные учебные пособия, учебные видеофильмы, аудиопрограммы, обучающие компьютерные программы и т.п.). На их основе разработаны специальные методики ДО.

Важным результатом эксперимента стало создание нормативно-правового обеспечения. Это дало возможность всем учреждениям образования работать на основе дистанционных образовательных технологий. В декабре 2002 г. была утверждена "Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации". В январе 2003 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Дистанционные технологии, согласно внесенным в законодательство изменениям и дополнениям, стали юридически признанными.

Естественно, у данного вида обучения существуют свои плюсы и минусы для обучающихся. Если вы рассматриваете вариант образования с помощью данной технологии, то следует учесть следующее:

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.
  • Свобода и гибкость - учащийся может выбрать любой из многочисленных курсов обучения, а также самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.
  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.
  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.
  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.
  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.
  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.
  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность, но не все желающие учиться имеют компьютер и выход в Интернет.
  • Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.
  • Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
  • Обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много.
  • В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.
С нашей точки зрения, дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом мы советуем получать только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным или денежным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот в дальнейшем предпочтение вполне можно отдать дистанционным формам. Они очень эффективны в сфере дополнительного образования или повышения квалификации, потому что обучаемый уже получил азы профессии и многое знает из очной формы обучения.

Наше мнение по этому поводу подтверждает тот факт, что сегодня в России основной спрос на дистанционную форму обучения сосредоточен все-таки в регионах. Ведь именно там не хватает образовательных учреждений, соответствующих столичному или международному уровню. То есть, при прочих равных, традиционное образование пока выигрывает.

Плюсы

+ Возможность обучаться в любое время

Студент, обучающийся дистанционно, может самостоятельно решать, когда и сколько времени в течение семестра ему уделять на изучение материала. Он строит для себя индивидуальный график обучения. Некоторые образовательные учреждения предоставляют своим студентам возможность откладывать обучение на длительный срок и возвращаться к нему без необходимости снова оплачивать образовательные услуги.

+ Возможность обучаться в своем темпе

Учащимся дистанционно не нужно беспокоиться о том, что они отстанут от своих однокурсников. Всегда можно вернуться к изучению более сложных вопросов, несколько раз посмотреть видео-лекции , перечитать переписку с преподавателем, а уже известные темы можно пропустить. Главное, успешно проходить промежуточные и итоговые аттестации.

+ Возможность обучаться в любом месте

Студенты могут учиться, не выходя из дома или офиса, находясь в любой точке мира. Чтобы приступить к обучению, необходимо иметь компьютер с доступом в Интернет. Отсутствие необходимости ежедневно посещать учебное заведение - несомненный плюс для людей с ограниченными возможностями здоровья , для проживающих в труднодоступных местностях , отбывающих наказание в местах лишения свободы, родителей с маленькими детьми.

+ Учеба без отрыва от основной деятельности

Дистанционно можно обучаться на нескольких курсах одновременно, получать очередное высшее образование. Для этого совсем не обязательно брать отпуск на основном месте работы, уезжать в командировки. Существуют образовательные организации, которые организуют корпоративное обучение (повышение квалификации) для сотрудников фирм и госслужащих. В этом случае учеба не прерывает трудовой стаж, а изученные вопросы можно сразу применить в трудовой деятельности.

+ Высокие результаты обучения

Как показывают исследования американских ученых, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения. Большую часть учебного материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это улучшает запоминание и понимание пройденных тем. А возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.

+ Мобильность

Связь с преподавателями, репетиторами осуществляется разными способами: как on-line, так и off-line. Проконсультироваться с тьютором с помощью электронной почты иногда эффективнее и быстрее, чем назначить личную встречу при очном или заочном обучении.

+ Доступность учебных материалов

Обучающимся дистанционно незнакома такая проблема, как нехватка учебников, задачников, методичек. Доступ ко всей необходимой литературе открывается студенту после регистрации на сайте университета, либо он получает учебные материалы по почте.

+ Дистанционное образование дешевле

Если сравнивать обучение по отдельно взятой специальности на коммерческой основе очно и дистанционно, то второе окажется дешевле. Студенту не приходится оплачивать дорогу, проживание, а в случае с зарубежными вузами не нужно тратиться на визу и загранпаспорт.

+ Обучение в спокойной обстановке

Промежуточная аттестация студентов дистанционных курсов проходит в форме on-line тестов. Поэтому у учащихся меньше поводов для волнения перед встречей с преподавателями на зачетах и экзаменах . Исключается возможность субъективной оценки: на систему, проверяющую правильность ответов на вопросы теста, не повлияет успеваемость студента по другим предметам, его общественный статус и другие факторы.

+ Удобство для преподавателя

Учителя, репетиторы, преподаватели, занимающиеся педагогической деятельностью дистанционно, могут уделять внимание большему количеству учеников и работать, находясь, например, в декретном отпуске.

+ Индивидуальный подход

При традиционном обучении преподавателю довольно трудно уделить необходимое количество внимания всем учащимся группы, подстроиться под темп работы каждого. Использование дистанционных технологий подходит для организации индивидуального подхода. Кроме того, что учащийся сам выбирает себе темп обучения, он может оперативно получить у тьютора ответы на возникающие вопросы.

Похожие статьи