BERT MUNRO — самый известный гонщик озера Бонневиль. Берт монро бьет рекорды даже после смерти Обтекаемый мотоцикл

Фильм «Самый быстрый Индиан» имеет много поклонников, ведь это добрая и красивая картина, сочетающая в себе как прекрасную игру актеров, так и замечательную работу создателей ленты. Фильм любим не только мотоциклистами, но и многими другими людьми. В этой статье речь пойдет о человеке, образ которого на экране создал Энтони Хопкинс. Звали этого человека Берт Монро.

Берт Монро появился на свет в 1899 году. На острове Южный в Новой Зеландии есть город Инверкаргилл, где в семье фермера родился этот человек. Сестра-близнец Берта умерла во время родов и врачи говорили родителям, что их сын не проживет и двух лет.

Но медицинские прогнозы не сбылись, мальчик остался жив. Он рос на ферме. С ранних лет он полюбил скорость, поэтому выбирал самых быстрых лошадей и скакал на них вокруг фермы, чем вызывал беспокойство отца.

Начало ХХ века ознаменовало технический прогресс, появились самолеты, мотоциклы и автомобили. Все это увлекало юного Монро, он понял, что хочет увидеть мир, ведь до этого он знал лишь ферму. Как только он стал взрослым, то сразу поступил в армию. Вернулся домой он уже после Первой мировой войны, но его отец к тому моменту продал ферму. Тогда Берт стал рабочим на стройке Тоннеля Отира , длина которого составляла 8,5 км. Тоннель соединял поселок Отира с перевалом Артура в Южных Альпах Новой Зеландии и создавался с 1907 по 1923 гг. Через какое-то время отец Берта снова купил ферму и его сын отправился работать туда.

Когда Монро исполнилось 16 лет, он купил свой первый мотоцикл. Это было в 1915 году. Британский мотоцикл назывался Дуглас и имел необычный двигатель, который представлял собой оппозитную двойку, поперечно установленную в раму.

Спустя четыре года Берт купил себе ещё один мотоцикл, на сей раз это был Clyno. Монро снял с него коляску и поехал на гоночный трек, чтобы попробовать его на большой скорости.

Когда Берту исполнился 21 год, он приобрел свой знаменитый мотоцикл Indian Scout , номер которого на карте был 5OR627 . Это была одна из ранних моделей, выпущенная компанией Индиан . Характеристики мотоцикла достаточно необычны для своего времени: развал цилиндров V-образной двойки 42 градуса, рабочий объем – 600 сантиметров кубических, ножной привод сцепления, 3-х ступенчатая коробка передач, цепная передача на колесо и т.д. Этот мотоцикл был с Монро всю жизнь, Берт его постоянно дорабатывал и поставил на нем многие рекорды скорости.

В 1926 году Берт начал переделывать свой Индиан . Многие детали он изготавливал самостоятельно. Например, цилиндры он делал из старых труб, которые остались после замены трубопровода. Он считал, что, полежав в земле, трубы становятся «выдержанными». Поршни он отливал самостоятельно в консервных банках, причем создал свой собственный сплав. Об этом говорит его герой на экране: «Два кусочка Шеврале и два кусочка Форда ». Оси от трактора Катерпиллар он использовал, чтобы создать шатуны.

Берт сам изготавливал маховик, сцепление, четырехклапанные головки цилиндров с верхним расположением клапанов. Изобрел свою собственную систему смазки. Рессорную вилку Монро заменил на вилку-спрингер, когда-то бывшую в мотоцикле Indian Prince . Для того чтобы изготовить покрышки-слики, он срезал ножом лишние части со стоковых покрышек. Этот момент показан в фильме. Он даже придумал название своему мотоциклу: «Munro Special».

Постепенно Берт превратился в спидвей-гонщика. Однако через некоторое время началась Великая депрессия, и Монро вернулся на ферму родителей. Вскоре он нашел работу в качестве продавца мотоциклов и механика. Вместе с тем, он продолжал принимать участие в гонках, которые проводились на пляже Орети и в Мельбурне. Спортивная карьера Монро продолжалась, несмотря ни на что. Однако ему приходилось до вечера работать продавцом, чтобы получать какие-то деньги, а ночью в гараже заниматься своими мотоциклами. В этот период Берт имел ещё один мотоцикл, на котором он также участвовал в соревнованиях. Это был Velocette MSS, созданный в 1936 году.

На второй мотоцикл Берт тоже устанавливал покрышки-слики, сделанные самостоятельно. А также переделывал раму, изготавливал необходимые детали двигателя, доделывал подвески. В конечном итоге ему удалось снизить массу мотоцикла и увеличить объем двигателя до 650 сс. Эта модель лучше всего подходила для заездов по прямой линии, там, где нужна была большая скорость.

Во второй половине 40-х годов Монро оставил должность продавца. Пережив развод с женой, он все время стал уделять работе со своей техникой. Он продолжать искать новые и более подходящие материалы для мотоциклов. В частности, сделал стеклопластиковый обтекатель, который позволял снизить лобовое сопротивление. На карте Скаута оставался один и тот же номер, но в реальности, от купленной когда-то модели, в мотоцикле Берта мало что осталось.

В этот временной период и в последующие годы Берт установил множество рекордов Новой Зеландии:

  • заезд на полмили, дорога, класс - без ограничений (Munro Special Indian - 99.45 миль в час, Canterbury, 27 января 1940),
  • заезд на полмили, дорога, открытый класс (Munro Special Indian - 120.8 миль в час, Canterbury, 27 января 1940),
  • заезд на полмили, дорога, класс - 750cc (Munro Special Indian - 143.6 миль в час, Canterbury, 13 апреля 1957),
  • заезд на полмили, пляж, открытый класс (Munro Special Indian - 131.38 миль в час, Oreti Beach, 9 февраля 1957),
  • заезд на полмили, пляж, 750cc Class (Velocette 600cc - 129.078 миль в час, Oreti Beach, 16 декабря 1961),
  • заезд на полмили, пляж, класс - 750cc (Velocette 618cc - 132.35 миль в час, Oreti Beach, 1 мая 1971),
  • заезд на четверть мили, открытый класс (Velocette 600cc - 12.31 секунд, Invercargill, 25 марта 1962).

К концу 50-х годов Монро принял решение участвовать в гонках, которые устраивались на пересохших озерах Австралии. Однако в 1957 году он решил участвовать в соревнованиях только на солевом озере Бонневилль в Юте. Поэтому, в 1962 году он отправился в Америку на грузовом корабле, где работал коком. Монро не имел больших сбережений, это путешествие он совершил отчасти благодаря помощи друзей. Сойдя на берег в Лос-Анджелесе, он первым делом приобрел старый универсал за 90 долларов, к которому приделал прицеп со своим Индианом и направился в Юту.

Правила на заездах в Новой Зеландии были несложные. Желающие приезжали, записывались и принимали участие в гонках. В Америке же предварительно необходимо было сообщить о намерении участвовать в заезде, чего Берт не сделал. Из-за этого его чуть было не исключили из заезда, но его американские друзья помогли ему. В итоге Берт получил таки возможность продемонстрировать свой Индиан.

В общей сложности Монро был на озере Бонневилль 10 раз. В первый раз он установил там рекорд в 1962 году, достигнув скорости 178, 971 миль в час при объеме двигателя 850 сс. В 1966г. и в 1967г. Берт установил ещё два рекорда , в первом случае 168, 066 миль в час, во втором - 183, 586 миль в час. Объем двигателя мотоцикла в это время равнялся 950 сс. В одном из заездов Монро достиг скорости 200 миль в час (320 км в час), но этот заезд не считался официальным.

В одном из американских журналов, где освещались гонки, имя Берта написали с ошибкой. После этого Монро поменял одну букву в своем имени, которое стало «Burt».

Знаменитый Индиан много раз падал и ломался, утрачивая цилиндры, поршни, клапаны и другие детали. Но все же рекорд скорости был поставлен именно на этом мотоцикле.

Документальный фильм о Берте Монро был снят в 1971 году, назывался он Offerings to the god of speed. Но полную его версию найти сложно. В интернете есть лишь нарезка фрагментов фильма, которая и представлена ниже.

В 1967 году случилась авария, в которой мотоцикл Берта упал набок. Это произошло во время заезда, когда начали нарастать колебания переднего колеса Скаута. Впоследствии одному из журналов Новой Зеландии Монро рассказывал, что на середине дистанции начался вобблинг. Берт приподнялся над обтекателем и ветер сорвал с него очки, отчего он перестал видеть, что происходило вокруг. Он едва не врезался в стальной маркер, ему пришлось положить мотоцикл набок. Благодаря этому Берту удалось избежать серьезных травм.

Тем не менее, травмы Монро получал довольно часто. В 1916 и 1921 году при падении он ударялся головой и долго лежал без сознания. В 1927 году он вылетел с трассы на большой скорости (140 км в час) и был серьезно травмирован. В 1932 году у Монро было сотрясение мозга, так как на него бросилась собака, когда он ехал мимо фермы. Через пять лет после этого в одном из заездов Берт выбил себе все зубы, врезавшись в другого участника, а в 1959 году сильно ободрал кожу и раздробил сустав на пальце, упав с мотоцикла.

В 1977 году Монро пережил инсульт, который был следствием перенесенной ранее ангины. В 1975 году врачи запретили ему участвовать в гонках, но Берт все же продолжал это делать. По мнению медиков, травмы, полученные при заездах, сильно ухудшили его здоровье. После инсульта Монро продал свои мотоциклы местному жителю, желая оставить их в Новой Зеландии. В 1978 году Берт Монро скончался на 78 году жизни.

Сегодня его мотоциклы принадлежат клубу мотоэнтузиастов Южного острова.

Фильм «Самый быстрый Индиан», снятый в 2005 году, сделал гонщика Берта Монро известным всему миру.

Здравствуйте.

«Самый быстрый «Индиан» («The World’s Fastest Indian») — фильм 2005 года, основанный на биографии Берта Монро, гонщика и самоделкина из города Инверкаргилл, Новая Зеландия, побившего в 1962 году в Бонневилле рекорд скорости в классе обтекаемых мотоциклов с двигателями объемом до 1000 кубических сантиметров, выступив на своем модифицированном мотоцикле Indian Scout 1920 года выпуска. Фильм — Шедевр с большой буквы! Смотреть рекомендую, причем не только фанатам байкерского кино и неравнодушным к мотоциклам, но и вообще всем! 🙂

Сюжет «Самого быстрого «Индиана» строится на биографии Берта Монро. Сначала нам показывают его образ жизни и одержимость своим мотоциклом, потом он едет в США, на соляное озеро Бонневилль в штате Юта, чтобы поставить мировой рекорд скорости, даже несмотря на скудный бюджет, древний мотоцикл и проблемы со здоровьем. На родине Берт имеет некоторые проблемы с соседями и местным мотоклубом, ухаживает (в свои-то годы!) за пожилой работницей почты по имени Ада (Дайан Лэдд). В итоге члены мотоклуба едут провожать Берта в путешествие, устроив ему кортеж из мотоциклов, и немного помогают деньгами, да и остальные жители Инверкаргилла помогают как могут. В США по пути к Бонневиллю Берт несколько раз знакомится со случайными людьми, каждый из которых представляет из себя отдельного, хорошо проработанного и интересного персонажа, потом добирается до трассы и, несмотря на проблемы с организаторами, ставит-таки мировой рекорд.

Как я уже говорил, фильм — шедевр! Можно смотреть и пересматривать, и не один раз! «Самый быстрый «Индиан» в итоге не совсем про рекорд скорости, а про мечту, которая обязательно сбудется, если продолжать к ней идти несмотря на все преграды. Вообще, хочу сказать, что «Самый быстрый «Индиан» — это вообще самый лучший фильм про мотоциклиста, который когда-либо был снят! Никакой замороченности Цветами на жилетках, никакого неоправданного насилия, просто «когда мчишься на мотоцикле по равнине, пять минут твоей жизни бывают интереснее, чем у многих людей вся жизнь»!

Обо всем понемногу.
Конечно, один из основных факторов успеха фильма — это прекрасный актерский состав. Хопкинс здесь явно на своем месте, сыграл потрясающе. Дайан Лэдд никогда раньше мне не нравилась, в старых байкерских фильмах 1970-х, вроде « » или « «, она играет глуповатых телок, связавшихся с байкерами и получивших проблем на свою голову. Но в «Самом быстром «Индиане» и она на своем месте! Ее героиня — очень обаятельная пожилая женщина, которая немного философски воспринимает увлечение Берта мотоциклом.

Соседи Берта — обычные жители маленького провинциального городка, относятся к увлечению Берта вроде бы и негативно (рев прямотока по утрам и некошенная трава на лужайке перед домом), но когда он собирается в США, все как один помогают ему. Соседский паренек постоянно торчит у Берта в гараже и воткнут в сюжет ради того, чтобы «разговорить» главного героя. Берт рассказывает ему технологию изготовления идеального поршня своими руками (в официальном переводе фигурирует «клапан», но то, что отливает Берт в консервной банке с своем гараже больше похоже на поршень, да:)), рассказывает о своих «подношениях богу скорости» и вообще о себе.

Местный мотоклуб Antarctic Angels («Ангелы Антарктики»), состоящий сплошь из молодых байкеров (или скорее:)) на двухцилиндровых мотоциклах Triumph и BSA сначала пытаются задирать старика, вызвав его погоняться на мотоциклах по пляжу, но потом понимают, с кем имеют дело, проникаются уважением и, как уже было сказано, даже едут провожать Берта в США.

В США Берт встречается с разными людьми, каждый из которых обладает своим характером и индивидуальностью. На ресепшене дешевого мотеля он знакомится с трансвеститом Тиной, потом с настоящим старым индейцем Джеком, пожилой дамой, схоронившей своего мужа, солдатом, прибывшим в увольнение из Вьетнама и так далее. Все эти второстепенные персонажи настолько хорошо проработаны, что их пестрота абсолютно не вызывает ощущения какой-то нереальности событий. Все они помогают Берту дойти до своей цели.

Также хотелось бы отметить тот факт, что Роджер Дональдсон, режиссер, снявший «Самого быстрого «Индиана» является немного фанатом Берта Монро, как исторической фигуры 🙂 Еще в 1971 году Дональдсон снял короткометражный документальный фильм под названием («Burt Munro: Offerings to the God of Speed»), к которому мы еще вернемся в будущем.

Берт Монро и его мотоцикл.
Реальный Берт Монро был фигурой в масштабе Инверкаргилла достаточно известной) В Фильме один из таможенников упоминает, что в свое время натыкался на статью о нем и его мотоцикле в журнале «Популярная механика». И действительно, есть такая статья в майском номере журнала 1957 года 🙂

Берт Монро ездил на Бонневилль несколько раз, в 1962 году он установил мировой рекорд скорости 288 км/ч (178,97 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 850 кубических сантиметров, в 1967 установил мировой рекорд скорости 295,44 км/ч (183,58 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 950 кубических сантиметров. Во время квалификационного заезда развивал скорость 331,52 км/ч (205 миль/ч).

К фигуре Берта Монро и техническим особенностям его мотоцикла мы еще вернемся, но не в этой статье. А пока вот вам фотография реального Монро и марш смотреть фильм!

Кто смотрел фильм «Самый быстрый Индиан» (2005 г.)? Это фильм о жизни именно его. Берт Монро из города Инверкаргилл, в Новой Зеландии, легендарный человек. Это, пожалуй, самый известный гонщик озера Бонневиль.
Он участвовал в 1961 и 1967 годах в заездах на соляных равнинах. И фильм, где Энтони Хопкинс сыграл этого слегка сумасшедшего старика, без труда влюбившего в себя весь мир, был снят в честь Берта.

История Монро уникальна. В то время как на протяжении первой половины двадцатого века за лучшие скоростные показатели совместными усилиями боролись огромные компании всего мира, он в своем гараже, имея только острый ум и золотые руки, из старенького Indian Scout 1920 года выпуска сумел построить «ракету», разогнавшуюся до… 296 км/ч! Берт до неузнаваемости изменил древний как мир V-образный двигательаппарата. Установил на мотоцикл вручную изготовленные верхнеклапан-ные головки цилиндров, по-своему рассчитал работу механизма газораспределения и значительно доработал систему смазки мотора. В процессе экспериментов он сделал сотни вариантов маховиков, клапанов и коромысел из разных сплавов. Помимо изготовления цилиндров из старых литых газовых труб, Берт приспособился вытачивать шатуны из осей от тяжелых грузовиков и тракторов Caterpillar. После повторной закалки такой шатун выдерживал свыше 143 т нагрузки на сжатие! Многие по фильму помнят,как Монро срезал старым перочинным ножом протектор на шинах своего болида -и это чистая правда! Он в действительности делал «слики» карманным ножиком! Наконец, Берт «заковал» Indian в сигаровидный обтекатель,значительно снизивший аэродинамическое сопротивление мотоцикла.


Рекорд Берта Монро в классе обтекаемых мотоциклов с объемом двигателя до 1000 см3 на открытых пространствах не побит до сих пор! На момент установления рекорда мотоциклу было 47 лет, а самому Берту 68… В процессе модернизаций старенький Indian много раз падал и даже взрывался, однако в тот судьбоносный день на его картере красовался серийный номер 50R627, отштампованный в 1920 году. Берт Монро умер в 1978 году,прожив 79 лет.

ЛЕТОПИСЬ ТРАВМ БЕРТА МОНРО
«Богатую историю моих падений и травм трудно передать вкратце, но я, пожалуй, смогу описать самые лучшие» (из переписки Берта Монро с другомДжоном Эндрюсом)
1916 Пролежал без сознания целый день, упав на голову.
1921 Катался, стоя на сиденье «Скаута», а затем очнулся вечером, после целого дня отключки.
1927 Вылетел с дёртовой трассы Aspendale Speedway на скорости свыше 160 км/ч, заработав контузию и многочисленные ушибы.
1932 Путешествуя по Восточному Сауслэнду, я подобрал попутчика. Когдамы проезжали ферму, на него бросилась собака. Я столкнулся с летящим в прыжке зверем и после ходил пошатываясь, с сотрясением мозга и глубокой раной на голове.
1937 Во время 20-мильной гонки по пляжу на скорости 200 км/ч, Хью Каррииз BSA Special, последний гонщик, которого мне оставалось пройти, повернул прямо передо мной. Я ударил по тормозам и попытался повернуть, пока он наклонялся в вираж. Мой мотоцикл заехал на его, как на трамплин, и пропорхал 37 м над пляжем… Хью упал и сломал ключицу. Мой шлем раскололся от макушки до шеи! Позднее Хью показал мне отметины от него на картере двигателя мотоцикла. Все мои зубы были выбиты, золотые брат отыскал в песке… Это был один из самых грустных моментов моей жизни.
1959 Во время дрэг-рейсинга на трассе Teretonga International на скорости 200 км/ч с мотоциклом приключился внезапный вобблинг. Я упал, вылетел с трека и долго катился на всех частях тела, с каждым оборотом подпрыгивая на 15 м в высоту. Когда остановился, на мне все еще был шлем и жалкие лоскуты ткани, которые до этого были штанами, кедами, носками. Я получил лишь легкое сотрясение мозга, зато ободрал кожу во всех мыслимых местах - раны заживали очень долго. Один палец был раздроблен, сейчасон работает, но сустав остался кривым. Все остальные падения заканчивались для меня просто сломанными костями, ожогами и один раз разрывом плеча».

Но несмотря ни на что Берт продолжал гонять и видите, что его рекорд так и не побит. Вот это человек……


Доброго вечера всем,так как в процессе "писанины" про Nürburgring,решил закинуть историю,о самом, наверное, великом человеке,у которого сила воли была просто неимоверная.
После просмотра фильма «Самый быстрый „Индиан“» (The World’s Fastest Indian),у меня можно сказать открылось "новое дыхание".
Все таки по историческим фактам,понимаешь,Берт Монро,преодолел много преград,для того чтобы доказать миру что сила воли у человека велика,но просто каждый из нас ее удерживает в клетке..Много как и вся моя инфа собиралась в свободные дни.Наконец дописались последние строчки,было много неточностей,проблем с этим "героем" но все же дописал.
Ну и наконец-то решил поделится с Вами,дорогие друзья.
Начнем...

Берт Монро (англ. Herbert J. "Burt" Munro; 25 марта 1899 - 6 января 1978) - мотогонщик, обладатель рекорда скорости на мотоцикле объемом до 1000 см³.
Родился в городе Инверкаргилл (Новая Зеландия). В течение более чем 25 лет модифицировал свой мотоцикл Индиан (Indian)1920 года постройки. В качестве деталей использовал запасные части собственного производства - поршни, диски сцепления,маховики, шатуны и т. д.
В 1967 году установил мировой рекорд скорости на обтекаемом мотоцикле объемом до 1000 см³ на соляном озере Бонневилль.
Имеет 4 детей: John Munro, June (Munro) Aitken, Margaret (Munro) Popenhagen, and Gwen (Munro) Henderson.
История Берта Монро, описанная в фильме «Самый быстрый Индиан», заставляет поверить в самые невероятные мечты.По этому я советую просмотреть каждому этот фильм,он того стоит.
Рекорды
 1962 - установил мировой рекорд скорости 288 км/ч (178,97 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 850 см³.
 1967 - установил мировой рекорд скорости 295,44 км/ч (183,58 миль/ч) на мотоцикле с двигателем объёмом 950 см³. В течение квалификации развивал скорость 331,52 км/ч (205 миль/ч).

«Если ты не следуешь за своей мечтой, то ты, пожалуй, не человек, а овощ… Капуста, например».
Так говорил Берт Монро, главный герой фильма «Самый быстрый Индиан» (2005), основанного, как совершенно справедливо замечено в титрах, на чертовски правдивой истории. Знаменитый актер Энтони Хопкинс был настолько впечатлен историей Берта, что согласился сыграть его, несмотря на весьма скромный по современным меркам гонорар. Режиссер и автор сценария Роджер Дональдсон бережно перенес жизнь легендарного новозеландца на экран, не добавив от себя ни капли. И тем не менее события фильма кажутся настолько невероятными, что мы смогли поверить в них, лишь прочитав письма самого Берта Монро.
Берт Монро совершенствовал свой «Индиан Скаут» 1920 года выпуска 44 года и мечтал о том, чтобы он стал самым быстрым мотоциклом в мире. В век высоких технологий и огромных бюджетов Берт сражался за скорость, имея лишь старый мотоцикл и собственную пару рук. И все же его мечте было суждено сбыться. В 1967 году на знаменитом соляном озере в Бонневиле Берт Мунро установил мировой рекорд скорости на мотоцикле. К тому времени «Скауту» было 47 лет, а самому Берту - 68.

Самый первый «Скаут»

Свой первый мотоцикл, английский Douglas, Берт Монро приобрел в 1915 году, когда ему было 16 лет. Вскоре ему удалось скопить 50 фунтов на новенький Clyno с коляской. Сняв с мотоцикла коляску, Берт начал участвовать в местных гонках. Ему даже удалось поставить рекорд скорости на трассе Fortrose неподалеку от родного города Инверкаргилла в Новой Зеландии. Тот самый «Индиан» Берт приобрел в 1920 году. Компания Indian, старейший производитель мотоциклов в США, была основана в 1901-м, на два года раньше, чем культовый Харлей-Дэвидсон. Первые «Скауты» оснащались V-образной двойкой с углом развала цилиндров 42 градуса (визитная карточка Indian) объемом 600 см3, тогда еще с боковыми клапанами. Косозубые шестерни главной передачи располагались в маслонепроницаемом литом картере, трехступенчатая коробка передач переключалась рукой, а сцепление было ножным. Жесткая рама не предусматривала задней подвески, передняя рессора обеспечивала 5-сантиметровый ход.
Монро постоянно модернизировал свой мотоцикл начиная с 1926 года. По его словам, следующие 44 года «Скаут» становился быстрее на 3,25 мили в час (5,2 км/ч) каждый год, что соответствовало среднему приросту скорости серийных мотоциклов. Собственными руками Берт в одиночку совершил прогресс, который за полвека совместными усилиями прошли крупнейшие мотопроизводители мира. Напомним, Берт Монро на 47-летнем «Скауте» установил мировой рекорд скорости на мотоцикле в 1967 году. Для сравнения, в 1965-м там же, в Бонневиле, американец Крэг Бридлав показал 600 миль в час (966 км/ч) на автомобиле Spirit of America - Sonic 1 с турбореактивным двигателем.


Самый быстрый "индиан" своими руками.

Методы, с помощью которых Берт модернизировал свой мотоцикл, были, мягко говоря, нетрадиционными. Берт использовал старую колесную спицу вместо микрометра. Легенда гласит, что он отливал поршни в консервных банках, экспериментируя с составом сплава. «Два кусочка ‘шевроле’ и два кусочка ‘форда’ - вот лучший рецепт!» - говорит герой Энтони Хопкинса в фильме, бросая детальки в жестянку с расплавленным металлом.
Берт полностью переработал старомодный двигатель «Скаута». Он сконструировал и вручную изготовил новые верхнеклапанные головки цилиндров, кардинально изменил механизм газораспределения и систему смазки. Сам делал маховики, клапаны, толкатели, коромысла. Говорят, что Берт изготавливал цилиндры из литых железных газовых труб, которые выпрашивал у газовой компании после замены трубопроводов. Излюбленным материалом Берта были оси от тяжелых грузовиков и трактора Caterpillar, из них он вытачивал шатуны. После повторной закалки они могли выдержать свыше 143 т нагрузки на сжатие. Берт использовал своими руками изготовленное сцепление с усилием в полтонны и тройной цепной привод. Колоссальный крутящий момент передавался на колеса, обутые в слики - шины, собственноручно отшлифованные острым ножом. Наконец, он целиком заключил мотоцикл в обтекаемый стеклопластиковый кузов, благодаря чему «Скаут» стал больше похож на ракету.
Мотоцикл Берта Монро пережил множество падений и взрывов двигателя, в жертву богу скорости было принесено бессчетное количество сломанных шатунов и коленвалов, испорченных поршней, забракованных распределителей зажигания и карбюраторов. Однако на множестве фотографий разных лет отчетливо виден заветный серийный номер 50R627 на картере - до рекорда дожил тот самый «Индиан».
Серийный «Скаут» мог разогнаться максимум до 90 км/ч. Официальный мировой рекорд 1967 года, поставленный Бертом Монро, составил 183,586 мили в час (296 км/ч). События, происходившие тогда в Бонневиле, очень правдиво отражены в фильме. Для участия в официальном заезде Берту пришлось пройти квалификацию. Как это часто случается в Бонневиле, квалификационный результат оказался даже лучше официально зафиксированного рекорда - 190,07 мили в час (305 км/ч). Один из заездов сам Берт в газетном интервью описал так: «Мы мчались, как бомба. На половине пути началась раскачка. Я приподнялся над обтекателем, чтобы сбавить скорость. Набегающий поток воздуха сорвал с меня очки и вдавил глазные яблоки в череп - я ничего не видел. Отклонение от линии курса оказалось столь сильным, что я чудом избежал столкновения с металлическим маркером. Я положил мотоцикл набок, и мы с ним отделались парой царапин». В тот момент Берт мчался со скоростью около 332 км/ч! «Скаут» Берта Монро по сей день остается самым быстрым «Индианом».

«За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь».

Берт Монро умер в 1978 году, прожив 79 лет. Его жизнь нельзя назвать короткой даже по обывательским меркам. А принимая во внимание его любимое выражение, которое он часто повторял на протяжении всей жизни, ему остается только позавидовать: «За пять минут на мотоцикле человек может прожить больше, чем за всю жизнь»....

Многие из нас смотрели фильм «Самый быстрый Индиан». Очень добрая и честная история, замечательная актерская игра, красивые кадры. Этот фильм знают и любят как мотоциклисты, так и простые смертные. Но сегодня я хочу рассказать Вам не о фильме, а о том человеке, которого сыграл сэр Энтони Хопкинс, а именно о главном герое этой художественной ленты - о Берте Монро.

Берт Монро родился в городе Инверкаргилл, что находится на острове Южный, Новая Зеландия, в 1899 году в семье фермера. У него могла бы быть сестра-близнец, но она скончалась при родах. Врачи говорили родителям, что он скорее всего тоже умрет, не дожив и до двух лет, но, к счастью, они ошибались. Берт вырос на ферме, но с детства его пленила страсть к скорости. Так, не смотря на сетования своего отца, он начал гонять вокруг отцовской фермы на их самых быстрых лошадях.

Юность Берта Монро пришлась на начало двадцатого века - золотое время технического прогресса. Поезда, самолеты, автомобили, мотоциклы - все это завораживало будущего гонщика, и Берт решил посмотреть на мир, который находится за пределами фермы. Берт решил пойти в армию, как только станет достаточно взрослым для этого. Для него это был шанс увидеть мир. По окончании Первой мировой войны Берт вернулся к своей семье. К тому времени его отец уже продал ферму. Тогда Берт Монро устроился на стройку Тоннеля Отира (по тем временам - один из самых длинных тоннелей - соединял поселки Отира и Перевал Артура в Южных Альпах Южного острова Новой Зеландии, длина тоннеля составляла 8,5 километров; тоннель строился с 1907 по 1923 годы), пока отец снова не купил ферму и не позвал его работать на ней вместе.


Родные места Берта - Инверкаргилл и Перевал Артура

В 1915 году, когда Берту Монро было всего 16 лет, он купил свой первый мотоцикл. Это был Дуглас, британский мотоцикл с необычным по сегодняшним меркам двигателем - оппозитная двойка, но не продольно, а поперечно установленная в раму.


Douglas 350сс, 1914 года

В 1919 году Берт купил другой мотоцикл, Clyno. Сняв с него коляску, Берт отправился на местный гоночный трек, покорять рекорды скорости.


Мотоцикл Clyno с коляской

В 1920 году, в возрасте 21 года, Берт покупает тот самый судьбоносный мотоцикл, Indian Scout, с номером на картере 5OR627. Это был один из самых первых Скаутов, выпущенных компанией Индиан. 600 кубических сантиметров рабочего объема, 42 градуса - развал цилиндров V-образной двойки, 3-х ступенчатая коробка передач, ножной привод сцепления, хардтейл сзади и рессора с двухдюймовым ходом вилки спереди, а также цепная передача на колесо - весьма непривычное решение для мотоциклов той поры (в то время большее распространение имел ременный привод) - тот самый мотоцикл, с которым наш герой не расстанется всю жизнь, будет его самостоятельно дорабатывать и побьет на нем множество рекордов скорости.


Один из Скаутов образца 1920 года, и тот самый, в будущем самый быстрый, с Бертом Монро верхом

Переделывать свой Индиан Берт Монро начал в 1926 году, используя самодельные инструменты. Он самостоятельно изготавливал различные детали двигателя. Поршни, например, он отливал в консервных банках, используя собственный рецепт сплава: «Два кусочка Шевроле и два кусочка Форда» - говорит герой Энтони Хопкинса в фильме. Цилиндры Берт изготавливал из старых водопроводных труб, оставшихся после замены трубопровода. По его словам, трубы, пролежавшие в земле, были «выдержанными». Шатуны Берт изготавливал из осей от тракторов Катерпиллар. Он сам изготовил для мотоцикла новое сцепление, маховик, четырехклаппанные головки цилиндров с верхним расположением клапанов, систему смазки. Старая рессорная вилка отправилась в резерв, а ее место заняла вилка-спрингер от мотоцикла Indian Prince. Покрышки-слики Берт также изготавливал самостоятельно, срезая лишнее со стоковых покрышек острым ножом, что также показано в фильме. Свой мотоцикл Берт называл «Munro Special».


В процессе доработок

К тому времени Берт Монро стал профессиональным спидвей-гонщиком. Вскоре началась Великая депрессия, и Берт снова вернулся в семью, на отцовскую ферму. Затем он нашел работу механиком и продавцом мотоциклов. От спортивной карьеры Берт отказываться не стал, и продолжал участвовать в заездах по пляжу Орети, а затем и в Мельбурне. Чтобы успевать зарабатывать деньги и работать над мотоциклами, ему приходилось работать до вечера продавцом, а всю ночь проводить в гараже, занимаясь своей техникой. В то время у Берта Монро был еще один мотоцикл - Velocette MSS 1936 года выпуска, на котором он также участвовал в гонках.


Стоковый Velocette MSS 1936 и доработанный Бертом Монро

С этим мотоциклом Берт проводил точно такую же работу, как и с Индианом: переварил раму, самостоятельно изготавливал детали двигателя, дорабатывал подвески, установил самодельные покрышки-слики. Объем двигателя вырос до 650сс, масса мотоцикла была значительно снижена. Свою Velocette Берт использовал по большей части для заездов по прямой, на максимальную скорость.

В конце 40-х годов, после развода с женой, Берт перестал работать продавцом-механиком и заперся в гараже. Теперь все свое время он посвящал доработке Indian и Velocette. Берт продолжал экспериментировать с различными материалами, применяемыми в конструкции своих мотоциклов. Также, для них он изготовил стеклопластиковый обтекатель, стараясь уменьшить лобовое сопротивление. В итоге, от стокового Скаута осталось совсем мало, но на картере все время можно было видеть один и тот же номер.


Двигатель Индиана, доработанный Бертом Монро

Начиная с 40-х годов, Берт Монро установил множество рекордов Новой Зеландии:

Заезд на полмили, дорога, класс - без ограничений
Munro Special Indian - 99.45 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, открытый класс
Munro Special Indian - 120.8 миль в час, Canterbury, 27 января 1940

Заезд на полмили, дорога, класс - 750cc
Munro Special Indian - 143.6 миль в час, Canterbury, 13 апреля 1957

Заезд на полмили, пляж, открытый класс
Munro Special Indian - 131.38 миль в час, Oreti Beach, 9 февраля 1957

Заезд на полмили, пляж, 750cc Class
Velocette 600cc - 129.078 миль в час, Oreti Beach, 16 декабря 1961

Заезд на полмили, пляж, класс - 750cc
Velocette 618cc - 132.35 миль в час, Oreti Beach, 1 мая 1971

Заезд на четверть мили, открытый класс
Velocette 600cc - 12.31 секунд, Invercargill, 25 марта 1962

В конце 50-х годов мотоциклы Берта Монро стали настолько быстрыми, что им стало тесно на треках и пляжах Новой Зеландии. Берт решил поучаствовать в заездах на высохших озерах Австралии, но, в 1957 году, после посещения Бонневилля, он поставил себе цель - ставить рекорды именно на этом солевом озере в Юте. На свои небольшие сбережения, и на деньги, которые дали ему друзья, в 1962 году он отправляется в Америку на старом грузовом корабле. Не имея большого количества средств, Берт во время путешествия работает коком на этом судне. По прибытии в Лос-Анджелес, Берт покупает за 90 долларов старенький универсал, цепляет к нему прицеп с Индианом, и отправляется своим ходом в Юту, на соленое озеро Бонневилль.

В Новой Зеландии, на родине Берта Монро, правила участия в заездах были простые. Ты приезжаешь, записываешься, гоняешь. В Бонневилле Берта не хотели допускать к заезду, так как он предварительно не сообщил о своих намерениях. Но его американские друзья, знаменитые гонщики, договорились с организаторами, и Берт получил возможность показать на что способен его мотоцикл.

Всего Берт побывал в Бонневилле 10 раз, первый раз в 1957 году, когда и загорелся идеей устанавливать там рекорды скорости, остальные 9 раз - участвовал в заездах. Когда Берт участвовал в заезде в Бонневилле впервые в жизни, он установил рекорд 178.971 миль в час, объем двигателя его мотоцикла составлял 850сс. Это было 20 августа 1962 года. Позднее, Берт установит еще два рекорда - 168.066 миль в час в 1966 году и 183.586 миль в час в 1967 году (объем двигателя его Скаута в то время составлял 950сс). В одном из квалификационных заездов Берт развил скорость 200 миль в час - это примерно 320 километров в час, но официально этот заезд не учитывался. После того, как его имя в американском мотожурнале написали с ошибкой он изменил своё имя с «Bert» на «Burt».


Берт и его Индиан

Indian Scout Берта Монро пережил множество поломок и падений. В жертву богу скорости было принесено множество самодельных деталей - поршни, цилиндры, шатуны, клапаны… Но до своего главного, рекордного заезда дошел именно тот самый Индиан, с номером 50R627.


Подношения богу скорости

В 1971 году о Берте Монро был снят документальный фильм именно с этим названием - Offerings to the god of speed. К сожалению, полную его версию мне так и не удалось найти, лишь нарезку моментов под музыку Билли Айдола.

В 1967 году Берт попал в аварию - на большой скорости у Скаута начался вобблинг, и мотоцикл с пилотом завалился набок. В одном из Новозеландских мотожурналов, Берт давал интервью: «Мы мчались как бомба, падающая с бомбардировщика. На половине дистанции начался вобблинг. Чтобы замедлиться, я приподнялся вверх над обтекателем. Ветер сорвал мои очки и вдавил глаза в голову, я ничего не видел. Буквально на пару дюймов мы разминулись со стальным маркером. Я положил мотоцикл набок - в результате мы отделались всего лишь парой царапин». Вообще, список травм Берта Монро, полученных при езде на мотоцикле, впечатляет. Например, в 1916 и 1921 годах он падал на голову так, что весь день лежал без сознания. В 1927 году он вылетел с дертовой трассы на скорости порядка 140 км/час, заработав многочисленные травмы и контузию. В 1932 году, когда Берт проезжал мимо одной фермы, на него бросилась собака, в результате чего он получил сотрясение мозга. В 1937 году, во время заезда по пляжу, Берт врезался в другого гонщика, выбив все зубы, а в 1959 году, во время дрэг-заезда, Берт упал и содрал кожу во всех мыслимых местах, а также раздробил один сустав на пальце.

В конце 50-х годов, Берт заболел ангиной. Болезнь дала осложнения, и в 1977 году у него случился инсульт. Ранее, в 1975 году, в следствии ухудшения здоровья, врачи запретили ему участвовать в официальных заездах. Но, тем не менее, Берт продолжал гонять на своих мотоциклах - Indian и Velocette. Доктора считали, что его здоровье было подорвано многочисленными травмами, полученными при авариях. Понимая, что после инсульта ездить он уже не сможет, но желая оставить свои мотоциклы на родине, он продал их местному энтузиасту. 6 января 1978 года, после дневной прогулки, сердце Берта остановилось. Ему было 78 лет.

Сейчас его мотоциклы находятся во владении одного из клубов мотоэнтузиастов Южного острова.

В 2005 году по истории жизни и приключений Берта Монро был снят фильм «Самый быстрый Индиан», который дал новозеландскому гонщику мировую известность.

Похожие статьи

  • Что такое интеллигентность: определение, примеры

    Держи, тут явно больше 60-80 слов.Интеллигентность - высокий уровень развития интеллекта, образованности, высокой культуры поведения. Интеллигентность заключена не только (и даже - не столько!) в знаниях, но и в способности к пониманию...

  • Простой, но точный психологический тест: прогулка по лесу Покрытые зеленью горы

    «Вообразите, что Вы идете по лесу». Так начинается проективный тест-игра, который я, конечно, опишу ниже. А пока несколько слов о самом тесте, надо же понимать, что делаешь и для чего.Проективные тесты- это любые тесты, которые не требуют...

  • Коренные расы Сколько рас на земле было по блаватской

    11. Семь коренных рас человечестваВ своей «Тайной Доктрине» Е. П. Блаватская дает подробное описание того, как развивалось и эволюционировало человечество до его нынешних формы и состояния. Эволюция человека, говорится в книге, после того...

  • Что означает выражение "посыпать голову пеплом"?

    Тип и синтаксические свойства сочетания Устойчивое сочетание (фразеологизм). Используется в качестве глагольной группы. Произношение МФА : [pəsɨˈpadʲ ˈɡoɫəvʊ ˈpʲepɫəm ] Семантические свойства Значение быть в отчаянии, печали, сильно...

  • Биологические объекты животного происхождения

    краткое содержание других презентаций «Сельскохозяйственная биотехнология» - Нарушение формирования волосяного покрова. Фитобиотехнология. Сельскохозяйственная биотехнология. Трансформация растений. Метод получения изолированных...

  • Образование государства Израиль

    В одном из недавних номеров «Российской газеты» опубликован очередной комментарий неисправимого оптимиста Михаила Горбачёва. Предлагаю вниманию отдельные выдержки из него. Михаил Сергеевич поныне нигде и никогда словом не обмолвился...