Богоявленский кутеинский монастырь. Орша. Богоявленский Кутеинский мужской монастырь Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Продолжаю рассказ об осенней поездке. Сегодня одно из мест в Орше, где у меня была незапланированная ночевка.

СВЯТО-БОГОЯВЛЕНСКИЙ КУТЕИНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Основан в 1623 г. как православный мужской монастырь Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берында, «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», многочисленные ноты. Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками. и имела красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.В 1635 году киевским митрополитом Петром Могилой в монастыре был освящён деревянный Богоявленский собор с нижним каменным храмом во имя праведного. Лазаря.В 1956 году монастырь посетил царь Алексей Михайлович. Согласно его приказу, знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим и гравёр Паисий отправились в Москву, где работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. В Москве работал и кутеинский мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.Кутеинский монастырь посещали св. Афанасий Брестский, св. Георгий (Конисский), царь Николай II, св. Серафим Жировицкий.В 1917 году монастырь был закрыт и разорен, храмы, колокольни и монастырские стены разрушены, на месте монастырского кладбища построены гаражи, бывшие кельи приспособлены под жильё. В 1990 году была зарегистрирована община при бывшем кутеинском монастыре, в 1992 году обитель возобновлена. В 1995 году отреставрирован Свято-Троицкий храм.

Кутеинская типография

В 1630 году при монастыре была основана типография, крупнейшая на то время в Белой Руси. В 1631 году печатник Спиридон Соболь здесь выпустил первый «Букварь» на белорусском языке; среди других книг — «Лексикон» Памва Берынды (1653), «Брашно духовное», «Новый Завет», «Псалтирь блаженного пророка и царя Давида», «Новый Завет, в нем же и псалтирь», памятник переводной белорусской литературы «История о Варлааме и Иосафе» (1637), «Дидаскалия» Сильвестра Косова (1637), многочисленные ноты. В 1632 году типографию возглавил игумен Иоиль (Труцевич). Кутеинская типография имела прочные связи с местной школой гравюры, к формированию которой также был причастен Спиридон Соболь: все изданные в типографии книги была красиво декорированы и украшены заставками, и имели красиво декорированный лист. В конце жизни Спиридон принял в монастыре постриг под именем Сильвестр.
Типография работала до 1654 году, затем ее оборудование перевезли в Валдайский Иверский монастырь под Новгородом, оттуда в 1665 году в Воскресенский монастырь под Москвой, в 1676 году на московский Печатный двор.

В Орше, было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском монастыре.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.

Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.

На юго-западной окраине Орши в 1623 году у впадении р. Кутеинки в Днепр был основан Кутеинский Свято-Богоявленский мужской монастырь. При нём были построены: каменная Свято-Духовская церковь, деревянные Богоявленский собор и церковь Рождества Христова, а также множество хозяйственных построек. В 1885 году собор сгорел от удара молнии, а в начале 20 века на этом месте под землёй была найдена церковь Воскрешения праведного Лазаря с многочисленными печерами и нишами, сооружённая во время основания монастыря. Сейчас она засыпана землёй и ждёт своего часа для восстановления. Каменная церковь Святого Духа первоначально была двухэтажной, но после реконструкции в 19 веке храм приобрёл сегодняшний вид. Частично сохранилось жилое кирпичное здание, в котором находились кельи, трапезная, духовное училище. Кутеинский монастырь известен типографией Спиридона Соболя, в которой был напечатан первый в истории Букварь. С приходом советской власти в 1917 году обитель была закрыта и разорена. Восстановление началось только с 1990 года, и в 1995 году после реставрации храм был переосвящён в Свято-Троицкий, монастырь снова стал действующим.

Координаты : 54°29′31″ с. ш. 30°24′48″ в. д.  /  54.49194° с. ш. 30.41333° в. д.  / 54.49194; 30.41333 (G) (Я)

Богоявленский Кутеинский монастырь - православный мужской монастырь в городе Орша , принадлежит Витебской епархии Русской православной церкви .

История монастыря

Благословение на строительство Свято-Троицкого Богоявленского мужского монастыря было получено в 1620 году от Патриарха Иерусалимского Феофана III. Монастырь расположился на окраине Орши близ впадения реки Кутеинки в Днепр .

Комплекс монастыря состоял из деревянного Богоявленского собора (), Свято-Духовской (с Троицкая) церкви и колокольни, хозяйственных построек, с трёх сторон был обнесен каменной стеной, остатки которой сохранились.

См. также

Напишите отзыв о статье "Богоявленский Кутеинский монастырь"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Слюнькова И. Н. . - М .: Прогресс-традиция, 2002. - С. 70,91,96-100,127,135,137,156,160,493. - 600 с. - 2000 экз. - ISBN 5-89826-093-5 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Куцеiнская друкарня // БелЭн ISBN 985-11-0041-2 .
  • Аляксандр Ярашэвiч. Энцыклапедыя гісторыі Беларусі / Рэдкал.: Г. П. Пашкоў (галоўны рэд.) i iнш.; Маст. Э. Э. Жакевiч. - Мн. : БелЭн , 1997. - Т. 4:Кадэты-Ляшчэня. - С. 321. - 432 с. - 10 000 экз. - ISBN 985-11-0041-2 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнская друкарня // . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 172-173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Тамара Габрусь. Куцеiнскi Багаялiўнскі манастыр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • Юрый Лаўрык. Куцеiнскi кнiжны цэнтр // Вялікае Княства Літоўскае. Энцыклапедыя у 3 т . - Мн. : БелЭн , 2005. - Т. 2: Кадэцкі корпус - Яцкевіч. - С. 173-174. - 788 с. - ISBN 985-11-0378-0 .
  • // / авт.-сост. С.Э. Сомов. - Мн. : "Четыре четверти", 2003. - С. 91-93. - 200 с. - (Наши духовные ценности). - 2500 экз. - ISBN 985-6089-85-9 .

Ссылки

  • на сайте Витебской епархии
  • на сайте sppsobor.by

Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Берг недаром показывал всем свою раненую в Аустерлицком сражении правую руку и держал совершенно не нужную шпагу в левой. Он так упорно и с такою значительностью рассказывал всем это событие, что все поверили в целесообразность и достоинство этого поступка, и Берг получил за Аустерлиц две награды.
В Финляндской войне ему удалось также отличиться. Он поднял осколок гранаты, которым был убит адъютант подле главнокомандующего и поднес начальнику этот осколок. Так же как и после Аустерлица, он так долго и упорно рассказывал всем про это событие, что все поверили тоже, что надо было это сделать, и за Финляндскую войну Берг получил две награды. В 19 м году он был капитан гвардии с орденами и занимал в Петербурге какие то особенные выгодные места.
Хотя некоторые вольнодумцы и улыбались, когда им говорили про достоинства Берга, нельзя было не согласиться, что Берг был исправный, храбрый офицер, на отличном счету у начальства, и нравственный молодой человек с блестящей карьерой впереди и даже прочным положением в обществе.
Четыре года тому назад, встретившись в партере московского театра с товарищем немцем, Берг указал ему на Веру Ростову и по немецки сказал: «Das soll mein Weib werden», [Она должна быть моей женой,] и с той минуты решил жениться на ней. Теперь, в Петербурге, сообразив положение Ростовых и свое, он решил, что пришло время, и сделал предложение.
Предложение Берга было принято сначала с нелестным для него недоумением. Сначала представилось странно, что сын темного, лифляндского дворянина делает предложение графине Ростовой; но главное свойство характера Берга состояло в таком наивном и добродушном эгоизме, что невольно Ростовы подумали, что это будет хорошо, ежели он сам так твердо убежден, что это хорошо и даже очень хорошо. Притом же дела Ростовых были очень расстроены, чего не мог не знать жених, а главное, Вере было 24 года, она выезжала везде, и, несмотря на то, что она несомненно была хороша и рассудительна, до сих пор никто никогда ей не сделал предложения. Согласие было дано.
– Вот видите ли, – говорил Берг своему товарищу, которого он называл другом только потому, что он знал, что у всех людей бывают друзья. – Вот видите ли, я всё это сообразил, и я бы не женился, ежели бы не обдумал всего, и это почему нибудь было бы неудобно. А теперь напротив, папенька и маменька мои теперь обеспечены, я им устроил эту аренду в Остзейском крае, а мне прожить можно в Петербурге при моем жалованьи, при ее состоянии и при моей аккуратности. Прожить можно хорошо. Я не из за денег женюсь, я считаю это неблагородно, но надо, чтоб жена принесла свое, а муж свое. У меня служба – у нее связи и маленькие средства. Это в наше время что нибудь такое значит, не так ли? А главное она прекрасная, почтенная девушка и любит меня…
Берг покраснел и улыбнулся.
– И я люблю ее, потому что у нее характер рассудительный – очень хороший. Вот другая ее сестра – одной фамилии, а совсем другое, и неприятный характер, и ума нет того, и эдакое, знаете?… Неприятно… А моя невеста… Вот будете приходить к нам… – продолжал Берг, он хотел сказать обедать, но раздумал и сказал: «чай пить», и, проткнув его быстро языком, выпустил круглое, маленькое колечко табачного дыма, олицетворявшее вполне его мечты о счастьи.
Подле первого чувства недоуменья, возбужденного в родителях предложением Берга, в семействе водворилась обычная в таких случаях праздничность и радость, но радость была не искренняя, а внешняя. В чувствах родных относительно этой свадьбы были заметны замешательство и стыдливость. Как будто им совестно было теперь за то, что они мало любили Веру, и теперь так охотно сбывали ее с рук. Больше всех смущен был старый граф. Он вероятно не умел бы назвать того, что было причиной его смущенья, а причина эта была его денежные дела. Он решительно не знал, что у него есть, сколько у него долгов и что он в состоянии будет дать в приданое Вере. Когда родились дочери, каждой было назначено по 300 душ в приданое; но одна из этих деревень была уж продана, другая заложена и так просрочена, что должна была продаваться, поэтому отдать имение было невозможно. Денег тоже не было.
Берг уже более месяца был женихом и только неделя оставалась до свадьбы, а граф еще не решил с собой вопроса о приданом и не говорил об этом с женою. Граф то хотел отделить Вере рязанское именье, то хотел продать лес, то занять денег под вексель. За несколько дней до свадьбы Берг вошел рано утром в кабинет к графу и с приятной улыбкой почтительно попросил будущего тестя объявить ему, что будет дано за графиней Верой. Граф так смутился при этом давно предчувствуемом вопросе, что сказал необдуманно первое, что пришло ему в голову.
– Люблю, что позаботился, люблю, останешься доволен…
И он, похлопав Берга по плечу, встал, желая прекратить разговор. Но Берг, приятно улыбаясь, объяснил, что, ежели он не будет знать верно, что будет дано за Верой, и не получит вперед хотя части того, что назначено ей, то он принужден будет отказаться.
– Потому что рассудите, граф, ежели бы я теперь позволил себе жениться, не имея определенных средств для поддержания своей жены, я поступил бы подло…
Разговор кончился тем, что граф, желая быть великодушным и не подвергаться новым просьбам, сказал, что он выдает вексель в 80 тысяч. Берг кротко улыбнулся, поцеловал графа в плечо и сказал, что он очень благодарен, но никак не может теперь устроиться в новой жизни, не получив чистыми деньгами 30 тысяч. – Хотя бы 20 тысяч, граф, – прибавил он; – а вексель тогда только в 60 тысяч.
– Да, да, хорошо, – скороговоркой заговорил граф, – только уж извини, дружок, 20 тысяч я дам, а вексель кроме того на 80 тысяч дам. Так то, поцелуй меня.

Наташе было 16 лет, и был 1809 год, тот самый, до которого она четыре года тому назад по пальцам считала с Борисом после того, как она с ним поцеловалась. С тех пор она ни разу не видала Бориса. Перед Соней и с матерью, когда разговор заходил о Борисе, она совершенно свободно говорила, как о деле решенном, что всё, что было прежде, – было ребячество, про которое не стоило и говорить, и которое давно было забыто. Но в самой тайной глубине ее души, вопрос о том, было ли обязательство к Борису шуткой или важным, связывающим обещанием, мучил ее.

Похожие статьи

  • Презентация на тему "Проект «Геном человека»"

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Подобные документы Окружающая и...

  • Постановка звука К', артикуляция звука К' Постановка звука пь

    Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с. Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопеди­ческих групп,...

  • Урок обучения грамоте "Буква Т, звуки Т,т"

    Буква Т — особенная буква русского алфавита, которую очень легко запомнить ребенку. Она состоит всего из двух палочек. А чтобы легко и быстро выучить ее, прочитайте стихи про букву Т для детей. Стишки с картинками о букве Т в игривой форме...

  • Мастер-класс по синквейну «Поэтическая гостиная

    «Лирика Есенина» - 1916 год – в Петрограде выходит первый сборник стихов «Радуница». Лучшие свои произведения Есенин посвятил России. Потому, что я с севера, что ли. Любимое творение поэта. Хорошо и тепло, Как зимой у печки. Шаганэ ты моя,...

  • Солнце - это звезда или планета?

    Солнце является единственной звездой в Солнечной системе, вокруг нее совершают свое движение все планеты системы, а также их спутники и другие объекты, вплоть до космической пыли. Если сравнить массу Солнца с массой всей Солнечной системы,...

  • Монгольское нашествие на русь

    Хронология 1123 г. Сражение русских и половцев с монголами на реке Калка 1237 — 1240 гг. Завоевание Руси монголами 1240 г. Разгром князем Александром Ярославовичем шведских рыцарей на реке Неве (Невская битва) 1242 г. Разгром князем...